Схема анализа прозаического произведения
консультация по русскому языку на тему
Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользоваться каждый желающий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_prozaicheskogo_teksta.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Не забываем, что любое высказывание (любая языковая единица) имеет двуплановую природу:
форма + содержание (значение).
Следовательно, анализ текста должен отражать и то и другое. Общий план анализа можно представить так:
1) Определите тему текста.
2) Сформулируйте основную мысль (идею) текста
3) Ответьте на вопрос: к какому стилю и типу речи относится текста (его части) ?
4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать своё мнение, дать оценку предмету речи?
5. Охарактеризуйте основные языковые особенности текста.
а) ЛЕКСИКА: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка даётся автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрение, неодобрение, восхищение, пренебрежение и т.д.)?
б) МОРФОЛОГИЯ: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.
в) СИНТАКСИС: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т.п.) С какой целью они используются в речи?
г) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:
как представлены в тексте тропы и стилистические фигуры? Какую функцию они выполняют в тексте? Не забывайте о примерах.
6. Выскажите своё мнение по поводу проблемы, поставленной автором. Выразите свою позицию, приведите аргументы в её защиту.
Размышления нужно облечь в форму сочинения-размышления, что, безусловно, вызовет больше уважения к вашей работе.
УСПЕХОВ!
Использованы материалы статьи С.А. Арефьевой «Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии» (Русский язык в школе и дома, 2004- №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа лирического произведения
В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....
Схема анализа лирического произведения
Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...
схема анализа лирического произведения
схема анализа лирического текста в таблице...
Схема анализа стихотворного произведения для 6 класса
Данная схема анализа стихотворения разработана для учащихся 6 классов, её учащиеся дополняют по мере увеличения изученного материала. С 7 предложенных пунктов можно довести схему до 11....
план анализа прозаического произведения
Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса...
Анализ прозаического произведения
Теория...
Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"
Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"...