Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_8.docx | 772.45 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для учащихся 8-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения проводятся во взаимосвязи с Программой предметной линии учебников по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Данная программа призвана обеспечить повышение грамотности обучающихся и их творческое развитие. Количество часов в неделю – 2.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данный курс предлагает решить проблему « вопросов орфографии и пунктуации» через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования и строения предложения является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию школьников, повышению заинтересованности в изучении предмета.
Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной «зоркости».
Данная программа закрепляет навыки грамотного письма, предполагает расширение словарного запаса, развития как устной, так и письменной речи, повышение мотивации в изучении языка.
Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы:
« Иноязычные морфемы в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: повышение орфографической и пунктуационной зоркости, качественная подготовка учащихся к успешной сдаче экзаменов
Задачи программы:
– обучение обучающихся внимательному исследованию текста;
-анализ его содержания и лингвистических компонентов с целью глубокого погружения в содержание и понимание значения отдельных слов;
-поиск в тексте конкретных примеров, иллюстрирующих определенные орфографические правила.
- поиск интенсивных приемов формирования орфографической и пунктуационной зоркости учащихся;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков путем создания творческой атмосферы на занятии;
- реализация задачи развития логического мышления обучающихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- усиление практической направленности обучения русскому языку;
- поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в 5-7 классах.
Отличительные особенности
Практика показывает, что, как правило, третья часть класса испытывает трудности в овладении орфографическими навыками еще в начальной школе. С годами проблемы лишь увеличиваются, и к 8 классу у детей накапливаются не только проблемы в усвоении материала, но растет и отрицательный психологический настрой на работу по данному предмету. Данная программа направлена на исправление сложной ситуации у детей с проблемами в изучении русского языка, является дополнением к основному курсу русского языка и предназначена именно для учащихся 8 классов, испытывающих определенные трудности в изучении русского языка.
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии и пунктуации. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические и пунктуационные навыки детьми 13-15- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Возраст детей – 13-15 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа имеет теоретическую и практическую части и рассчитана на курс обучения в 8 месяцев.
План учебных занятий строится из расчета 2 часа в неделю; всего за год 64 часа.
Формы и режим занятий
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, их возможности и способности, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате изучения русского языка в объединении ученик должен:
понимать:
- особенности структуры слова и его грамматической формы;
- отличительные особенности орфограмм, пунктограмм;
-особенности частей речи и применение соответствующих правил.
уметь:
- правильно определять орфограммы, пунктограммы;
- применять нужные правила, знать исключения из правил;
- выделять значимую информацию; выделять главные факты;
-читать тексты разных жанров, вычленять из текста слова на определенную орфограмму, пунктограмму;
- уметь оценивать свои достижения,
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет являться тестирование
3. Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Планируемые действия | |
Правописание гласных и согласных корня) | ||||
1 | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. | 1 | Учащиеся опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, определяют правильное написание путём подбора однокоренных слов. | |
2 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | Правильно пишут слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием. | |
3 | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. | 1 | Определяют написание согласных и безошибочно пишут их. | |
4 | О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 1 | Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются | |
Правописание приставок | ||||
5 | Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. | 1 | Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания. | |
6-7 | Приставки пре-/при-. | 2 | Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-. | |
Правописание форм глагола | ||||
8 | Правописание личных окончаний глагола. | 1 | Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола. | |
9 | Употребление мягкого знака в глагольных формах. | 1 | Указывают условия выбора буквы «мягкий знак» и правильно применяют правило. | |
10 | Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-. | 1 | Применяют способы действия по написанию суффиксов глагола | |
11-12 | Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), | 2 | Указывают суффиксы причастий и условия их употребления. | |
13-14 | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. | 2 | Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры. | |
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов | ||||
15 | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании. | |
16 | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. | 1 | Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме. | |
17 | Слитные и раздельные написания имён числительных. | 1 | Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. | |
18 | Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. | 1 | Применяют правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают примеры на данную орфограмму | |
19-20 | Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. | 2 | Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются. | |
21-22 | Дефисное написание наречий. | 2 | Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры. | |
Правописание Н и НН в различных частях речи
| ||||
23 | Употребление н инн в полных формах отыменных имён прилагательных. | 1 | Безошибочно определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах полных отыменных прилагательных | |
24 | Употребление н инн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | Правильно пишут слова с н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н». | |
25 | Употребление н инн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. | 1 | Определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы. | |
26 | Употребление н инн в именах существительных. | 1 | Указывают условия выбора одной и двух нв суффиксах имен существительных. | |
Правописание не с разными частями речи | ||||
27 | Слитноенаписаниене со словами, не употребляющимися без не. | 1 | Применяют правила слитного написания несо словами, не употребляющимися без не на практике, приводят примеры, опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах. | |
28-29 | Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | 2 | Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. | |
30 | Написание не с именами существительными, прилагательными. | 1 | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. | |
31-32 | Написание не с причастиями. | 2 | Применяют правила написания не с причастиями на практике, приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не на письме. | |
33-35 | Не с наречиями. | 3 | Указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с наречиями, применяют данное правило при написании. | |
Правописание служебных частей речи | ||||
36-38 | Правописание предлогов. | 3 | Определяют написание производных и непроизводных предлогов и безошибочно пишут их. | |
39-41 | Правописание союзов. | 3 | Опознают союзы и безошибочно пишут их. | |
Пунктуация в простых и сложных предложениях | ||||
42-44 | Пунктуация в предложениях с обращениями. | 3 | Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. | |
45-48 | Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. | 4 | Указывают трудные случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. | |
49-51 | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. | 3 | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. | |
52-54 | Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. | 3 | Применяют пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия | |
55-59 | Пунктуация в сложных предложениях. | 5 | Применяют пунктуационное правило правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). | |
60-61 | Итоговая тестовая работа. | 2 | Выполняют тестовые задания, применяя изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач. | |
62-64 | Резервные уроки | 3 |
4. Содержание дополнительной образовательной программы
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола.
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Пунктуация в сложных предложениях.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическим основанием для разработки программы послужило представление о том, что обучающимся, испытывающим трудности в обучении русскому языку, необходимо создать наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития.В связи с этим в программе подобран материал, обеспечивающий эффективную работу:
Система орфографических упражнений.
С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие операции:
- списывание с правильного текста; чтение;
- письмо заученного наизусть связного текста;
- предупредительные диктанты;
- объяснительные диктанты;
- творческие, свободные диктанты;
- выборочные, немые, зрительные диктанты;
- пользование орфографическими словарями;
- проверочные диктанты;
- работа над ошибками.
Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится, прежде всего, на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так, чтобы оно стало навыком.
Многолетняя практика работы в школе приводит к выводу о том, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:
- списывание с правильного текста;
С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложненными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике. Это может быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.
- письмо заученного наизусть связного текста;
используются специальные упражнения учебника «Диктант по памяти», тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературы.
- предупредительный диктант;
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше в начале урока и сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время такой работы - 10 минут.
- объяснительный диктант;
При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, необходимо письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.
Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что у учащихся формируется умение связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами — в степени самостоятельности учащихся.
- выборочный диктант;
Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило. Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный во времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.
- диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант.
При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.
При свободном диктанте учащимся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы, то он так же, как и при творческом диктанте, приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.
- зрительный диктант
Слуховые восприятия наличествуют при написании диктантов.
Что касается зрительных восприятий, то здесь дело обстоит сложнее. Чаще всего, выполняя упражнения типа списывания, учащиеся имеют дело с текстом, в котором буквы в словах пропущены, служебные слова заключены в скобки и т. п. В этих случаях нельзя говорить о зрительном восприятии слов с изучаемыми орфограммами. Слова с изучаемыми орфограммами зрительно воспринимаются в том случае, если учащийся, выполнив упражнение типа списывания, напишет их правильно. То же самое нужно сказать и о диктантах. Если же интересующие нас слова и при списывании, и во время диктанта написаны неправильно, то зрительное восприятие не играет своей положительной роли. А между тем при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память учащихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед учащимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой. Поэтому на дом задается списывание текста без пропуска букв с запоминанием правописания слов, а в классе проводится подготовленный диктант по тексту без пропуска букв.
Таким образом, при создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических упражнений обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения.
- карточки с индивидуальными заданиями
Индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.
Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.
- работа со словарями
Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.
- проверочные диктанты
Краеугольным камнем повышения орфографической грамотности является проверочный диктант (15-20 минут среднего ученического письма). Текст составляется из простых предложений, содержащих слова с орфограммами, известными учащимся. Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от проверочного диктанта может быть получена при соблюдении двух условий:
первое – учащиеся сдают работы учителю, не проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и уверенность);
второе – оценки учитель за диктанты не выставляет (это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).
Исправлять ошибки в проверочном диктанте, по методике А.Д.Алферова, необходимо следующим способом: зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то, что нужно. Это гарантирует повышение внимания учащихся во время анализа работы, способствует запоминанию правильного написания того или иного слова.
- работа над ошибками
Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем.
Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, тренировочные и игровые упражнения, тематические конкурсы, викторины, соревнования.
Игровые формы и методы, используемые в программе, позволяют детям легко включаться в процесс обучения, в коллективную деятельность, дают возможность усвоения норм поведения, дисциплины, а также способствуют формированию отдельных качеств личности.
Структура занятий подразумевает смену деятельности, связанную с возрастными особенностями обучающихся.
Занятия проходят 1 раз в неделю 120 минут, в течение занятия происходит смена деятельности и предусмотрен 10-минутный перерыв.
Количество детей в группе 15 человек.
Приёмы и методы
При разработке данной программы были учтены психолого-педагогические особенности обучающихся и выбраны следующие педагогические методы и приемы, позволяющие развивать все сферы деятельности ребенка:
Наглядность. У обучающихся преобладает наглядно-образное мышление, поэтому считается целесообразным использовать на занятиях не только готовые наглядные пособия, но и создавать собственные.
Разнообразие видов деятельности. Во время занятий происходит смена видов деятельности, что позволяет сконцентрировать внимание ребят, в то же время превратить занятие в увлекательный процесс.
Творческие работы и творческие проекты. Использование данного метода в обучении способствует развитию логического мышления, а также развитию самостоятельности и трудолюбия.
Весь процесс обучения построен на взаимосвязи разных видов деятельности.
Темы, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития обучающихся, а также соответствуют целям и задачам программы.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с обучающимися, испытывающими различные комплексы. Всегда должна иметь место объективная оценка деятельности детей (оценка достижений ребёнка по отношению к нему самому).
Деятельность в работе курса построена так, чтобы постепенно подвести детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения. Необходимо поощрять инициативу анализа своей деятельности.
Развитие творческих способностей – неотъемлемая часть курса. Необходимо поощрять стремление учащихся проявить себя в конкурсах, олимпиадах и иных формах деятельности
6. Список литературы
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2010.
- ВлодавскаяЕ.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 8кл.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Экзамен, 2004.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 8кл. – М.: Дрофа, 2001.
- Новикова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку: 7 кл. – М.: Экзамен, 2008.
- Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 8 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем /Авт.-сост. Т.А.Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля по русскому языку. 8 класс. – М.: Материк Альфа, 2001.
- Федорова М.В. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 11 класс
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Орфография и пунктуация» 10 класс
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во все...
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....