Схема анализа прозаического произведения
консультация по русскому языку на тему

Гусева Ирина Витальевна

Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользоваться каждый желающий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_prozaicheskogo_teksta.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА  АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.

Не забываем, что любое высказывание (любая языковая единица) имеет двуплановую природу:

                форма + содержание (значение).

Следовательно, анализ текста должен отражать и то и другое. Общий план анализа можно представить так:

1) Определите тему текста.

2) Сформулируйте основную мысль (идею) текста

3) Ответьте на вопрос: к какому стилю и типу речи относится текста (его части) ?

4. Подумайте, с какой  целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать своё мнение, дать оценку предмету речи?

5. Охарактеризуйте основные языковые особенности текста.

а) ЛЕКСИКА: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка даётся автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрение, неодобрение, восхищение, пренебрежение и т.д.)?

б) МОРФОЛОГИЯ: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.

в) СИНТАКСИС: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т.п.) С какой целью они используются в речи?

г) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

как представлены в тексте тропы и стилистические фигуры? Какую функцию они выполняют в тексте? Не забывайте о примерах.

6. Выскажите своё мнение по поводу проблемы, поставленной автором. Выразите свою позицию, приведите аргументы в её защиту.

Размышления нужно облечь в форму сочинения-размышления, что, безусловно, вызовет больше уважения к вашей работе.

                                                                  УСПЕХОВ!

 Использованы материалы статьи С.А. Арефьевой «Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии» (Русский язык в школе и дома, 2004- №6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа лирического произведения

В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....

Схема анализа лирического произведения

Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...

схема анализа лирического произведения

схема анализа лирического текста в таблице...

Схема анализа стихотворного произведения для 6 класса

Данная схема анализа стихотворения разработана для учащихся 6 классов, её учащиеся дополняют по мере увеличения изученного материала. С 7 предложенных пунктов можно довести схему до 11....

план анализа прозаического произведения

Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса...

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"...