Викторина по русскому языку для 7-8 классов.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Викторина по русскому языку для 7-8 классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkomu_yazyku_dlya_7-8_klassov._prezentatsiya_i_konspekt_uroka.rar | 280.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №19
Викторина по русскому языку для 7-8 классов
Ответственный:
Сацко Е.И.
учитель русского языка
25 октября 2013
Викторина по русскому языку для 7-8 классов.
Цель:
-углубить знания учащихся по основным разделам языка;
-научить учащихся глубокому лингвистическому анализу слова;
-воспитывать любовь к родному языку, чувство коллективности и солидарности.
Тур №1.
Лексика.
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!
Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. Язык может быть и великим даром, и источником страданий.
Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…
Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)
Задание 1.
Определить лексическое значение диалектизма. Что это такое?
- Ноговицы – носки
- Издёвленок – шутник, острослов
- Хлопанцы – шлёпанцы
- Шмыгало – подвижный человек
- Провинка – ошибка
- Седмица – неделя
- Рех – дыра, отверстие, прореха
- Подлокотник – помощник, подручный
Задание 2.
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.
Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке.
1. Око – глаз
2. Чело – лоб
3. Выя – шея
4. Чрево – живот
5. Перст – палец
6. Вежды – веки
7. Ланиты – щеки
8.Уста – губы
9.Длань – ладонь
Задание 3.
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.
- Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
- Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
- Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
- Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
- Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
- Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
- Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
- Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
Задание 4.
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.
- Мыльня – баня
- Представщик – актер
- Говядо – скот
- Топталище – тротуар
- Лечезнание – медицина
- Силоделие – механика
- Ветродуй – вентилятор
Подведение итогов за первый тур.
ТУР №2.
Фонетика. Морфемика.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.
Варе..ка, коври..ка, деревя..ка, костя..ка.
Задание 2. В каком слове русского языка подряд следуют три буквы Е?
Задание 3. Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?
Задание 4. В каком из слов нет окончания?
1) степной; 2) стеной; 3) герой; 4) долой; 5) второй.
Задание 5. Какие из слов произошли от одного корня: пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота?
Задание 6. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв,
Задание 7. Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?
Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов кочерга, простыня, дно.
Задание 9. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска?
Подведение итогов.
Ответы на Викторину по русскому языку
- Варежка, коврижка, деревяшка, костяшка.
- Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.
- Иван Крылов.
- Долой.
- Все (пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота).
- Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.
- Дон.
- Кочерёг, простынь (допустимо простыней), доньев.
- Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к викторине по русскому языку для 5-6 классов
Данная презентация может быть использована как на уроке, так и на внеклассном мероприятии (например, во время проведения предметной недели). Вопросы по словообразованию, лексике и морфологии...
Викторина по русскому языку для 7-8 классов
Ведущий:Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы гово...
Презентация - викторина по русскому языку для 6-7 классов
Викторину "Умники и умницы" можно использовать как внеклассное мероприятие по русскому языку....
Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса
Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас....
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....
Викторина по русскому языку для учащихся 6 классов «МОГУЧИЙ И ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Викторина по русскому языкудля ...