Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ
материал по русскому языку (11 класс) на тему
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_28_sentyabrya.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
К СЕМИНАРУ
НА ТЕМУ:
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ
(Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку).
Подготовила учитель
русского языка и литературы МАОУ СОШ №2
Ермакова Наталья Викторовна
г.о. Троицк в г. Москве
28.09.2016г.
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.
Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:
· анализировать языковые факты;
· оценивать их с точки зрения информативности;
· оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);
· использовать основные приемы информационной переработки текста;
· оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.
Анализ результатов выполнения работ позволил выявить следующие недостатки в подготовке учащихся:
– невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку, что мешает успешному овладению языковой нормой и речевыми умениями;
– низкая практическая грамотность: орфографическая и пунктуационная подготовка формируется на уровне умений, и к концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чём свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий и низкая практическая грамотность, проявленная в сочинениях. Часто в небольшом тексте допускаются до 4-х и более орфографических и пунктуационных ошибок;
– значительная часть учащихся не владеют навыками рационального чтения - понимания, затрудняются в интерпретации содержания текста, в проведении языкового анализа текста, не умеют ясно и точно выражать свои мысли в письменной форме.
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
1. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
2. Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
3. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки).
Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена - качественное преподавание на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ в 10-11 классах. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и
подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же! Да и учебники
в 10-11 классах не всегда помогают учителю в подготовке к ЕГЭ.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свои формы и методы, которые позволяют его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
В процессе подготовки к ЕГЭ необходимо последовательно реализовывать - коммуникативный принцип обучения в курсе русского языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков.
Поэтому главная цель изучения русского языка в школе состоит в том, чтобы
- помочь ученику усвоить систему родного языка, его грамматику и лексику,
- глубже проникнуть в значение форм и категорий,
- яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов
- и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме.
Работу по подготовке к ЕГЭ надо начинать уже в среднем звене. Уже в 5-7 классах учащиеся учатся систематизировать материал по основным разделам.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.
Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.
Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения. Практика показывает, что с данными видами работ учащиеся справляются менее успешно, чем с тестами, в том числе и в 10-11 классах.
В учебном плане МАОУ СОШ №2 в 10-11 классах выделено три часа на уроки русского языка. В 10-11 классах параллельно с уроками на более углубленном уровне повторяется весь изученный материал.
В процессе подготовки я объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе с учащимися анализируем содержание КИМов. Диагностика результатов производится с помощью инструментария СтатГрад, который даёт наглядный ответ на вопрос: какова успешность класса в целом и каждого ученика в отдельности на разных этапах подготовки к ЕГЭ.
На этапе анализа и оценки результатов необходимо включать учащихся в этот процесс. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу, рефлексировать принятые решения.
Учитель должен помочь ученику найти и индивидуальный стиль учебной деятельности, свои специфические, оптимальные приемы приспособления к предлагаемым заданиям и ситуациям, учитывающие его индивидуальные особенности.
Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком.
Так урок остаётся главным видом учебной деятельности.
Не стоит впадать в крайности и тратить все время, как урочное, так и внеурочное, на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» - угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?
1. Проверка домашнего задания. Повторение теоретического материала с использованием схем, алгоритмов, различных видов опроса, в том числе и устных зачётов и др.
2. Лекция с привлечением сильных учеников или самостоятельная работа по повторению и систематизации знаний по теме урока (Раздаточный материал, справочники, схемы, презентации, таблицы и т.д.). Для этого теоретический материал необходимо представлять в обобщенном и компактном виде в схемах и алгоритмах. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного и по отдельной теме, и по всему курсу русского языка. Теория-это фундамент. Ее повторение в виде лекций, семинаров, презентаций, самостоятельной работы необходимо.
3. Самостоятельный выбор задания. Индивидуальная работа по выполнению тестовых заданий.
4. Самопроверка. Самооценка.
5. Анализ и самоанализ.
6. Индивидуальные домашние задания. Целесообразнее ученикам дома самим находить и повторять материал по определенной теме, блоку, т.к. самостоятельная работа учащихся наиболее эффективна.
Основные приёмы работы на уроке с учащимися разных учебных возможностей по формированию и совершенствованию орфографических навыков (задания 8-14):
- словарно-орфографическая работа;
- различные виды диктантов;
- работа с таблицами;
работа на уроке по формированию и совершенствованию пунктуационных умений и навыков (задания 15-19):
- синтаксический и пунктуационный разборы простых и сложных предложений;
- тренинги по заданиям;
лексическая работа с текстом и словом (словари);
комплексный анализ текста (задания 20-24). Работа по комплексному анализу текста предполагает развитие следующих умений и навыков:
- умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия; определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
- умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
- умение производить сопоставительный анализ текстов;
- совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
- создавать свой текст;
- писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
При работе над 25 заданием прорабатываются его критерии оценки. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в нескольких аспектах:
1. Одна из проблем, поставленных в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо с привлечением двух аргументов из исходного текста).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов.
Чтобы написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чем пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чем хочет убедить его, т.е. правильно прочитать исходный текст.
Не последнюю роль при подготовке к ЕГЭ играет использование тех или иных учебно-методических пособий: «Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Русский язык. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для ощеобразовательных организаций», 17. Русский язык. Нормы Речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 классы / Н. А. Сенина, Т. Н. Глянцева, Н. А. Гурдаева, Сенина Н. А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.
И самое главное – при подготовке к ГИА необходимо объяснить учащимся, что
бояться экзамена по русскому языку бессмысленно. Во-первых, страх мешает хорошо подготовиться и сдать его. Во-вторых, важно понимать, что в экзаменационной работе не встретится заданий на темы, которые не изучались в школе. Весь материал многократно проходили на уроках и повторяли. А потому нужно просто хорошо подготовиться к ЕГЭ. Систематизировать свои знания, ликвидировать обнаруженные пробелы и потренироваться в написании пробных ЕГЭ самостоятельно. Жизнь постоянно экзаменует человека. И ЕГЭ, в том числе и по русскому языку, – это только одна из таких проверок. Просто нужно ответственно отнестись к подготовке. И все будет хорошо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ по математике.
Статья, обобщающая опыт учителя при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА....
Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников
Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...
Педагогическая практика – как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя
Доклад на тему: Педагогическая практика - как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя....
Исследование: Проблемы загрязнения воды и способы их решения при помощи мнемосхемы.
Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность воды плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света, что существенно изменяет услов...
Проблемы юных шахматистов и способы их решения
Материал представляет из себя методические рекомендации для тренеров-преподавателей по шахматам...
Актуальные проблемы преподавания литературы и способы их решения на примерах изучения художественных произведений.
Современное образование в школе предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. То ес...