Научная статья "Сочинения разных жанров"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Высоцкая Надежда Васильевна

В данной статье описываются виды и способы написания сочинений в разных жанрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._vysotskaya_dokument_microsoft_office_word.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Н.В.Высоцкая, учитель русского языка и    

                                                    литературы МОБУГ №2, г. Новокубанск

Сочинения разных жанров на уроках русского языка и литературы

        Сочинение – самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию. Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове. Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».

        К сожалению, большинство учащихся в последнее время признаются, что они затрудняются в написании творческих работ, особенно сочинений по литературе. У них не воспитана потребность воплощать свои мысли в художественные образы. Нередко они связывают свое отрицательное отношение к сочинению с невозможностью открыто, правдиво высказать свое мнение по тем или иным вопросам, так как учитель авторитарно определяет ход рассуждения, подавляет самостоятельность мысли. В связи с этим литературное сочинение из творческой работы превращается в заурядную и трафаретную форму проверки знаний. Учитель принимает элементарное воспроизведение текста, а творческий уровень работы, владение художественным словом зачастую не учитываются. [2]

      Время показало необходимость творческого потенциала учащихся, умение учителя приобщить детей к творчеству. Конкурсы, предметные олимпиады, новые формы экзаменов требуют  не только знаний, но и творчества. Поговорим о некоторых жанрах сочинений, всё чаще используемых в последнее время.

         «Дневник – форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей. Такие записи  современны описываемым событиям.

 «Дневник – самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской…». Таково определение жанра дневника Е.Щегловой, которая раскрывает специфику и тональность жанра.

          Знакомя учащихся с историей возникновения дневника как литературного произведения, с особенностями жанра дневниковых записей, необходимо  объяснить правила ведения дневника, познакомить с образцами  дневниковых записей из художественной литературы. («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).     «По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - говорил Л.Н.Толстой. Дневник -– это ежедневные (периодические) записи о событиях текущей жизни Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего, создаёт впечатление достоверности, жизненной полноты.  Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации. [5]

            Как писать сочинение в жанре дневниковых записей? Познакомьте учащихся  с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет им выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра. Помогите определить идею  сочинения, основную мысль, которую необходимо доказать  работой. Правильное определение идеи позволит ученику глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. Составьте вместе план, который поможет  наметить, с чего начать работу, какие  разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Уверены: дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение. Помните: вести дневник – значит дисциплинировать себя, шлифовать свои мысли и фразы, лучше разбираться в жизни, глубже познавать себя, ведь «...слово – единственное, что будет жить вечно». [3,107 ]

   Таким образом, дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего. Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, открытость и страстность интонации, чем не обладают другие, более объективные жанры.

      Сочинение в жанре дневниковых записей может быть двух типов: дневник, написанный от Вашего лица;  дневник, написанный от лица литературного героя.  Предлагаю познакомиться с сочинением, написанным в жанре дневника. Его готовила ученица к конкурсу «Здравствуй, мама»

И это все о ней …

          В жизни каждого из нас есть самый главный человек – наша мама…    

         Мамочка, мама... Такое родное, такое душевное слово, несущее столько воспоминаний, столько тепла и доброты. Произносишь это слово "мама", и сердце наполняется прекрасным, ни с чем не  сравнимым чувством – чувством любви к ней, к одной единственной. И пусть у каждого она своя, мама, но лучше моей мамы нет никого на свете.

                                                         25  декабря 2007года.

           Сегодня мы с мамой готовились к новогоднему утреннику. Мама достала сшитое накануне зелёное фланелевое   платье и ярко-красную шапку-звезду. На празднике в детском саду я буду ёлочкой. Вместе с мамой стали густо пришивать к платью настоящие веточки голубой ели, растущей у нас  во дворе (папа отрубил ее нижние ветви для такого случая). Затем началось самое интересное: надеваю мягкое изнутри платье, и мы начинаем украшать «ёлочку»  красивыми   бантиками, сшитыми из синей парчи, синей мишурой и несколькими  маленькими свечками, слабо мерцающими синим огоньком…  Приз за лучший костюм достался мне.   Мамуля, я ценю твою фантазию.

                                                                                 15 июля 2010 года.

                Замечательный день! Солнце, прокравшись тихонько через занавеску, ласково касается моего лица, заставляет открыть глаза. Неужели это мне снится?  У стен – фонтаны ярко-зелёных воздушных шаров, на столе – корзина с любимыми ромашками, над дверью надпись: «С юбилеем!» Свое десятилетие я запомнила надолго: подарки, о которых мечтала, весёлый праздник с друзьями, вечер с родственниками и слова мамы: «Дочурка, ты самая лучшая!» Как же я люблю тебя, родная моя мамулечка!

                                                1 марта 2012 года.

         Смотрю я на многих ровесников – и жалко их становится. Злятся они, суе-тятся, жалуются на жизнь, ругают судьбу, обстоятельства, завидуют кому-то, стремятся извлечь из всего выгоду… А жизнь проходит, и день, потраченный на злобу, прожит напрасно. Как же права моя мама: нужно уметь радоваться, нужно учиться видеть в жизни то хорошее, за что ее стоит любить. Мы часто бываем  в лесу с мамой: собираем первые весенние цветы, наблюдаем за  жизнью лебедей, лакомимся лесными дарами.

     Оглядываюсь вокруг – как красив мир!  Слушаю, как журчит ручеек, как поет в вышине жаворонок. На небо смотрю – какое оно ослепительно синее! Жить – это так здорово! Как я благодарна  тебе, мамуля,  за то, что ты подарила мне жизнь и научила  меня ее любить.                                                      

                                                                                    22 апреля 2013 года.

              К христианским праздникам в нашей семье благодаря маме трепетное отношение.  Просыпаюсь от едва уловимого, щекочущего ноздри аромата све-жевыпеченного домашнего хлеба. Тихонечко прокрадываюсь на кухню,  устра-иваюсь поудобней на стуле и наблюдаю, как под мамиными проворными руками  рождается  тесто для будущих куличей. Скатав небольшие шары из теста, мама накрывает их чистым полотенцем: «Тесто должно отдохнуть». А в это время она достает баночки с разноцветной краской, расстилает на столе салфетки, ставит только что  сваренные вкрутую яйца,  и я ложкой с дырочками выкладываю на тарелки  окрасившиеся яйца. Жёлтые, синие, красные, зелёные – они пестреют на столе как летняя цветущая полянка. А тут и тесто подоспело: шарики превратились в большие воздушные шары, из которых так и норовят выпрыгнуть крупные изюмины. Мамуля раскладывает их в  разного размера формочки: каждому члену нашей многочисленной семьи достанется свой кулич. Через некоторое время кухня наполняется запахами ванили и корицы. Готовые куличи смазываем «гоголем-моголем» и посыпаем яркими сахарными бусинами. Мама достает плетёное блюдо, в середину  ставит  куличи, а вокруг них – крашеные яйца, затем несет эту красоту  на вышитую скатерть. Всё вокруг трепещет в предверии праздника. С благодарностью обнимаю дорогого мне человека и чувствую, как пахнет она  вкусным маминым запахом.                                      

                                                                      23 октября 2014 года.

      Сегодня начала подготовку к ноябрьскому празднику мам. Для самой лучшей мамы на свете хочу придумать и организовать  незабываемый  праздник.

        На  окошке моей комнаты в нескольких горшках уже появились бутоны разноцветных хризантем, высаженных мною в августе.  В художественной школе под руководством учителя заканчиваю мамин портрет, срисовывая маму с фотографии, дорисовывая   веночек  васильков на голове. По вечерам готовлю коллаж из фотографий, на которых запечатлена мама  в самых разных ситуациях: на работе, на вручении грамоты губернатором, в парикмахерской, на домашней кухне, в саду у цветущей яблони, на море. Разумеется, будет и традиционный пирог с ягодами по моему собственному рецепту. Так хочется, чтобы в этот день твои глаза, дорогая мамочка,  излучали только радость. [ 4 ]

       Из  таких незатейливых сочинений семиклассников впоследствии рождаются сочинения в форме дневника по литературным произведениям. Предлагаем Вашему вниманию  сочинение в форме дневниковых записей «Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

       «Русь, куда же несешься ты?».   Страшно сегодня за Россию.   И приходит

 мысль обратиться к Николаю Васильевичу Гоголю, перевоплотиться в Чичикова, сесть в довольно красивую рессорную небольшую бричку и вновь совершить путешествие по Руси 19 века, чтобы сравнить и понять, что же с нами происходит?

День первый.

       Наконец-то в губернском городе NN. Как устал от такой ужасной дороги. Хотя  чему удивляться, я в российской глубинке. Городок мал и грязен. Гостиница «известного рода» с потемневшим и грязноватым темно-красным кирпичиком, комната «с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, обед скверный.

       Немного отдохнув, знакомлюсь с городом. Обычный провинциальный городишко, таких много. Унылый пейзаж не радует: бьет «в глаза жёлтая краска на каменных домах» и скромно темнеет на  вывесках, почти смытых дождем, чаще других встречается надпись «Питейный дом»; мостовая везде плоховата, городской сад «состоит из тоненьких дерев» не выше тростника, река протекает посреди города.

День второй.

        Наносил визит «сильным мира сего». Побывал у губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, у полицмейстера. Впечатления одни и те же. Кругом царство произвола и беззакония, невежества и пошлости, подлых и черствых людей, мир праздности и беззаботности. Взяточники, казнокрады, грабители, сплетники – вот цвет губернского общества, не обременяющего себя заботами о государстве. А как иначе назвать «чудотворца»- полицейского, который «в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую», почтмейстера, склонного к философии и мистике, робкого прокурора - моргуна, взяточника Ивана Антоновича -«кувшинное рыло», падкого на лесть губернатора?

         Сплетни, пустомыслие и пустословие, мелочность  интересов, вечная погоня за развлечениями характеризуют губернских дам.  Этикет и манеры их чуть не свели меня с ума. Никогда не говорят они: «Я  высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорят: «Я облегчила себе нос, я  обошлась посредством платка». А как они коверкают французский! Это надо только слышать. Их стремление подчеркнуть культуру, притворная скромность, мелкие ужимки и кривляния просто раздражают. Как это глупо. Жаль, что не встретил никого, заслуживающего внимания.        

День девятый.

         Отправляюсь к помещикам скупать «мертвые души». Начну-ка я с Манилова, «весьма обходительного и учтивого», от которого получил приглашение на вечеринке у губернатора. «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением». Одинокий «господский дом», открытый всем ветрам, редкие кусты сирени и жёлтой акации, серенькие бревенчатые избы мужиков  – все производит гнетущее впечатление бесхозяйственности, всеобщего запустения. В комнатах рядом с прекрасной мебелью, обтянутой дорогой материей, стоят кресла, покрытые рогожею; на столе красуется «щегольский»  подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями», а к щёголю жмется «медный инвалид» весь в сале.

         Хозяйством, которое приходит в упадок, Манилов  не занимается, «даже никогда не ездит на поля», всецело передоверив все приказчику. Манилов создает фантастические проекты один нелепее другого, не имея представления о реальной жизни.  Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки его красноречиво говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни  в селе Селифан».

        Что касается покупки «мёртвых душ», то наивный и благодушный хозяин, услыхав мое предложение, сначала растерялся. А затем, так ничего и не поняв,  согласился подарить мне их. Даже купчая будет оформлена за его счёт! Вот это везение! С хорошим настроением покидаю Маниловку.

   День двенадцатый.

          В прескверном расположении духа еду к последнему в этой округе помещику – Плюшкину. Предыдущие два дня вспоминать не хочется, так как посещение Коробочки,  Ноздрёва и Собакевича не  доставило удовольствия. Всюду грубость, притупление всех человеческих чувств, невежество, паразитизм, тупость, пошлость и какой-то дикий, веющий гнилью консерватизм. Каждый «хорош» по-своему. Коробочка –  эталон тупоумия, скопидомства, алчности и жадности. Ноздрев – жулик и кутила, буян и враль, бесшабашный шут и шулер, герой ярмарок, балов,  попоек, карточного стола. Собакевич – «чертов кулак», по -медвежьи  ухватистый во всех делах…

          А вот и деревня Плюшкина с пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой,  с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядит каким-то «дряхлым инвалидом», с садом, похожим на заброшенное кладбище. В странной фигуре, одетой в неопределённое платье, рваное и засаленное, я не сразу распознаю владельца  «тысячи с лишком душ», у которого амбары полны добра. Однако все это добро гниет, превращаясь в труху, так как безраздельно охватившая Плюшкина алчная скупость вытравила у него понимание действительной ценности вещей, затмила практический ум когда-то опытного хозяина.

         Отношение Плюшкина к покупщикам,  хождение по селу за сбором всякой дряни, кучи хлама в его доме говорят о том, что скряжничество привело к бессмысленному накопительству, а хозяйство – к разорению. Все пришло в упадок. Крестьяне «мрут,  как мухи», числятся в бегах. «И до такой ничтожности,  мелочности, гадости мог снизойти человек!  Боже!..  Какой кошмар!

Вечер того же дня.

    Изучаю список «мёртвых душ», удел которых – болезни, голод, страшная смертность, и передо мной раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпение и мужество, буйных вспышек протеста. Среди них и плотник Степан Пробка, наделенный богатырской силой и исходивший «все губернии с топором за поясом»,  и каретник  Михеев,  экипажи  которого славились на  всю округу,  и кирпичник Милушкин, умевший ставить печь в любом доме, и Абакум Фыров, сбежавший в бурлаки от крепостного гнета,  и дворовый Плюшкина Попов, который предпочёл жизнь в тюрьмах возращению к хозяину. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату».

День тридцатый.

Всё рухнуло! Тупые, недалёкие,  а сумели распознать. Вот тебе и многоликая Русь, отсталая и непонятная!    

         С надеждой жду сказочного превращения Руси в чудесную таинственную птицу-тройку, летящую по необъятным просторам русской земли и заставляющую другие народы и государства давать ей дорогу.          [ 4 ]

       Сегодня, как никогда, вновь становится актуальным   оригинальный жанр школьного сочинения – письмо. Это особая форма общения, служащая для передачи информации на расстоянии со своей манерой художественного изображения.

        Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина. Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей. С письмами ученики столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». [ 5 ]

        В жанре письма можно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.  Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо знать его основные признаки.

        На наш взгляд, письмо разъясняет и убеждает, полемизирует и обличает. Призывает к действию, агитирует и пропагандирует. В нем сочетаются непринужденная живость разговорной речи и четкая упорядоченность литературного языка. Художественные образы в письме не внешнее украшение, они неразрывно слиты с размышлениями. Вымысел тесно соединен с фактами, а художественные образы соседствуют с размышлениями автора.

        В письме, безусловно, ведущая роль принадлежит повествующему лицу, которое рассказывает, рассуждает, ведёт читателя от одного факта к другому, знакомит с явлениями, анализирует и разъясняет явления или проблемы. Этот жанр определяется целью – воздействовать на читателя, выразить позицию автора, для того чтобы изменить или укрепить существующее положение вещей, вызвать интерес к произведению, изучаемому на уроках. Письмо  отличает открытая полемичность, эмоциональность. Риторические вопросы, обращения и восклицания характерны для этого стиля. Вопросно - ответная форма подачи информации, аргументы из произведения, яркие события, факты окружающей действительности, духовные искания читателя должны, на наш взгляд, найти отражение в этом жанре. [ 1;5 ]

Для письма характерны  длинные и сложные предложения, как правило, используются вводные слова. Уместно дать сильному ученику написать сочинение в жанре письма до начала изучения произведения и прочитать его на первом  уроке, чтобы заинтересовать других. Порой это служит желанию прочитать произведение, разобраться в нем. Вот пример сочинения в жанре письма. 

«Слава тебе, безысходная боль!»

(Тема любви в лирике А. Ахматовой)

Милостивая государыня  Анна Андреевна Ахматова! Я обращаюсь к Вам и пишу это письмо в царство тишины, так как очень люблю Ваше творчество.  Особенно меня привлекают любовные стихи, где неожиданные мольбы перемешаны  с проклятиями, где все резко  контрастно и безысходно, где победительная власть над сердцем сменяется ощущением опустошенности, а нежность соседствует с яростью, где тихий  шёпот признания перебивается грубым языком ультиматумов и приказов.

Пожалуй,  для меня Вы, уважаемая Анна Андреевна, прежде всего певец любви – того «высокого т огненного чувства», которое, по праву, считают властелином мира! Эту тему разрабатываете по-своему, избегая абстракций, символичности, обобщений. Непривычно воспринимается то, что о любви говорит не мужчина, ведь принято, что именно мужчина объясняется в любви женщине, а не наоборот. Вас можно сравнить с древнегреческой поэтессой Сапфо, чьи стихи считались образцами любовной лирики. Любовь в Вашем творчестве – чувство, которое определяет для героини смысл жизни, её ход; это – естественное состояние человеческого сердца. Оно – боль и мука, для описания  которых Вы прибегаете к почти натуралистическим деталям:

От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу,
Стала жёлтой и припадочной,
Еле ноги волочу.

Я обратила внимание, что любовь в Ваших стихах не всегда счастливая и благополучная. Даже наоборот. Часто это страдания. Это чувство не может быть спокойным:

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Вы являетесь поэтом, впервые сумевшим так полно рассказать о реальной любви. Душа оживает «не для страсти, не для забавы, для великой земной любви». В стихотворениях мы видим обычный мир, раскрывающийся под влиянием любви в новом свете. Саму же любовь делаете настолько земной, что называете «пятым временем года».

 Ваши стихи о любви, уважаемая поэтесса, – это лирика несбывшихся надежд, разочарований и «изящной печали». Они напоминают мне дневник женской души, где Вы передаете все оттенки чувств и любовных ощущений лирической героини.

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую, —

Смерть придется целовать.

           Лично для меня любое поэтическое произведение становится гораздо более понятным и доступным, если в нем заложен некий сюжет. В стихотворении «Сероглазый король» Вы пошли именно по такому пути, показав мир реальный и мир вымышленный, соединив душевные терзания героини с внутренним состоянием придуманного персонажа. Уже в самом начале Вы обращаетесь не к живому человеку, а к неодушевленной категории, которая свойственна людям,  пережившим жизненную трагедию:

Слава тебе, безысходная боль!

В этом видится проявление горькой иронии, страдания, ведь лирическая героиня прославляет такое состояние человеческой души, которое приносит каждому из нас разочарование. Отнюдь не случайно «боль» ещё  и «безысходная». Этот эпитет очень точно отражает внутренний мир лирической героини в данный момент, ее нравственные терзания и душевные переживания.

Милая Анна Андреевна, Ваша любовная лирика необычайно ярка и насыщенна эмоционально. Я уверена, что героиня этих стихов не может жить без любви: это основа ее бытия.

Ты письмо мое, милый, не комкай.

До конца его, друг, прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

                                        Быть чужой на твоем пути.

И пусть любовь подчас бывает тяжким грузом и даже непереносимым испытанием, но все же лучше жить с такой любовью, чем вообще без нее. «Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь», –  призываете Вы в своих произведениях.

Хочу отметить, что пластичность Вашего любовного стихотворения ни в малейшей мере не предполагает медленной текучести или повествовательности. Перед нами по-прежнему – взрыв, катастрофа, момент неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся в роковом поединке, но зато теперь это затмившее все горизонты грозовое облако, мечущее громы и молнии, возникает перед нашими глазами во всей своей устрашающей красоте и могуществе:

Но если встретимся глазами –

Тебе клянусь я небесами,
           В огне расплавится гранит.

Вы, уважаемая поэтесса, признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений и страстей, смятений и упоения, обладаете тонким художественным вкусом, чувством меры и гармонии.Вершину любовной лирики можно видеть в стихах, посвящённых Б.В.Анрепу. Великая, земная, единственная и неповторимая любовь остается у Вас безответной, но облагораживающей жизнь, придает ей, жизни, глубокий духовный и нравственный смыл.

Чувство меры, сдержанность, строгая законченность мысли, характеризующие лучшие образцы русской классической поэзии, свойственны и Вашей лирике. Вы не выплескиваете на читателя свои эмоции, не обнажаете душу в порыве чувств, а «просто, мудро» повествуете о пережитом. Вот как пишете о любовном смятении героини:

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово.
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто, и ясно.

Очевидны боль и отчаяние героини – но как сдержанно, без надрыва это показано, и в то же время как психологически точно и исчерпывающе дана развязка.  Знаете, мне стало ясно, что все эти годы Вы были царицей русской поэзии, сознавали это и принимали как свое самоочевидное и необходимое служение. Пережили все свое поколение – ни с чем в русской поэзии не сравнимое поколение. Разделили, приняли всю его страшную судьбу и по праву были наследницей и носительницей всей его славы.

С сожалением откладываю томик стихов. Час, проведённый с Вами, уважаемая Анна Андреевна, незабываем. Каждая строка книги – музыка, солнечный свет, щит и мы против пошлости, цинизма, всего низкопробного. Вы помогаете мне выстоять в этом непростом мире, и будете со мной вечно, пока сверкает снег, пока падают листья, пока способна буду любить и ненавидеть, смеяться и плакать, бороться и искать. Спасибо Вам! [ 4 ]

 Очень жаль, но крайне редко мы, преподаватели,  обращаемся к особому жанру сочинений  – к этюдам, хотя часто даем задание описать любимый уголок природы  или  любимое время года с использованием выразительных средств речи. Давая план сочинения, предлагаем использовать придуманные на уроке выразительные средства, поощряем детей, которые смогли  использовать самостоятельно придуманные красочные слова и выражения. Интересные результаты получаются после экскурсии на природу. Например, в нашем городе есть пруд, где  на небольшом островке живут лебеди. Мы обязательно ходим туда на прогулку весной и осенью, любуемся величавыми птицами, наблюдаем за их повадками,  потомством, кормим ставших ручными лебедей. Свои впечатления переносим на бумагу. Порой получаются удивительные сочинения.

     Все это подспорье для будущих сочинений в жанре этюдов по творчеству великих художников слова.  Начинаем написание сочинения с подбора изобразительно-выразительных средств из стихотворений поэта к каждому времени года (весна, лето, осень, зима)  или суток (утро, полдень, вечер), затем, представляя картину, рисуем ее, обильно вплетая эпитеты, метафоры, олицетворения,  сравнения и другие средства в текст сочинения в жанре этюдов. Разумеется, во вступлении необходимо сказать об отличительных свойствах поэзии автора. Предлагаю сочинение в жанре этюдов по природной лирике Ф.И.Тютчева. Оно сможет стать достойной экзаменационной работой в направлении «Любовь», которое включает в себя взаимоотношения  человека и природы.

Сочинение «Природная лирика в творчестве Ф.И. Тютчева»

       Пожалуй, трудно найти человека, который бы не читал стихи о природе Ф.И. Тютчева, ведь никто не может остаться равнодушным к красоте окружающего мира.   Творчество данного поэта – это обязательно что-то светлое, простое и неизменно своё, русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви к земной красоте.

      Природа, воспетая Тютчевым, близка и понятна каждому. За ее внешней простотой скрыт величайший мир, полный гармонии и простоты, которая поражает читателя своим совершенством, бесконечностью и многообразием.

     Природа и человек в лирике поэта образуют единство. Каждая встреча с родными просторами – это праздник души и сердца, это новое открытие мира. Я очень люблю тютчевскую природу, которую поэт изображал через глубоко эмоциональное восприятие человеком, стремящимся слиться с нею, внушить «благодать» ее, ощутить себя частицей всего целого. Представляя себя художником,  рисую на своих полотнах «Весеннюю грозу» и осень «первоначальную», летний вечер и чародейку зиму, снежные горы и бурю. Хочу познакомить вас с некоторыми из них.

                                                          Этюд первый.

       Весна… «Румяный, светлый хоровод»   «тихих, тёплых, майских дней». Но вот небо, которое несколько минут назад было голубым, затянулось темными облачками; подул ветер, прохладный и приятный; в наступившей тишине – ожидание грозы; воздух наэлектризован; вдруг «гремят раскаты» отовсюду; крупные «перлы дождевые» застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла со всего пыль; листья стали ярко-изумрудного цвета.

        Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывая на поля, и гром «все сердится», а земля «принахмурилась», но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несёт блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля».

        Необыкновенное празднество, развернувшееся в высоком «небе голубом», коснулось гор, лесов, птиц, горных потоков, пролило «громокипящий кубок» на землю, омыло дождем и озолотило солнечными нитями преображённую землю. Омытая, освещённая, она засияла и запереливалась  множеством радостных, ярких красок.    Кругом влажный блеск, жемчужной россыпью капель покрыта зелень трав и деревьев, отчётливо ощущаются свежесть воздуха и тишина, которая наступила сразу после дождя.

     Улыбнулась из-за умытой дождем тучки солнышко, и засверкала всеми цветами радуги. Красный, зелёный, синий… Словно цветные ворота в мечту, и волшебную страну грёз. Создается впечатление, что природа улыбается.

                                                       Этюд второй.

      Незабываемы тихие летние вечера. «Раскалённый шар» солнца уже садится, но ещё теплится «мирный вечера пожар». Сумерки медленно ложатся на землю. Низины окутываются лёгким голубоватым туманом. То тут, то там отблески заходящего солнца пробиваются сквозь туман, опускаются на воду  и деревья, медленно скользя по корням и стволам, поднимаются все выше и выше, к самым верхушкам.  Нагретая за день земля уже дышит всеми ароматами разнотравья, пресно примешивается к запаху скошенных трав запах теплой дорожной пыли; пахнет сжатой рожью, сыростью, лёгким дымком.

      Тихо мигая, как «бережно несомая свечка», «затеплится» первая звездочка. И вот уже «светлые звезды» приподнимают «своими влажными главами» «небесный свод», «тяготеющий над нами». Блик луны в тумане «дымки синей» «тает серебром» в вышине.

      Лёгкий ветерок «воздушной реки» «течёт меж небом  землею», изредка набегает влажной волной. Слышится неясный, сдержанный шепот ночи.    

                                  И сладкий трепет, как струя,

                                   По жилам пробежал природы.

                                                          Этюд третий.

       Всякое время года, как и всякий возраст, имеет свои достоинства. Но если вам доведется хоть однажды побродить по осеннему лесу, собирая букет «багряных листьев» и слушая их «томный, лёгкий шелест», то наверняка окажется, что эта «короткая, но дивная пора»   «первоначальной» осени таит в себе «умильную, таинственную прелесть». Именно в эту пору с наибольшей выразительностью предстает перед взором величавая красота и могущество природы, усиленная некоторой дымкой тайны.

      Кротким румянцем разливаются лучи солнца на «туманной и тихой лазури» осеннего неба.   Верхний край узкой растянутой тучки сверкает змейками и похож на блеск кованого серебра. Кое-где белеют по-осеннему сбитые облака. Косые лучи солнца блестят в «тонком волосе» паутины на «праздной борозде». «Пестрота дерев» приковывает взгляд. Вот одинокая березка сохраняет золотистый наряд, и её листва, словно монисто цыганки, звенит на ветру. Червлёной позолотой покрылись листья тополя. Ярким пламенем объяты ветви клёна. Небольшой пруд около берегов засыпан ворохом опавших листьев. Их так много, что вода кажется чёрной, как дёготь. Воздух «пустеет», «птиц не слышно боле». И над всем этим глубокая синева неба, выцветшего за жаркое лето.  

                            День стоит как бы хрустальный.

      Осенняя свежесть впитывается в тело, вселяя в бодрость, оттачивая чувства и мысли. Острее воспринимаются горьковатые запахи увядающих трав и опадающей листвы.                                          

                                                    Этюд четвертый.  

              Тихое раннее утро в лесу, «околдованном Чародейкою Зимою», «Лёгкой пуховой цепью окутаны и опутаны» ветви деревьев, кустарников. «Ледяные выси лазурного неба», едва видимого сквозь вершины, «сияют торжеством».

      Глубокие, чистые лежат под  деревьями сугробы, снег на которых «вспыхивает и блестит ослепительной красой». На лесных тропинках «кружевными белыми арками» согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками тяжёлого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет, да и сорвется такая шапка с вершины высокой ели, рассыплется «серебристой легкой пылью» – и долго колышется, освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка. Высокие вершины елей унизаны «опереньем лиловых шишек».   С веселым свистом перелетают с ветки на ветвь, качаются на шишках стайки красногрудых снегирей.      Синеватые тени от стройных стволов «высоких неподвижных сосен» лежат на белых, нетронутых сугробах.

      Тихо в зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег тёмные лёгкие шелушинки, смолистые стерженьки. «Не пройдёт и двух – трех мгновений», как «в полном блеске проявлений» охватывает сладостное чувство любования лесом, «околдованным Чародейкою Зимою».                            

                Красоту и изящество тютчевской поэзии я чувствую не только разумом, но и душой. В его ощущениях вечного мира природы причудливо переплетаются радость, томление по неведомой красоте, истине, доброту. Я думаю, что именно в гармонии человека и природы поэт видит залог обновления жизни и передаёт его всевозможными цветовыми гаммами. Перечитывая тютчевский сборник, я поняла, что поэт придумал свою палитру. Ведь какая радуга эпитетов подобрана им! Она точно рассыпалась по строчкам, создав особый художественный мир: здесь и «мглистый полдень», и «лазурь туманная», и «зеленеющая нива». Без них мир бы потерял очарование. Природа полна движения («ветер порывист», «пламень молний летучий», «пыль вихрем летит», «земля в смятении»), звуков («гром гремит», «раскаты громовые»), красок («тихая лазурь», «синяя молния», «пламень белый»).

   Тютчеву в стихах удалось уловить те штрихи, черты обыкновенных природных явлений, по которым в моём воображении возникает и дорисовывает сама собою данная картина. [ 4 ]

     Надеемся, что наша работа поможет Вам. Вдохновения и творчества, уважаемые коллеги!

Список литературы.

 1. Краткая литературная энциклопедия . М., 1964. Т. 2

 2. Крундышев А.А. «Как работать над сочинением» С-П.: Отделение издательства «Просвещение»,1992, с. 98-130

 3.Ладыженская Т.А., Зепалова  Т.С. «Теория и практика сочинений разных жанров» М.: «Просвещение», 1982.

4.Сочинения ученицы МОБУГ № 2 г.Новокубанска  Котовой Валерии  

5. festival. 1september.ru/articles/606727/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Обучение сочинениям разных жанров

Презентация содержит опыт работы по развитию речи...

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Сочинения разных жанров (5 - 8 классы)

К сожалению, на уроках русского языка у учителя не хватает времени на развитие творческих способностей детей. Как выйти из этой ситуации? Я предлагаю одаренным детям индивидуальные задания, остальные ...

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...

Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"

Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений,  формирование умений анализировать предложе...

Презентация "Сочинения разных жанров"

Презентация к уроку "Сочинения разных жанров". Презентация помогает  при изучении темы "Публицистический стиль речи"...