Проблемы юных шахматистов и способы их решения
методическая разработка
Материал представляет из себя методические рекомендации для тренеров-преподавателей по шахматам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom_2.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа
(МБУ ДО ДЮСШ)
Методические рекомендации
для тренеров-преподавателей
по шахматам
«Проблемы юных шахматистов и способы их решения»
Автор-разработчик
Тренер-преподаватель:
Оболенская А.А.
2021
п.Зимовники
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей
«Проблемы юных шахматистов и способы их решения»
Результаты шахматиста, их масштаб и стабильность зависят не столько от таланта и чисто шахматного искусства, но в огромной степени и от человеческих качеств. Например, состояние здоровья, запас энергии, работоспособность, боевой дух, уверенность в собственных силах, умение поддерживать высокий уровень концентрации внимания, и другие. Рассмотрим несколько проблем, над исправлением которых необходимо работать при подготовке к соревнованиям.
Лень
Для борьбы с ленью юных шахматистов необходимо регулярно доносить до них мысль, что без упорной, постоянной работы по-настоящему высоких результатов не появится. Конечно, могут быть всплески на уровне юношеских шахмат благодаря полученному практическому опыту и таланту, но без серьезной работы топ-гроссмейстером не стать.
Многие талантливые ребята занимаются совсем немного, при этом сутками напролет готовы играть блиц. Если соблюдать меру, то быстрая игра оказывает благотворное влияние, но чрезмерное увлечение блицем, безусловно, вредит.
Индивидуальные особенности
Несколько слов об индивидуальных особенностях учеников. Постановка правильного «диагноза» в каждом отдельно взятом случае является самой важной и самой сложной задачей в работе тренера. На основании разобранных партий ученика и индивидуальных бесед с ним нужно определить, какие проблемы больше всего препятствуют его дальнейшему росту. Проблемы эти могут быть физические, психологические и чисто шахматные.
Физическая усталость
На нехватку физических сил надо обратить особое внимание, если у молодого шахматиста уже к середине турнира или даже к концу обычного занятия заметны следы усталости. Разумеется, нужно рекомендовать более пристально следить за соблюдением разумного жизненного ритма, где важное место отводилось бы физкультуре. Чем более современными становятся шахматы, тем больше энергозатрат они требуют. У людей, не обращающих на физкультуру никакого внимания, уже после 25-30 лет начинается снижение уровня игры; те же, кто поддерживает физическую форму, способны и после 40 лет поддерживать высочайший уровень.
В качестве примера можно привести Веселила Топалова, проводящего ежедневно по 1,5 часа в тренажерном зале. Постепенно «вкатываясь» в турнир и добавляя по его ходу еще больше энергии, он многократно совершал финишный спурт, когда некоторые из его оппонентов действовали уже на фоне накопившейся усталости.
Можно упомянуть Виши Ананда, регулярно посещающего спортзал, или Владимира Крамника, поддерживающего физическую форму теннисом и плаванием. В детском возрасте физическая форма также влияет на результат, в большей степени - во второй половине турнира.
Психологические особенности
К психологическим проблемам можно отнести, в первую очередь, неуверенность в себе, которая «тащит» за собой целый ворох проблем. Появляются боязнь соперника, пассивность в игре, страх перед решающими партиями и, самое главное, хронические цейтноты. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно, в первую очередь, поднимать собственную самооценку.
Основополагающим должен стать девиз под условным названием: «Я все могу!» Хорошо, когда ученик еще и понимает, что это не пустые слова, а подкрепленные какими-то достижениями, пусть даже локального характера. Например, порешав какие-либо позиции или изучив сборник партий, можно сказать себе: «Я стал сильнее». Это повышает уверенность в себе, принимать решения и бороться с цейтнотами становится легче. Михаил Моисеевич Ботвинник считал, что нужно играть тренировочные «анти-цейтнотные» партии, в которых обращать внимание, главным образом, на расход времени. На практике так никто не делает, но вести хронометраж с последующим разбором причин длительных раздумий я бы посоветовала.
Конечно, тут решающее значение имеет самоконтроль, умение в нужный момент скомандовать себе: «Пора делать ход!» Никакой тренер не сможет ничего сделать с этой проблемой, если ученик по-настоящему не готов бороться за ее искоренение. Так что основная тренерская задача в этой области - постараться быть хорошим психологом, поднимая самооценку ученика. Бывают, правда, так называемые «оправданные цейтноты», когда нехватка времени вызвана действительно серьезными проблемами, возникшими в партии. Если они именно такие и очень редки, то подобные цейтноты можно считать нормальным явлением.
Игровые проблемы
Наконец, чисто шахматные, игровые проблемы. Из-за них, кстати, также случаются цейтноты. Если молодой шахматист мало решает комбинаций и этюдов, то во время партии счет ему дается с большим трудом. Если мало смотрит гроссмейстерских партий, то многие типы позиций ему просто незнакомы, что приводит к дополнительным размышлениям и ошибкам.
Одна из таких ошибок – неверная оценка позиции, а ведь именно с оценки изменяющейся на доске ситуации должны начинаться размышления над каждым очередным ходом. Объективность оценки зависит от сочетания целого ряда игровых и психологических составляющих. Даже среди сильных гроссмейстеров есть те, кто переоценивает свои позиции, постоянно считая, что у него позиция лучше, чем есть на самом деле. Конечно, многое зависит от характера игрока, но любая крайность в этом вопросе нежелательна, нужно всегда стараться оценивать позицию максимально объективно.
Дебют - компонент, роль которого по мере роста ученика все больше возрастает. Поначалу предпочтительнее начинать партию ходом 1.е4, поскольку в открытых дебютах лучше приобретаются навыки быстрейшего развития и тактическая зоркость. Но главным, безусловно, является «правильная» постановка партии. Ловушечные, «левые» дебюты нужно исключить из репертуара уже на ранней стадии становления, чтобы потом не приходилось переучиваться. Быстрейшее развитие и борьба за центр - вот главные приоритеты, особенно в начале партии, и особенно в открытых дебютах. Со временем, на уровне хорошего первого разряда или кандидата в мастера полезно добавить закрытые дебюты и начать «подавать» с двух рук: в перспективе, на гроссмейстерском уровне разнообразие в дебюте дает дополнительное преимущество. Уже состоявшемуся шахматисту, никогда не игравшему либо закрытых, либо открытых дебютов значительно сложнее восполнить этот пробел, фундамент должен быть заложен с детства.
Миттельшпиль обычно вызывает наибольший интерес у ребят. Именно в миттельшпиле особенно остро встает, в первую очередь, вопрос о том, как научиться «чисто» считать варианты и какими критериями необходимо руководствоваться при принятии решений. Достаточно подробно мы поговорим об этом в 8-й главе. Что касается тренировки самого счета, то рецепт хорошо известен: нужно регулярно решать комбинации и этюды, тогда и возникающие в партиях тактические мотивы не пройдут незамеченными.
«Профилактическое мышление»
Это метод, которым пользуются все высококлассные игроки. На каждом ходу нужно не забывать себя спрашивать: что хочет противник? Получив ответ на этот вопрос, можно готовить свой ответ. Привычку вырабатывать решения подобным способом нужно прививать с самого начала занятий шахматами. Эндшпильную технику, по сравнению с миттельшгшльной, развивать еще сложнее, поскольку обычно у учеников не лежит душа к этому направлению. Однако те немногие ребята, которые изучили азы эндшпиля и проштудировали книжные бестселлеры в этой области, имеют колоссальное преимущество над конкурентами. По моим наблюдениям, даже самые талантливые юные шахматисты, чемпионы России и мира в своих возрастных группах слабо играют эндшпиль и теряют много очков именно в этой стадии из-за элементарных ошибок.
График соревнований
Еще один важный элемент, который должен быть продуман - наигранность. График турниров должен быть сбалансированным, без длительных перерывов, но в то же время и нон-стоп играть нельзя, каждый проведенный турнир должен «перевариться». Необходимо критически осмысливать, что получилось, а что нет, и стараться бороться со своими недостатками. Плохо продуманный календарь соревнований ведет к дополнительным проблемам, зевкам и цейтнотам. Конечно, при его составлении нужно учитывать индивидуальные особенности ученика: легкость, с которой он играет, склонность к аналитической работе и самоанализу. Думаю, от 80 до 120 партий в год - оптимальное количество.
Концентрация
Еще одно важнейшее качество игрока - умение в течение всей партии сохранять концентрацию. К сожалению или к счастью, но в должной мере качество это также приходит лишь с опытом. Иногда слишком много энергии уходит на изучение позиций в чужих партиях. Еще чаще не хватает усидчивости, способности длительное время размышлять над собственной позицией. В основном, из-за этих проблем и случаются зевки. Молодой шахматист должен хорошо усвоить, что в самой простой на вид позиции могут оказаться скрытые тактические ресурсы. Самое сложное - сохранять должную концентрацию в позициях выигранных либо с большим преимуществом. Кажется, что дело уже сделано, и наступает преждевременное расслабление. Однако многим не хватает концентрации внимания и в проблемных позициях, дети иногда просто не хотят защищаться, предпочитая быстренько «слить» неудачно складывающуюся партию. Составной частью концентрации внимания является спокойствие, «холодная голова». Качество это особенно ценно, когда все-таки попадаешь в цейтнот. Даже в критической ситуации, в плохой позиции и при серьезной нехватке времени любое решение должно быть осмысленным. Как правило, в юном возрасте в цейтноте наступает растерянность, и в последний момент делается ход, который уже просчитан и признан плохим либо не рассматривался вовсе. Надо сказать, даже опытные гроссмейстеры допускают такие «детские» ошибки. Ученикам нужно постоянно напоминать о том, как важно постоянно поддерживать концентрацию внимания, даже если вам порой кажется, что все эти напоминания бесполезны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный шахматист"
Данная программа составлена на основе программ: 1. «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» (авт. Ю. С. Разуваев, И. Г. Сухин, С. П...
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ по математике.
Статья, обобщающая опыт учителя при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА....
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Юный шахматист"
Кружок « Юный шахматист» организуется при школе на база 1 – 4 классов и рассчитан на 4 года обучения в соответствии с нормативно-правовой и документальной основой:• Закон Российской Федерации « ...
Программа кружка «Юный шахматист»
На игровых занятиях в простой и доходчивой форме несовершеннолетние знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, э...
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Исследование: Проблемы загрязнения воды и способы их решения при помощи мнемосхемы.
Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность воды плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света, что существенно изменяет услов...
Актуальные проблемы преподавания литературы и способы их решения на примерах изучения художественных произведений.
Современное образование в школе предполагает ориентацию обучения не только на усвоение учащимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и творческих способностей. То ес...