ТДМ. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Леонтьева Наталья Егоровна

Технология деятельностного метода. Русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТДМ. Русский язык.25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс

Урок №1
Леонтьева Наталья Егоровна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №901 г.Москва

 Тема урока: «Правописание -Ы-И- после –Ц-»

Цель урока:

  Сформировать представление о способе выбора написания гласных Ы-И после Ц, умение определять написание гласных Ы-И, комментировать условия написания;

  Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

  Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Состав слова»).

Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).

Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним  пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

2.Актуализация знаний и  фиксация затруднения в пробном действии.

Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Словообразование).

Чем занимается словообразование? (Изучает строение слов и способы их образования).

Посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.

Что такое морфема. Какие морфемы вы знаете?

А вы знаете, что разбор слова по составу помогает грамотно писать. О каком разделе науки вы вспомним? (Орфография)

Что такое орфография? (Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).

Какие орфограммы в корне вы знаете?

Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал).

Почему вам это необходимо? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

На доске (вставить пропущенные буквы; поставить ударение в словах; выделенные слова разобрать по составу):

Ра…ст…лать, пол..скать белье, пом…гать маме, к…сательная, изл…жение, прик…снуться, уб…ру.

 

Красивее, августовский, щавель, красивейший, туфля, торты, звонит,

Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.

 

В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора).

Следующее задание  - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и  поставить цель)

 Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н.

При записи слов у учащихся мнения делятся: они считают, что писать нужно И, другие – Ы).

 

Кто не выполнил задание. В чем ваше затруднение? (Не смогли выбрать, какую букву надо вставить –Ы или –И).

Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Не можем обосновать).

3.Выявление места и причины затруднения.

 

Какое задание мы должны были выполнить?

Почему же вы не смогли выполнить это задание, ведь с предыдущим заданием вы справились? (Чередование гласных в корнях, проверяемая безударная гласная).

Значит, в чем причина вашего затруднения? (Не знаем правил написания –Ы или -И после Ц).

Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания букв -Ы или -И после Ц).

Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.

Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умения выделять части слова и комментировать условия выбора гласной).

Для определения условий выбора написания букв -Ы или -И после Ц предлагаюпоработать в  группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма:

Выделить корень, окончание, суффикс.

Определить в какой части слова орфограмма

Сделать вывод

5.Реализация построенного проекта.

Разделитесь на четыре группы и выполните следующее задание: выделите ту часть слова, где стоит буква Ц и обратите внимание на то, в какой части слова пишется буква Ы.

Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, куцый, бледнолицый.

Птицын, сестрицын, Лисицын

Уточнение значения слов: Бесхвостый, с обрезанным хвостом. Куцая собака.  Короткий, короткополый. Куцый пиджачок.

Все ли группы справились с заданием?(Да).

Возникли затруднения? ( Мы разрешили их внутри группы).

Итак, ребята. выполним это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной Ы.

Сформулируйте правило написания буквы Ы после Ц.

Ученики формулируют правила, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной Ы после Ц в окончаниях.

Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить?(Составим алгоритм)

Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить части слова).

Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.

Выделить корень, окончание, суффикс.

 

 

Определить, в какой части слова орфограмма

Сделать вывод о выборе гласной

Если орфограмма в окончании, суффиксе, то пишем букву Ы

 Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный у нас алгоритм получился).

Откройте учебник, прочитайте внимательно правило и проанализируйте алгоритм.

Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать гласные Ы-И после Ц? (Да, но не во всех словах)

Обоснуйте выбор буквы Ы, где будете вставлять букву.

6. Реализация построенного проекта (продолжение).

Выпишите слова в следующем порядке:

Плодовые растения, к которым относится апельсин и мандарин.

Точная выдержка из текста.

Болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов.

Твердый покров некоторых животных.

Инструмент для вычерчивания окружности.

Панцирь, цинга, цитата, цитрусовые, циркуль.

Выделите ту часть слова, где находится буква Ц.

Определите эту часть слова.

Все ли группы справились с заданием?(Да).

Возникли затруднения? ( Мы разрешили их внутри группы).

Итак, ребята. выполним это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной И.

Сформулируйте правило написания буквы И после Ц.

Ученики формулируют правила, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной И после Ц в окончаниях.

Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить?(Составим алгоритм)

Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень).

Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.

Выделить корень, окончание, суффикс.

 

 

Определить, в какой части слова орфограмма

Сделать вывод о выборе гласной

Если орфограмма в корне, то пишем букву И

7. Реализация построенного проекта (продолжение).

Что бы это значило? (презентация).

ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ:  «ЦЫЦ!»

8.Первичное закрепление во внешней речи.

Каким будет следующий этап в нашей работе? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания букв Ы-И после Ц).

Учитель предлагает выполнить упражнение на новое правило. (Запись предложений. Учащиеся проговаривают условия написания букв Ы-И после Ц).

Мы знаем и помним историю нашей улицы.

В ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.

Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют.

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Как проверить. Усвоили вы эту тему или нет? (Нужно поработать самостоятельно).

Посмотрите на задание, приступайте.

Ученики выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.

 

Задание(вариант 1)

   1

Птиц…

2

Куц…й

3

Ц…нк

4

Ц…линдр

5

Иллюстрац…я

6

Братц…

7

Бледнолиц…й

8

Ц…почки

9

Мотоц…кл

10

Ц…ц

11

Дефиц…т

12

Эмоц…я

Задание (вариант 2)

   1

Лекц…я

2

Лестниц…

3

Чернильниц…

4

Лисиц…н

5

Акац…я

6

Ц…ган

7

Станц…я

8

Огурц…

9

Ц…почки

10

Ц…клон

11

Авиац…я

12

Столиц…

Образец проверки

(вариант 1)

   1

Ы

2

Ы

3

И

4

И

5

И

6

Ы

7

Ы

8

Ы

9

И

10

Ы

11

И

12

И

Образец проверки

(вариант 2)

   1

И

2

Ы

3

Ы

4

Ы

5

И

6

Ы

7

И

8

Ы

9

Ы

10

И

11

И

12

Ы

 

Критерии оценки:

11-12 –«5»

8-10 – «4»

6-7 – «3»

10. Включение в систему знаний и повторение.

Скажите, где мы будем применять знания? (Этот материал войдет в нашу копилку орфографических знаний. Пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать).

11. Рефлексия учебной деятельности.

Заканчивается урок, значит, что нужно сделать? (Подвести итог).

Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания Ы-И после Ц).

Достигли ее? (Да).

 Докажите. (Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания  Ы-И после Ц, алгоритм действий, учитель).

В чем вы испытывали трудности? (Мы не могли правильно выбрать буквы Ы-И после Ц).

Что вам помогло их преодолеть? (групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действий, учитель).

 Оцените свою деятельность на уроке.

Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома? (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания Ы-И после Ц, выполнить упражнение из учебника, 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...