Открытый урок по Русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ
Открытый урок русского языка в 9 классе на тему:
«Р.р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения на морально – этическую тему
по рассказу К Паустовского
«Старик в станционном буфете»
Подготовила: Третьякова И М
2017 учебный год
Цели:
Познавательные:
- Расширить словарный запас; продолжить работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
- Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.
Практические:
- Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.
Умения и навыки: Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).
Межпредметные связи: Литература, изобразительное искусство.
Ход урока
- Организационный момент: Сегодня мы проводим урок развития речи. Он у нас необычный. Во-первых, интегрированный, во-вторых, провести мне его помогут помощники- ассистенты(7 уч-ся,получивших индивидуальные задания)
2. Целеполагание.
- Какие цели мы ставим, работая над изложением?
Ответы уч-ся: 1 Развитие памяти. 2 Развитие устной и письменной речи
3 Развитие логического мышления 4Расширение словарного запаса
5Умение определить тему, идею, авторскую позицию.6Умение сокращать текст для сжатого пересказа.
-Что предполагает элемент сочинения?
Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение. Это вывод, урок писателя
- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?
Что, о чем писать? (содержание)
Как писать? (форма)
3. Работа над содержанием.
- Определимся в первую очередь с содержанием. Частично тема уже задана.
Обратимся к цитатам- высказываниям известных философоф, поэтов:
1Равнодушие- самая страшная болезнь души .А Токвиль
2Губительнее нет порока, чем равнодушье в сердце приютить.
Чтоб излечить недуг сердечный этот, не бойтесь сострадать, жалеть, любить!
а) Проведём словарную работу.
(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)
- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)
- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?
- вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.
б) Подбор синонимов.
- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)
- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы) Сколько слов у нас получилось?- 15 А теперь подберите антонимы:
1 Равнодушие 2 Эгоизм 3 Чёрствость 4 Бездушие 5 Злость 6 Безжалостность
Каких слов больше? Значит, и добрых, отзывчивых людей должно быть больше.
Автор рассказа-К Н Паустовский. Русскую литературу 20 в трудно представить без его творчества. Произведения писателя заставляют задуматься об окружающем мире и о том . какую роль играет в этом мире человек. При помощи слова автор сеет семена добра. справедливости. Рассказ современен. Возможно, кто-то увидит себя, ведь мы часто не замечаем собственной жестокости
в) Работа с текстом (Чтение и обсуждение)
--О чём рассказ Паустовского? ( об одиночестве, старости .взаимоотношениях старшего и молодого поколений. о культуре общения)
-Где происходит действие?
-Как выглядит герой? Какое у него настроение? Как относится к старику его спутница, собачка?
-Как ведут себя молодые люди?( равнодушно, агрессивно)
-Как изменилось настроение старого человека? ( стало ещё хуже)
-Почему он не принял угощения для собаки? (чувство гордости, собственного достоинства)
_То, что герой промолчал, не ответил злом-это сила или слабость? (сила,герой не уподобился молодым людям)
-Как вы относитесь к поступку молодёжи?( за них стыдно)
-С какой целью автор знакомит нас с буфетчицей? (свет не без добрых людей)
Чем заканчивается рассказ? (на платформе старик кормит собачку, а в его глазах слёзы. Отчего?( обида)
- Как бы поступили вы?
Г Совместное составление плана рассказа:
1Слово о Паустовском
2Герои рассказа:а) Старик и Пети б) Молодые люди
3 Конфликт
4Добрая буфетчица
5 На перроне
6 Урок писателя ( О чём я задумался, прочитав рассказ)Какие средства художественной выразительности использовал автор? (антитеза,деталь,диалог)
Д .Словарная работа: сочувствие, альтруизм -бескорыстная помощь. перрон,
привлечь внимание, бить тревогу.
Выступление учеников –ассистентов
Послушайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.
- Мать Тереза.
Краткая биография Матери Терезы
Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.
Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.
В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.
- Доктор Л. Рошаль.
3 уч. - Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.
В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи
Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.
6. Инсценировка.
- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?
- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо. . .
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.
-Почему молодой человек отказался помочь?
(. считает, что этот человек недостоин помощи. )
- Как бы вы поступили в этом случае?
(не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )
-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.
4-5 ученики (.Ребятам было дано задание продумать варианты, как можно начать и закончить изложение- по 3 варианта)
6 ученик. Послушайте стихотворения и скажите, почему так много писателей и поэтов обращаются к теме милосердия и жестокости?
- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.
Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.
А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
(Ответы уч-ся: потому что эта «вечная « проблема, волнующая человека
во все времена,особенно в наше время,когда ощущается дефицит милосердия
- Встречались ли с этой проблемой вы? ( Ответы уч-ся)
-Продолжите фразу: «Такое небольшое произведение, но оно помогло мне осознать…
- Как вы считаете, можно ли воспитать в себе милосердие? С чего оно начинается?( ответы )
А теперь дадим слово ученику- ассистенту ,составившему памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь. Задание :какие правила кажутся для вас самыми важными?
Памятка «Жизненных правил».
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.
3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Повторное чтение текста учителем.
Обсуждение Подведение итогов.
Большую роль в становлении человека играет самовоспитание. В этом плане велика роль книги :
Книга-учитель ,книга- помощник
Книга -твой лучший помощник и друг.
Ум ,как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук!
Д/З написать изложение по плану. Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...