Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_._vikt.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- развивать речь и творческие способности учащихся.
- прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.
- обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию.
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Оборудование: доска, мел, бумага, ручки, карточки с заданиями, таблички с названиями команд, жетоны, черный ящик, ключ, коса, лук.
Оформление доски:
число, название викторины,
алфавит,
слова «цена, очерк, тетрадка» для шарады.
Ход викторины
1. Орг.момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы? Тогда вперед!
Для начала я разделю вас на 3 команды (по рядам). За каждое задание вы будете получать жетоны, по которым мы и будем подводить итоги.
2. Жеребьевка
Учитель: Давайте определим порядок выступления команд. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, будет первой отвечать на мои вопросы, вторая – второй.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(о-цен-к-а)
- Разминка
Это задание можно считать интеллектуальной разминкой перед более сложными конкурсными испытаниями.
Участникам (по одному из каждой команды) предлагается по 9 толкований понятий, имеющих отношение к школьной жизни. Подсказкой для участников может служить алфавитный принцип расположения ответов на вопросы.
Выигрышные очки определяются по совокупности отгаданных слов.
А | Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке | алфавит, азбука |
Б | Карточки с вопросами для экзамена | билеты |
В | Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа | вопрос |
Г | Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением | глобус |
Д | Управление факультетом в высшем учебном заведении | деканат |
Е | Самая низкая учебная отметка | единица |
Ж | Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика | журнал |
З | Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков | звонок |
И | Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять | интерес |
К | Деревянная палочка, внутри которой – смесь глины с графитом | карандаш |
Л | Планка для вычерчивания прямых линий или измерения длины | линейка |
М | Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске | мел |
Н | Один из принципов обучения, основанный на показе | наглядность |
О | Принятая в учебной системе оценка знаний | отметка |
П | Высшее учебное звание преподавателя высшего учебного заведения | профессор |
Р | График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков | расписание |
С | Период сдачи экзаменов в ВУЗах, техникумах, специальных училищах | сессия |
Т | Листы в обложке | тетрадь |
У | Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету | урок |
Ф | Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения | физика |
Х | Учебное пособие – сборник избранных произведений или отрывков из них | хрестоматия |
Ц | Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи | циркуль |
Ч | Красящая жидкость для писания | чернила |
Ш | Для нерадивых учащихся – бумажка с записями для подглядывания во время экзамена | шпаргалка |
Э | Проверочное испытание по какому-либо предмету | экзамен |
Ю | Спортсмен-юноша, участник соревнований в своей возрастной группе | юниор |
Я | Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге | ямб |
- Задание на карточках
Поставить ударение | Вставить пропущенные буквы | |||||
Аристократия | Бюрократия | Ветеринария | Г…реть | З…рево | Прик…снуться | |
Водопровод | Нефтепровод | Газопровод | Под…ем | В…юга | Нян…чить | |
Артиллерия | Симметрия | Феерия | С…беру | Сж…гать | Зам…реть | |
Каталог | Квартал | Диспансер | Знач…к | Ж…лудь | Девч…нка | |
Христианин | Красивее | Кухонный | Ц…клон | Спиц… | Ц…пленок |
Время на выполнение – 3 минуты. Выигрышные очки определяются по совокупности правильно записанных слов.
- Блиц-тур.
По одному участнику от каждой команды должны ответить на 7 вопросов. Время на обдумывание – 3-5 секунд.
1 команда | 2 команда | 3 команда | |||
Сколько корней в слове «пароход»? | 2 | Сколько корней в слове «соображать»? | 1 | Сколько корней в слове «землемер»? | 2 |
Назовите вопросы творительного падежа | кем?чем? | Назовите вопросы винительного падежа | кого?что? | Назовите вопросы дательного падежа | кому?чему? |
В слове «сверхинте-ресный» «сверх-» приставка или корень? | Приставка | В слове «юго-западный» «юго-» приставка или корень? | Корень | В слове «межпредметный» «меж-» приставка или корень? | Приставка |
От какого слова образовано слово «заново»? | новый | От какого слова образовано слово «охотник»? | От какого слова образовано слово «темнота»? | темный | |
«Шестилетний» - это числительное или прилагательное? | прилагат. | «Тройка» - это существительное или числительное? | существит. | «Удвоить» - это глагол или числительное? | глагол |
Образуйте существительное от числительного «пять» | пятерка | утроить | Образуйте прилагательное от числительного «один» | одинокий |
- Перевертыши
Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например: Кроссовки щей объелись – Сапоги каши просят.
Жетон получает команда, которая быстрее других ответит правильно.
Зайцам симпатизировать – дома не сидеть. (Волков бояться – в лес не ходить).
Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом).
Дылда-дочь от мамы смылась. (Крошка-сын к отцу пришел).
У орла один раз нечистый украл кружочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра).
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит).
7. Фразеологические загадки
Учитель: Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды в соответствии с жеребьевкой. Досрочный правильный ответ оценивается двумя жетонами; правильный ответ, данный после прочтения всех определений – одним. Если команда дает неправильный досрочный ответ, то ответить может другая команда.
Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять. (голова).
Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли – она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом. (каша)
М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь. (уши)
Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать.(деньги)
Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (время)
Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они – главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (глаза)
Его любимый праздник – масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (кот)
Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.(язык)
В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (руки)
Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов, (муха)
- Черный ящик
Внимание! Черный ящик! Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Я назову первое слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.
Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. (В ящике – девичья коса)
Вода была очень холодной и чистой, недаром родник носил такое красивое название – Хрустальный ключ. (В ящике – ключ от замка)
Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (В ящике – репчатый лук)
- Дополнительное задание
Придумать и записать рассказ, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву.
10. Подведение итогов
Подсчет жетонов.
Определение команды победителей.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку для учащихся 7-8 классов.
Викторина по русскому языку содержит занимательные вопросы для развития логического и аналитического мышления....
Викторина по русскому языку для учащихся 7 класса
Викторина по русскому языку составлена по аналогии с телевизионной интеллектуальной игрой «Своя игра». Она включает задания по орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, лексике и фразеологии, я...
Вопросы викторины по русскому языкудля учащихся 5 -7 классов
Викторина содержит задания на знание таких разделов языкознания, как словообразование, морфология...
Викторина по русскому языку для учащихся 5 класса
Викторина разработана для учащихся 5 класса. Цель: пробуждение интереса к русскому языку, развитие творческих способностей и неординарного мышления. Материал может использоваться для стартовой п...
Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"
Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....
Викторина по русскому языку для учащихся 6 классов «МОГУЧИЙ И ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Викторина по русскому языкудля ...