Программа постояннодействующего семинара "Совершенствование речи учителя"
рабочая программа по русскому языку по теме
В настоящее время растёт престиж специалистов в области образования, а, следовательно, повышается уровень требований, предъявляемых к ним. Данный семинар способствует повышению уровня коммуникативной компетенции учителя и эффективности качества образовательного процесса в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_seminara_.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города Кузнецка
(МБОУ СОШ № 3 города Кузнецка)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Педагогического совета Директор МБОУ СОШ № 3
МБОУ СОШ № 3 города Кузнецка города Кузнецка
Протокол № 1 от 28.08.2014 г. __________ С.И.Безбородова
Приказ от 01.09.2014 г. № 195
Программа постоянно действующего семинара
«Совершенствование речи учителя»
Разработала
Яковишена Мария Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Кузнецк, 2014
Пояснительная записка
Программа курса "Совершенствование речи учителя" является модифицированной, составлена на основе учебного пособия А.Г.Петряковой "Культура речи", Г.Н.Ивановой-Лукьяновой "Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм", Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Катаевой "Русский язык и культура речи».
Изучение курса имеет первостепенное значение для компетентного выполнения профессиональных функций. Реализация программы способствует приобретению навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка.
Цель постоянно действующего семинара : повышение уровня коммуникативной компетенции учителя, формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм для повышения качества образования.
Задачи постоянно действующего семинара:
• совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов;
• научиться продуманно использовать единицы русского языка на основе анализа распространенных ошибок и в зависимости от речевых ситуаций;
Методическое обоснование
Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки. Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня.
Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй - речь хорошая, "умелая, искусная" (Г.О.Винокур). Совершенствование речевой культуры - один из путей повышения общей культуры человека.
Новизна данного курса заключается в его практической направленности
(теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.
Растет престиж специалистов в области образования, а, следовательно, повышается и уровень требований, предъявляемых к ним. Необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.
Прогнозируемый результат:
Повышение уровня коммуникативной компетенции учителя и, как следствие, эффективности качества образовательного и воспитательного процесса в целом.
На информационном уровне:
• качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
• законы русского литературного произношения;
• этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
• функции историзмов, архаизмов, неологизмов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и их роль в нашей речи;
• особенности разговорной и просторечной лексики, профессионализмов и жаргонизмов, диалектизмов;
• особенности употребления числительных и местоимений;
• основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;
• особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлений.
На конструктивном и творческом уровне:
• определять роль знаков препинания в тексте;
• правильно ставить ударение в слове (орфоэпическая норма);
• определять значение фразеологизмов и функционирование их в речи;
• находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи
• правильно произносить слова в сложных случаях произношения;
• различать клише и штампы;
• правильно употреблять формы числа, рода имен существительных; числительные и местоимения, правильно образовывать формы прошедшего времени глагола;
• соблюдать синтаксическую норму;
• отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок;
• различать виды выступлений (различные жанры), владеть приемами ведения дискуссии, дебатов и т.д.
Формы и методы работы:
- мини-лекции;
- практикумы с элементами исследования;
- семинары с элементами дискуссий;
- зачетная работа (тест);
- круглый стол - дебаты.
Методы деятельности:
- частично-поисковые,
- эвристические.
Оценочная деятельность
Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением зачета в форме конференции, на которой учителя могут выступить с публичной речью на заданную тему.
Срок реализации программы: 2 учебных года - 2014 -2015, 2015 – 2016
Содержание и основные понятия курса.
Курс рассчитан на 35 часов
Введение (1 час). Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)
Нормы русского литературного языка (33 часа)
1.Орфоэпические нормы современного русского языка (4 часа)
Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении слов. Два типа произношения. Произношение отдельных сочетаний звуков. Произношение иноязычных слов. Отклонение от норм литературного произношения под влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке. Основные особенности произношения. Интонация. Русская акцентология. Особенности ударения в русском языке.
2.Лексические нормы (9 часов).
Исконно русские слова. Старославянизмы. Активный и пассивный состав лексики. Слова пассивного запаса: устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) и неологизмы (окказионализмы). Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргоны, специальная лексика, профессионализмы, термины. Паронимы Фразеологизмы. Крылатые слова. Словесные ассоциации.
3.Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования
(2 часа)
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования.
4.Морфологические нормы. (8 часов)
Определение рода имен существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имен. Употребление числительных. Формы
местоимений. Формы глагола. Умение передать одно и то же содержание (значение) разными способами (различными грамматическими конструкциями).
5.Синтаксические нормы (7 часов).
Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении. Умение анализировать особенности употребления различного вида предложений в тексте. Соблюдение синтаксических норм в словосочетаниях и предложениях. Трудные случаи управления. Построение предложений с деепричастными и причастными оборотами. Построение предложений с косвенной речью. Построение сложноподчиненных
предложений. Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинений на литературную тему.
6.Защита проектов (1 час).
7. Резерв (4 часа)
Учебно-тематический план (35 часов)
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | 1 | 1 | ||
2 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | 3 | 4 | |
3 | Лексические нормы в русском языке | 1 | 8 | 9 | |
4 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 1 | 1 | 2 | |
5 | Морфологические нормы. | 1 | 7 | 8 | |
6 | Синтаксические нормы русского языка. | 2 | 5 | 7 | |
7 | Резерв | 4 | 4 | ||
Итого | 7 | 28 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема занятия | Виды письменных и творческих работ | Количество часов | |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час) | |||||
1 | Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы | «Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?» | 1 | ||
Орфоэпические нормы русского языка (4 часа) | 1 | ||||
2 | Типы орфоэпических норм | Анализ актёрской речи | 1 | ||
3 | Акцентологические нормы | Редактирование | 1 | ||
4 | Типы орфоэпических норм. Нормы произношения гласных звуков. | Редактирование | 1 | ||
5 | Произношение согласных звуков | Редактирование | 1 | ||
Лексические нормы в русском языке (9 часов) | |||||
6 | Лексическое значение слова | Проектные работы «Ты и твоё имя» | 1 | ||
7 | Лексика русского языка с точки зрения происхождения | Сообщения | 1 | ||
8 | Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса | Мини-проекты | 1 | ||
9 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления | Сообщения | 1 | ||
10 | Стилистическая окраска слов | «Заповедные уголки малой моей родины» | 1 | ||
11 | Паронимы | Редактирование | 1 | ||
12 | Фразеологические обороты. | Составление текста на основе фразеологического оборота. | 1 | ||
13 | Крылатые слова | Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?» | 1 | ||
14 | Лексические ошибки | Редактирование | |||
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа) | |||||
15 | , | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | 1 | ||
16 | Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования | Анализ текста | 1 | ||
Морфологические нормы ( З часа) | |||||
17 | Морфологические нормы | 1 | |||
18 | Особенности употребления имён существительных | 1 | |||
19 | Особенности употребления имён существительных | Тестирование | 1 | ||
20 | Особенности употребления имён прилагательных | Редактирование | 1 | ||
21 | Особенности употребления имён числительных | Редактирование | 1 | ||
22 | Особенности употребления имён числительных | Тестирование | 1 | ||
23 | Особенности употребления местоимений | Редактирование | 1 | ||
24 | Особенности употребления глаголов | Редактирование | 1 | ||
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов) | |||||
25 | Порядок слов в « предложении. Согласование подлежащего со сказуемым | Тестирование | 1 | ||
26 | Нормы согласования | Редактирование | 1 | ||
27 | Нормы управления | Работа на карточках | 1 | ||
28 | Употребление деепричастных оборотов | Редактирование | 1 | ||
29 | Употребление однородных членов предложения | Редактирование | 1 | ||
30 | Употребление однородных членов предложения | Тестирование | 1 | ||
31 | Связь частей в сложных предложениях | Тестирование | 1 | ||
32 | Проектная работа по курсу | Мини-проекты | 1 | ||
Резерв | |||||
33 | Резерв | 1 | |||
34 | Резерв | 1 | |||
35 | Резерв | 1 |
Итого: 35 часов.
Учебно-методическое обеспечение
Волошенко А.А., Параскевич Г.В. Сборник упражнений по стилистике, Минск, 1977
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 8-9 классов. Для учащихся и учителей.
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов. Для учащихся и учителей.
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов со справочным материалом и ключами. Для учащихся школ, гимназий, лицеев и педагогических училищ.
Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Николина Н.А., Михайлова О.М. Русский язык: учебное пособие для студентов-нефилологов.
Список дополнительной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1968
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1976
Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1988
Валгина Н.С. Знаки препинания...зачем они? // Русская речь. - 1968. - №5
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., Русский язык, 1990
Голанова Е.И. Как возникают названия. - М.: просвещение, 1989
Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М.: Высшая школа, 1988
Колесов В.В. Язык города. - М.: Высшая школа, 1991
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. - М.: Знание, 1982 Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. ~ М.: Знание, 1987. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... - М.: просвещение, 1987
Педагогическое речеведение: словарь-справочник./ Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н. Мещерякова. Для студентов вузов и училищ, а также для учителей.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: Книга, 1984.
Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. - М.: Просвещение, 1983
Скворцов Л.И. правильно ли мы говорим по-русски? - М.: Знание, 1983
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М.: Просвещение, 1996
Успенский Л.В. Культура речи. - М.: Знание, 1976
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства выражения научного знания в речи учителя начальных классов в условиях национально-русского двуязычия
В статье представлена типология средств выражения знания в научно-учебной речи учителя нача...
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Аутентичная речь учителя на уроках английского языка
Данная статья рассматривает правильные и ошибочные варианты в речи учителя английского языка на уроке....
Культура речи учителя
Перед учителем стоит серьезная задача. Он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде...
Благодарственная речь учителям от родителей выпускников 9 класса
Благодарственная речь учителям от родителей выпускников 9 класса...
Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»
Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....