Педагогическая практика – как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя
статья на тему
Доклад на тему: Педагогическая практика - как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
учитель математики: Михеева Ирина Анатольевна
Доклад на тему: Педагогическая практика – как важнейшее звено в процессе подготовки будущего учителя.
Формирование учителя, его профессиональных знаний и умений, черт личности происходит не только во время изучения студентами специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического цикла. Особую роль в этом процессе играет педагогическая практика. Она представляет собой неотъемлемую часть подготовки будущих учителей.
Главная цель педпрактики — овладение студентами-практикантами основными функциями педагогической деятельности учителя-предметника и формирование профессиональных черт личности учителя.
Студенты в период педпрактики должны освоить несколько функций. Первая из них — конструктивная. Она предполагает, что практикант должен уметь составлять индивидуальные планы-графики работы, определять и формулировать цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие), отбирать учебный материал, подлежащий изучению на уроке, устанавливать правильное соотношение между компонентами знаний. Данная функция предусматривает также умение отбирать методы и средства обучения, адекватные целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям класса, прогнозируя при этом возможные трудности усвоения школьниками учебного материала. Планируя познавательную деятельность учащихся и способы ее организации, практикант должен четко определять тип и структуру урока. Для этого большое значение имеет составление календарно-тематического плана, а затем, в ходе практики, поурочных планов. Кроме того, студент должен уметь планировать содержание и методы проведения различных видов внеурочных мероприятий (как учитель-предметник и как классный руководитель).
Не менее важной функцией, овладеть которой необходимо студенту-практиканту, является мобилизационная, заключающаяся в умении активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, т. е. обеспечивать внимание, запоминание и осмысление учебного материала во время урока. При этом необходимо поддерживать интерес школьников к изучаемому предмету, добиваясь актуализации имеющихся у них знаний и формирования новых на базе опорных.
Тесно связана с вышеназванной организаторская функция, развитие которой также входит в задачи педагогической практики. Студент-практикант должен уметь организовать выполнение намеченного плана урока. Для этого в первую очередь нужно научиться рационально распределять время между структурными частями урока. Необходимо уметь руководить работой учеников, управлять процессом обучения на всех этапах урока (при проверке знаний, изучении нового материала, самостоятельной работе учащихся, закреплении изученного материала), а во внеурочной деятельности — правильно организовать и проводить экскурсии, факультативные занятия и другие виды работы.
От будущего учителя требуется обладание коммуникативной функцией, позволяющей устанавливать деловые взаимоотношения с учащимися и между ними, а также с коллективом школы и родителями. Нужно быть внимательным к ученикам и в то же время достаточно строгим, сохраняя в любой обстановке деловой тон и педагогический такт.
Для достижения образовательной цели урока следует овладеть информационной функцией, т. е. умением передавать содержание изучаемого материала в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный пути формирования знаний, опираясь на ранее изученные темы и осуществляя межпредметные связи, свободно пользуясь при этом разными методами и источниками информации, а также средствами обучения в наиболее целесообразном их сочетании (с учетом содержания учебного материала и возрастных особенностей школьников).
Важным представляется использование разнообразных методов и форм проверки знаний, вопросов и заданий для разных уровней умственной активности учащихся. Необходимо уметь оценивать ответы учащихся и комментировать отметки, ими получаемые. Сложной задачей для практикантов остается закрепление знаний, текущее и обобщающее повторение по теме. Нужно также научиться давать домашние задания, инструктируя учащихся относительно их выполнения.
Решению воспитательных задач на уроках способствует ориентационная функция, предусматривающая умение осуществлять воспитывающее обучение по предмету: нравственное, эстетическое, экологическое, профориентационное — как через учебный материал, так и путем установления межпредметных связей. Во внеурочной деятельности данная функция проявляется в ходе внеклассных мероприятий и при выполнении обязанностей классного руководителя.
Достижению важнейшей цели урока, связанной с развитием познавательных способностей учащихся, помогает развивающая функция, которая сводится к формированию у студента-практиканта умений осуществлять развивающее обучение школьников, проводя эту работу на разных уровнях сложности, используя при этом, наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами обучения, проблемное изложение и частично-поисковый метод, т. е. составляющие проблемного обучения. В учебный процесс, в том числе и при выполнении самостоятельных работ, включаются типовые и проблемные задания (как опубликованные в методической литературе, так и сконструированные самостоятельно). Кроме того, в рамках данной функции осуществляется обучение школьников приемам учебной работы (с учебником, типовыми планами, картами и другими средствами обучения) и умственной деятельности (анализу, синтезу, обобщению, сравнению, конкретизации и т. п.).
Исследовательская функция предполагает, что практикант должен уметь анализировать урок в методическом, общедидактическом и психологическом аспектах с позиций современных требований соответствующих педагогических наук и с учетом достижений передового опыта работы учителей. Нужно научиться оценивать наблюдаемый урок с точки зрения достижения его целей — образовательной, воспитательной и развивающей, а также осуществлять самоанализ, теоретически осмысливать опыт работы товарищей и использовать его при планировании и проведении своих уроков.
Одной из первоочередных задач педагогической практики является формирование личностных качеств учителя, а именно: интереса к обучению соответствующему школьному предмету и воспитанию подрастающего поколения, умения проявлять профессиональную индивидуальность и педагогическое творчество, настойчивость в достижении целей и совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в школе. Очень важно ощутить психологическую готовность к работе в школе.
Таким образом, педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой.
Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.
15.02.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ».
Статья посвящена вопросам развития эстетической культуры учащихся на уроках дисциплины "Музыкальная литература". Автор ставит задачу формирования музыкального восприятия через развитие навыков анализа...
Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя
Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...
Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования
Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ по математике.
Статья, обобщающая опыт учителя при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА....
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ» КАК ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аналитический материал по результатам внедрения спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА
Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...
Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...