Практикум по литературе. Теория и практика успешного написания сочинения - рассуждения
элективный курс по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа к "Практикум по литературе. Теория и практика успешного написания сочинения - рассуждения " содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, помогает подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Практикум по литературе. Теория и практика успешного написания сочинения - рассуждения» составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования по русскому языку 2004 г.;
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку
Актуальность
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМы ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Программа факультативного курса «Теория и практика успешного написания сочинения -рассуждения» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Цель факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение)).
Задачи курса:
- познакомить учащихся со структурными компонентами экзаменационного сочинения-рассуждения, технологией его написания;
- систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи;
- способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста;
- совершенствовать практическую грамотность учащихся;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- способствовать формированию у учащихся культуры устной и письменной речи;
- психологически подготовить учащихся к процедуре ЕГЭ.
Учет возрастных и психологических особенностей.
Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей.
Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в учебных предметах, имеющих личностную смысловую ценность, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
При разработке программы, выборе методов и приёмов её реализации особое внимание уделялось развитию самостоятельности, творческого подхода к решениям, умению принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать.
Место факультативного курса в учебном плане
Программа данного факультативного курса рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 10-11 классов, сдающих ЕГЭ по русскому языку.
В качестве методического сопровождения используется учебно-методическое пособие – рабочая тетрадь Сениной Н.А. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (Ростов-на-Дону: «Легион-М», 2012). Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, практические задания , методику подготовки к выполнению части С.
Основные формы организации занятий.
В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:
- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);
- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, тестовые задания, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);
- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной литературой;
- индивидуальные консультации.
Виды контроля уровня достижений учащихся:
- Текущий (на каждом занятии);
- Промежуточный (в конце изучения раздела);
- Итоговый (в конце курса) предполагает создание творческой работы (сочинения-рассуждения), соответствующей требованиям, предъявляемым к части С на Едином государственном экзамене.
Оценивание работ учащихся осуществляется по системе «зачет \ незачет» (более 50% выполнения задания – «зачет», менее 50% – «незачет»).
Формы контроля:
- практическая работа
- самостоятельная работа
- анализ текста
- редактирование текстов-образцов
- творческая работа (сочинение)
- презентации, созданные учащимися
- составление обобщающих схем, таблиц
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся, изучившие курс, должны
знать:
– структуру и компоненты экзаменационного сочинения-рассуждения;
– основные правила рецензирования, редактирования чужих текстов;
– нормы литературного языка (речевые и языковые), типологические особенности функциональных стилей, типов речи;
уметь:
– понимать и интерпретировать содержание прочитанного текста;
– формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
– выявлять авторскую позицию и грамотно ее формулировать;
– выражать и грамотно аргументировать собственное мнение по заявленной проблеме;
– структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
– последовательно и логично излагать мысли, используя разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
– совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные, речевые, языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
– оформлять собственное высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;
использовать приобретенные знания и умения
– для адекватного и компетентного оценивания той или иной языковой ситуации;
– для успешного выполнения задания части С на ЕГЭ, в том числе по другим предметам (написание эссе по обществознанию, истории);
– в последующей учебной и профессиональной деятельности.
Содержание программы.
Теоретический блок (17 ч.):
Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.
Раздел 1. Проблема текста. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы.
Раздел 2. Комментарий к проблеме. Типы комментария. Типы информации в тексте. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментировании. Цитаты. Способы цитирования.
Раздел 3. Авторская позиция. Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.
Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.
Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции. Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации.
Раздел 5. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.
Раздел 6. Речевое оформление сочинения.
Средства связи предложений в тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки.
Практический блок (9 ч.): Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов). Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция). Практическое занятие (аргументация собственной позиции). Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. Редактирование собственного сочинения.
Творческие работы (5 ч.): Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы. Создание «Банка аргументов» и его презентация.
Индивидуальные консультации (4 ч.)
Учебный план
№ | Название разделов и тем | Количество часов | теория | практика | Формы контроля |
Введение | |||||
1 | Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания. | 1 | 1 | ||
Раздел 1. Проблема текста. | |||||
2 | Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. | 1 | 1 | ||
3 | Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы. | 1 | 1 | ||
4 | Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
Раздел 2. Комментарий к проблеме. | |||||
5 | Типы комментария. Типы информации в тексте. | 1 | 1 | ||
6 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментировании. | 1 | 1 | ||
7 | Цитаты. Способы цитирования. | 1 | 1 | ||
8 | Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
9 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||
Раздел 3. Авторская позиция. | |||||
10 | Позиция автора. Средства выражения авторской позиции. | 1 | 1 | ||
11 | Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах. | 1 | 1 | ||
12 | Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции. | 1 | 1 | ||
13 | Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция) | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
14 | Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция). | 1 | 1 | Сочинение | |
15 | Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция). | 1 | 1 | Сочинение | |
16 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||
Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции. | |||||
17 | Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. | 1 | 1 | ||
18 | Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. | 1 | 1 | ||
19 | Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации. | 1 | 1 | ||
20 | Практическое занятие (аргументация собственной позиции). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
21 | Практическое занятие (аргументация собственной позиции). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
22 | Создание «Банка аргументов» и его презентация. | 1 | 1 | Банк аргументов | |
23 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||
Раздел 5. Композиция сочинения. | |||||
24 | Виды и формы вступления. | 1 | 1 | ||
25 | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. | 1 | 1 | ||
26 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
Раздел 6. Речевое оформление сочинения. | |||||
27 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 1 | ||
28 | Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. | 1 | 1 | ||
29 | Грамматические ошибки. | 1 | 1 | ||
30 | Речевые ошибки. | 1 | 1 | ||
31 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
32 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |
33 | Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы. | 1 | 1 | Сочинение | |
34 | Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы. | 1 | 1 | Сочинение | |
35 | Редактирование собственного сочинения. Индивидуальная консультация. | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов и тем | Количество часов | теория | практика | дата | ||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||
Введение | |||||||||||||||||
1 | Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания. | 1 | 1 | ||||||||||||||
Раздел 1. Проблема текста. | Раздел 1. Проблема текста. | ||||||||||||||||
2 | Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. | 1 | 1 | ||||||||||||||
3 | Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы. | 1 | 1 | ||||||||||||||
4 | Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
Раздел 2. Комментарий к проблеме. | Раздел 2. Комментарий к проблеме. | ||||||||||||||||
5 | Типы комментария. Типы информации в тексте. | 1 | 1 | ||||||||||||||
6 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментировании. | 1 | 1 | ||||||||||||||
7 | Цитаты. Способы цитирования. | 1 | 1 | ||||||||||||||
8 | Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
9 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||||||||||||||
Раздел 3. Авторская позиция. | Раздел 3. Авторская позиция. | ||||||||||||||||
10 | Позиция автора. Средства выражения авторской позиции. | 1 | 1 | ||||||||||||||
11 | Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах. | 1 | 1 | ||||||||||||||
12 | Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции. | 1 | 1 | ||||||||||||||
13 | Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция) | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
14 | Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция). | 1 | 1 | Сочинение | |||||||||||||
15 | Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция). | 1 | 1 | Сочинение | |||||||||||||
16 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||||||||||||||
Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции. | Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции. | ||||||||||||||||
17 | Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. | 1 | 1 | ||||||||||||||
18 | Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. | 1 | 1 | ||||||||||||||
19 | Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации. | 1 | 1 | ||||||||||||||
20 | Практическое занятие (аргументация собственной позиции). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
21 | Практическое занятие (аргументация собственной позиции). | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
22 | Создание «Банка аргументов» и его презентация. | 1 | 1 | Банк аргументов | |||||||||||||
23 | Индивидуальная консультация. | 1 | 1 | ||||||||||||||
Раздел 5. Композиция сочинения. | Раздел 5. Композиция сочинения. | ||||||||||||||||
24 | Виды и формы вступления. | 1 | 1 | ||||||||||||||
25 | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. | 1 | 1 | ||||||||||||||
26 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
Раздел 6. Речевое оформление сочинения. | Раздел 6. Речевое оформление сочинения. | ||||||||||||||||
27 | Средства связи предложений в тексте. | 1 | 1 | ||||||||||||||
28 | Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. | 1 | 1 | ||||||||||||||
29 | Грамматические ошибки. | 1 | 1 | ||||||||||||||
30 | Речевые ошибки. | 1 | 1 | ||||||||||||||
31 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
32 | Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. | 1 | 1 | Самостоятельная работа | |||||||||||||
33 | Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы. | 1 | 1 | Сочинение | |||||||||||||
34 | Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы. | 1 | 1 | Сочинение | |||||||||||||
35 | Редактирование собственного сочинения. Индивидуальная консультация. | 1 | 1 |
Литература для учащихся:
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2012.
Литература для учителя:
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Казарина С.Г. Милюк А.В. Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку. – Издательство: Феникс, 2004 г.;
Любичева Е.В. ЕГЭ – 2009. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2009.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С (модели сочинений). Учебное пособие для 10-11 классов. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Цыбулько И.П. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Интернет-ресурсы
капканы егэ.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это специальный курс для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
Программа факультатива "Теория и практика успешного написания сочинения-рассуждения" 10-11 классы
Цель данного факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочи...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
Урок-практикум в 10 классе о теме "Обучение написанию сочинения-рассуждения»
Подготовка к ЕГЭ...
Мастер-класс "Творческая составляющая ЕГЭ. Шаги к успешному написанию сочинения- рассуждения."
Мастер-класс будет полезен учителю русского языка и литературы.Работа в группах по рассказу Людмилы Дудка «Искушение"....
«Теория и практика в написания сочинения»
Программа элективного курса...