план анализа прозаического произведения
консультация по литературе (9 класс) на тему
Опубликовано 12.01.2017 - 16:13 - Заливена Оксана Алексеевна
Пригодится как раздаточный материал ученикам вашего класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как правильно анализировать прозаическое произведение | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План анализа прозы
- История создания.
- Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
- Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
- Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
- использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
- роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
- эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План анализа художественного произведения
План анализа художественного произведения можно использовать для самостоятельной подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе....
Примерный план анализа лирического произведения
Примерный план анализа лирического произведения...
План анализа эпического произведения
Данный материал может быть использован на уроках литературы в 5-8 классах....
План анализа лирического произведения
Данный материал можно использовать при изучении лирических произведений....
Схема анализа прозаического произведения
Часто на олимпиаде по русскому языку участникам предлагается выполнить полный анализ теста, написанного в прозе. В материале представлен примерный универсальный план анализа, которым может воспользова...
Анализ прозаического произведения
Теория...
Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"
Рабочий лист "Анализ прозаического произведения"...