Открытый урок по Русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Третьякова И.М.

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yaz.docx169.15 КБ

Предварительный просмотр:

            МОУ Ново-Рассыпнянская СОШ

Открытый урок русского языка в 9 классе на тему:

«Р.р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения на морально – этическую тему

           по рассказу К Паустовского

         «Старик в станционном буфете»

                               

           Подготовила: Третьякова И М

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\school2515.jpg

                                         2017 учебный год

Цели:         

Познавательные:

  • Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.
  • Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.

 Практические:

  • Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.

        Умения и навыки:        Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).

        Межпредметные связи:        Литература, изобразительное искусство.

        

Ход урока

  1. Организационный момент: Сегодня мы проводим урок развития речи. Он у нас необычный. Во-первых, интегрированный, во-вторых, провести мне его помогут помощники- ассистенты(7 уч-ся,получивших индивидуальные задания)

2. Целеполагание.

- Какие цели мы ставим, работая над изложением?

Ответы уч-ся: 1 Развитие памяти. 2 Развитие устной и письменной речи

3 Развитие логического мышления 4Расширение словарного запаса

5Умение определить тему, идею, авторскую позицию.6Умение сокращать текст для сжатого пересказа.

-Что предполагает элемент сочинения?

 Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение. Это вывод, урок писателя

- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

3. Работа над содержанием.

- Определимся в первую очередь с содержанием. Частично тема уже задана.

Обратимся к цитатам- высказываниям известных философоф, поэтов:

1Равнодушие- самая страшная болезнь души .А Токвиль

2Губительнее нет порока, чем равнодушье в сердце приютить.

Чтоб излечить недуг сердечный этот, не бойтесь сострадать, жалеть, любить!

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?

- вот какое толкование дает словарь Ожегова (на доску):

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

б) Подбор синонимов.

- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)

http://festival.1september.ru/articles/511018/img1.gif

- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы) Сколько слов у нас получилось?- 15 А теперь подберите антонимы:

1 Равнодушие 2 Эгоизм 3 Чёрствость 4 Бездушие 5 Злость   6 Безжалостность

Каких слов больше? Значит, и добрых, отзывчивых людей должно быть больше.

Автор рассказа-К Н Паустовский. Русскую литературу 20 в трудно представить без его творчества. Произведения писателя  заставляют задуматься об окружающем мире и о том . какую роль играет в этом мире человек. При помощи слова автор сеет семена добра. справедливости. Рассказ современен. Возможно, кто-то увидит себя, ведь мы часто не замечаем собственной жестокости

в) Работа с текстом (Чтение и обсуждение)

--О чём рассказ Паустовского? ( об одиночестве, старости .взаимоотношениях старшего и молодого поколений. о культуре общения)

-Где происходит действие?

-Как выглядит герой? Какое у него настроение? Как относится к старику его спутница, собачка?

-Как ведут себя молодые люди?( равнодушно, агрессивно)

-Как изменилось настроение старого человека? ( стало ещё хуже)

-Почему он не принял угощения для собаки? (чувство гордости, собственного достоинства)

_То, что герой промолчал, не ответил злом-это сила или слабость? (сила,герой не уподобился  молодым людям)

-Как вы относитесь к поступку молодёжи?( за них стыдно)

-С какой целью автор знакомит нас с буфетчицей? (свет не без добрых людей)

Чем заканчивается рассказ? (на платформе старик кормит собачку, а в его глазах слёзы. Отчего?( обида)

- Как бы поступили вы?

Г  Совместное составление плана рассказа:

1Слово о Паустовском

2Герои рассказа:а) Старик и Пети б) Молодые люди

3 Конфликт

4Добрая буфетчица

5 На перроне

6 Урок писателя ( О чём я задумался, прочитав рассказ)Какие средства художественной выразительности использовал автор? (антитеза,деталь,диалог)

Д .Словарная работа: сочувствие, альтруизм -бескорыстная помощь. перрон,

привлечь внимание, бить тревогу.

Выступление учеников –ассистентов

Послушайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

  • Мать Тереза.

Краткая биография Матери Терезы

Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20 лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих странах.

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его.

В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997.

  • Доктор Л. Рошаль.

3 уч.   -   Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.

В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи

Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).

Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне.

6. Инсценировка.

- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ” 

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо. . .

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.

-Почему молодой человек отказался помочь?

           (. считает, что этот человек недостоин помощи. )

- Как бы вы поступили в этом случае?

           (не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. )

-Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

            ( стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. )

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.

4-5 ученики (.Ребятам было дано задание продумать варианты, как можно начать и закончить изложение- по 3 варианта)

6 ученик. Послушайте стихотворения и скажите, почему так много писателей и поэтов  обращаются к теме милосердия и жестокости?

- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.

Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег
И тормоза не визжат,


А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!

(Ответы уч-ся: потому что эта «вечная « проблема, волнующая человека

во все времена,особенно в наше время,когда ощущается дефицит милосердия

- Встречались ли с этой проблемой вы? ( Ответы уч-ся)

-Продолжите фразу: «Такое небольшое произведение, но оно помогло мне осознать…

- Как вы считаете, можно ли воспитать в себе милосердие? С чего оно начинается?( ответы )

А теперь дадим слово ученику- ассистенту ,составившему памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь. Задание :какие правила кажутся для вас самыми важными?

Памятка «Жизненных правил».

 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.

3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Повторное чтение текста учителем.

Обсуждение Подведение итогов.

Большую роль в становлении человека играет самовоспитание. В этом плане велика роль книги :

Книга-учитель ,книга- помощник

Книга -твой лучший помощник и друг.

Ум ,как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук!

Д/З  написать изложение по плану. Всем спасибо за                                              урок!

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\RjlRwCaELew.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...