Схема анализа прозаического произведения
консультация по русскому языку на тему
Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользоваться каждый желающий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА.
Не забываем, что любое высказывание (любая языковая единица) имеет двуплановую природу:
форма + содержание (значение).
Следовательно, анализ текста должен отражать и то и другое. Общий план анализа можно представить так:
1) Определите тему текста.
2) Сформулируйте основную мысль (идею) текста
3) Ответьте на вопрос: к какому стилю и типу речи относится текста (его части) ?
4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать своё мнение, дать оценку предмету речи?
5. Охарактеризуйте основные языковые особенности текста.
а) ЛЕКСИКА: книжная или разговорная? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка даётся автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрение, неодобрение, восхищение, пренебрежение и т.д.)?
б) МОРФОЛОГИЯ: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.
в) СИНТАКСИС: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т.п.) С какой целью они используются в речи?
г) ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:
как представлены в тексте тропы и стилистические фигуры? Какую функцию они выполняют в тексте? Не забывайте о примерах.
6. Выскажите своё мнение по поводу проблемы, поставленной автором. Выразите свою позицию, приведите аргументы в её защиту.
Размышления нужно облечь в форму сочинения-размышления, что, безусловно, вызовет больше уважения к вашей работе.
УСПЕХОВ!
Использованы материалы статьи С.А. Арефьевой «Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии» (Русский язык в школе и дома, 2004- №6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема анализа лирического произведения
В материале дана простая схема анлиза стихотворения, также приведены основные особенности разных стихотворных размеров....
Схема анализа лирического произведения
Схема анализа лирического произведения, 10-11 классы...

Схема анализа стихотворного произведения для 6 класса
Данная схема анализа стихотворения разработана для учащихся 6 классов, её учащиеся дополняют по мере увеличения изученного материала. С 7 предложенных пунктов можно довести схему до 11....
план анализа прозаического произведения
Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса...

Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"
Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"...