Спецкурс для 5 - 6 классов
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Спецкурс рассчитан по 34 часа и предназначен для учащихся 5-6 классов.
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку Львовой С.И., Львова В.В. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лисянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждаю»:
на заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МКОУ Лисянская СОШ
гуманитарного цикла _________ Деревянкина С.Е. _______________ Кириченко Е.В.
Протокол №_1_ от « 29 » августа 2016г. « 29 » августа 2016 г. « 29 » августа 2016г.
Руководитель МО _______Завалина Т.В.
Приказ № 88 от 29.08.2016 г.
Рабочая программа
спецкурса
«Русский язык»
5-6 классы
2016-2017учебный год
.
учитель русского языка и литературы
Рудакова Н.А.
с. Лиски
2016-2017г.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс рассчитан по 34 часа и предназначен для учащихся 5-6 классов.
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 5-6 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по русскому языку Львовой С.И., Львова В.В. Программа по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2009), с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС. Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В 5-6 классах продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Данный спецкурс позволит учащимся 5-6 классов не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-6 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Процесс активного овладения русским языком семиклассниками будет протекать более плодотворно, если удастся пробудить интерес к занятиям, научить их испытывать неподдельную радость и удовлетворение от правильного решения лингвистических заданий и задач. Поэтому большое место в программе занятий отводитсязанимательности, игровым формам обучения.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности. Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- самостоятельное выполнение тестовых заданий.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Имеет ли звук значение? | 1 | ||
Сквозной алфавит. | 1 | ||
Между буквами. | 1 | ||
«Пульс» в слове. Особенности русского ударения. | 1 | ||
Ь «создает» слова. Вторая служба Ь. | 1 | ||
Грамматическая задача «Омографы». | 1 | ||
Скороговорки. | 1 | ||
Задачи по орфоэпии. Словообразование. | 1 | ||
Найди корень. | 1 | ||
Почему убежали гласные | 1 | ||
«Говорящие» суффиксы и приставки. | 1 | ||
Приставки пре-, при-. Грамматическое лото. Задача-шутка. | 1 | ||
Что такое морфология? | 1 | ||
Имя существительное – своеобразная прелесть русского языка. | 1 | ||
Как по суффиксу определить род. | 1 | ||
Грамматический род в животном мире. | 1 | ||
Грамматический род в растительном мире. | 1 | ||
Почему в русском языке шесть падежей? | 1 | ||
Какие это 10 существительных? (Шарады). | 1 | ||
Меткие «озаряющие» слова. | 1 | ||
Антонимы- прилагательные и их роль. | 1 | ||
Рассказ о ветряной мельнице. | 1 | ||
Из истории числительных. | 1 | ||
Таинственное число. | 1 | ||
Загадки- шутки. Викторина. | 1 | ||
Какое это местоимение. | 1 | ||
Ты и вежливое вы. | 1 | ||
Вариации на тему. Игра-викторина. | 1 | ||
Глагол – огнедышащая, самая живая часть речи. | 1 | ||
Глаголы труда, глаголы звучания и цвета. | 1 | ||
Сила русского глагола. Чайнворд. | 1 | ||
Грамматика сопротивляется. | 1 | ||
Предлоги и падежи. Волшебные слова. Междометия. | 1 | ||
Итоговое игровое тестирование. | 1 | ||
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Чудо из чудес. | 1 | ||
Звуки и слоги –две самые краткие фонетические единицы. | 1 | ||
Говорите правильно! Викторина. | 1 | ||
Одинаковые буквы в слове. Игра. | 1 | ||
Скороговорки | 1 | ||
Пословицы и загадки об азбуке и письме. | 1 | ||
«Хитрый» звук. | 1 | ||
Особенности русского ударения. | 1 | ||
За кем последнее слово. Игра. | 1 | ||
Безударные гласные в задачах-шутках. | 1 | ||
«Весёлые» суффиксы. | 1 | ||
Только в единственном или только во множественном числе. | 1 | ||
Два окончания. | 1 | ||
Как следовало бы сказать? | 1 | ||
Прилагательные «синонимы». Игра. | 1 | ||
Инженер или инженерша? Балерина и...? | 1 | ||
Кто закончит? Игра. | 1 | ||
Слова из слова.. Игра. | 1 | ||
Несклоняемые существительные. | 1 | ||
Волшебный квадрат. «Сложные» существительные | 1 | ||
Назови наречие. Игра. | 1 | ||
Назови глагол. Игра. | 1 | ||
Видовые пары. | 1 | ||
Глаголы речи. | 1 | ||
Предложения- близнецы. | 1 | ||
Тетрадь ученика и ученическая тетрадь. | 1 | ||
Что в лоб, что по лбу. | 1 | ||
Значит, так сказать, ну, вообще…О словах паразитах. | 1 | ||
Периодическая речь. | 1 | ||
Немного о пунктуации. | 1 | ||
Грамматическая викторина. | 1 | ||
Прямая и косвенная речь. Грамматическое домино. | 1 | ||
Игра «Синтаксические синонимы». | 1 | ||
Итоговой урок - викторина | 1 | ||
ИТОГО | 34 часа |
Используемая литература:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М.,П.;2003г.
2 .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., П.; 2000г.
3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., П.; 2002 г.
Сборники тестовых заданий, сборники диктантов.
4. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». М.,П.; 1989 г.
Основные требования к умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса
К концу Y класса учащиеся должны ЗНАТЬ:
-история звуков и букв;
-три особенности русского ударения;
-какие бывают «говорящие» приставки и суффиксы;
-историю падежей.
.
Обучающиеся должны УМЕТЬ:
-разбирать слова фонетически, по составу, и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в Y классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тесты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствам в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими и толковыми словарями.
Основные требования к умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса
К концу YI класса учащиеся должны ЗНАТЬ:
-история создания азбуки;
-что такое омографы;
-какие бывают «говорящие» приставки и суффиксы;
-историю падежей;
-беошибочно определять разряды местоимений.
К концу YI класса учащиеся должны УМЕТЬ:
-производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в YI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
-с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
-находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в YI классе.
По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
-составлять сложный план;
-подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
-собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
-описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
-совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
-уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу по заданной теме;
-уметь выразительно читать письменный (прозаичный и поэтически) текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"
Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного ...
Спецкурс 8 класс
распечатки...
Программа спецкурса (8 класс) «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».
В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникнувшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здо...
Спецкурс естественнонаучных классов.
Мы ведь отправлялись в этот маленький поход не только в роли обычного посетителя. Каждый из нас исследовал условия проживания определенного животного (или нескольких), но исследование это было п...
Рабочая программа по изобразительному искусству. Спецкурс 6 класс.
Рабочая программа спецкурса по изобразительному искусству содержит краеведческий материал. Она рассчитана на учащихся 6 класса, 1 час в неделю....
спецкурс 9 класс
программа спецкурса 9 класс...
Программа по спецкурсу 9 классы
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейш...