Программа спецкурса (8 класс) «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникнувшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_8_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса
«Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».
8 класс ( 35часов, 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Спецкурс изучается в 8 классе. Рассчитан на 35 учебных часов.
Наибольшие возможности в формировании здорового образа жизни заложены в материале раздела «Человек и его здоровье». Но временные рамки урока не позволяют уделить должное внимание данному вопросу в полном объёме. Данный спецкурс позволяет решить это противоречие, посвящен проблеме здорового образа жизни.
В программе спецкурса раскрываются понятия «здоровье и здоровый образ жизни», основные факторы, определяющие здоровье. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью.
В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни.
Цель спецкурса – сформировать бережное отношение к здоровью как главной ценности человека, дать учащимся все необходимые сведения для выработки здоровых привычек.
Задачи курса:
- сформировать понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здо-ровья, основных факторах, определяющих здоровье (образ жизни, качество среды обитания), факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья;
- сформировать у них убеждения о необходимости в своей повседневной жизни следовать принципам здорового образа жизни;
- научить проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;
- научить оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем орга-нов;
- научить при необходимости проводить оздоровительные действия.
Программа состоит из 7 тем. Все темы совершенно автономны и могут изучаться в любой последовательности.
С целью усиления гигиенической направленности проводятся практические работы по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье человека: гигиенический анализ воды, определяется запылённость воздуха, режим вентиляции помещений. Работы не требуют особого оснащения и сложных приборов.
С целью формирования знаний и умений предполагается проведение практической работы «Оценка состояния здоровья», которую целесообразно проводить в конце учебного года, когда учащиеся уже знакомы с особенностями функционирования почти всех систем органов и имеют необходимые знания о компонентах здорового образа жизни.
Введение – 1 час.
Определение здоровья и благополучия. Уровни благополучия. Состояние здоровья среднего россиянина. Благополучие: целостный подход. Факторы, влияющие на благополучие. Изменение поведения. Сохранение установки на благополучие.
Тема 1. Психическое здоровье – 2 часа.
Природа эмоций. Личность и её развитие. Признаки эмоционального благополучия. Дос-тижение эмоционального благополучия. Стресс: стимул и ответ. Стадии общего адаптационного синдрома. Как стресс вызывает заболевания. Стресс, связанный с работой. Преодоление стресса. Психологические механизмы защиты от стресса. Овладение ситуации с помощью постановки задачи и её решения. Распространённые эмоциональные проблемы. Решение эмоциональных проблем
Форма занятия: лекция – 2 часа.
Тема 2. Пища и здоровье – 5 часов.
Рациональное питание. Потребности в питательных веществах. Адекватное питание. Типы и источники питательных веществ. группы пищевых продуктов. Диетологические рекомендации. Стили питания. Питание и возраст. Идеальный вес. Состав тела. Избыточный вес и ожирение. Причины ожирения. Жировые клетки и развитие ожирения. Пагубные последствия ожирения. Лечение ожирения. Пониженный вес тела. Расстройства пищевого поведения. Как избавиться от лишнего веса.
Форма занятия: лекция – 3 часа, практические работы – 2 часа.
Практические работы: 1. Составление пищевого рациона.
2. Определение энергозатрат по состоянию сердечных
сокращений.
Тема 3. Химическая зависимость – 7 часов.
Лекарство. Употребление и злоупотребление. Дозировка лекарственных препаратов. Методы приёма лекарственных препаратов. Распределение лекарственных препаратов в организме. Нейромедиаторы и рецепторные механизмы. Эндорфины. Выведение веществ из организма. Эффект последействия. Развитие толерантности. Химическая зависимость. Взаимодействие вещества. Причины злоупотребления психоактивных веществ. Индивидуальное отношение к наркотикам. Молодёжь и наркотики. Наркотики и общество. Избавление о химической зависимости.
Классификация психоактивных веществ. Источники психоактивных веществ. Стимулирующие препараты. Успокаивающие и снотворные средства. Опиатные наркотики. Психоделики и галлюциногены. Марихуана и другие производные конопли. Вдыхаемые средства (летучие вещества). Анаболические стероиды. Альтернативы злоупотреблению психоактивными веществами.
Формы употребления табака. Табак как наркотическое средство. Вредные эффекты табака. Пассивное курение. Снижение потребности табака. Употребление табака среди молодёжи. Курение и женщины. Отказ от курения.
Алкоголизм – важнейшая проблема современного общества. Спиртные напитки. Всасывание и питательная ценность алкоголя. Уровень алкоголя в крови. Расщепление алкоголя и его удаление из организма, физическое действие алкоголя. Алкогольный синдром плода. Алкоголь и способность управлять автомобилем. Характеристика употребления спиртного. Злоупотребление алкоголем. Алкоголизм и семейные отношения. Программы по борьбе с алкоголизмом.
Форма занятия: лекция – 5 часов, практическая работа – 1 час, семинар – 1 час.
Практическая работа: Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Тема 4. Болезни – 8 часов.
Патогены. Инфекционная цепь. Течение инфекционного процесса. Механизм защиты от инфекционных заболеваний. Заболевания иммунной системы. Борьба с инфекционными заболеваниями. Заболевания, имеющие особое значение: атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, аритмия, врождённые пороки сердца. Факторы риска для сердечно – сосудистых заболеваний.
История венерических заболеваний. Заболеваемость венерическими болезнями. Лечение венерических болезней СПИД. Перспективы вакцинации. Герпесвирусная инфекция половых органов. Гепатит В. Хламидиальная инфекция половых органов. Гонорея. Сифилис. Инфекция половых органов, вызванная дрожжеподобными грибками. Трихомониаз. Чесотка. Профилактика венерических болезней.
Факторы риска для сердечно – сосудистых заболеваний. Методы лечения заболеваний сердечно – сосудистой системы. Как сохранить здоровье сердечно – сосудистой системы.
Раковые заболевания. Природа злокачественных заболеваний. Классификация злокачественных заболеваний. Причины возникновения злокачественных опухолей. Терапия опухолевых заболеваний. Предотвращение опухолевых заболеваний.
Болезни почек. Заболевания дыхательной системы. Диабет. Головные боли. Рассеянный склероз, эпилепсия, болезнь Альцгеймера.
Форма занятия: лекция – 7 часов, практическая работа – 1 час.
Практические работы: 1. Измерение артериального давления.
2. Минутный и систолический объём крови.
3. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и
после действия физической нагрузки.
Тема 5. Старение и смерть – 1 час.
Понятие «старение». Увеличение доли пожилых людей в населении России. Биологические теории старения. Эффекты старения. Здоровое старение. Средний возраст. Планирование финансового обеспечения старости. Отношение к старым людям. Старость как вершина жизни.
Смысл смерти. Феномен смерти. Отношение к смерти. Околосмертный опыт. Эмоциональная атмосфера в семье умирающего. Служба хосписа. Горе и реакция родных на потерю. Право умереть. Донорство органов.
Форма занятия: лекция – 1 час.
Тема 6. Отношения полов – 2 часа.
Половое созревание. Сексуальная ориентация. Анатомия и физиология пола. Проявления полового поведения. Расстройство полового поведения.
Контроль рождаемости. Выбор методов контрацепции. Методы контрацепции для мужчин. Методы контрацепции для женщин. Стерилизация. Прерывание беременности. Аборт.
Материнство и отцовство. Беременность. Период беременности. Предродовый уход. Проблемы, связанные с беременностью. Роды. Уход за новорожденным. Бесплодие.
Форма занятия: лекция – 2 часа.
Тема 7. Здоровье людей и окружающая среда – 7 часов.
Забота о собственном здоровье. Лекарства, имеющиеся в свободной продаже, и препараты, отпускаемые по рецепту врача. Лекарства, приобретаемые без рецепта: хорошо или плохо. Косметические средства. Шарлатанство в медицине.
Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Уничтожение отходов. Радиация. Шум.
Форма занятия: лекция – 4 часа, практическая работа – 2 часа, ролевая игра – 1 час.
Практические работы: 1. Гигиенический анализ воды.
2. Определение запылённости воздуха.
3. Определение режима вентиляции помещений.
4. Оценка состояния здоровья.
Учебно – тематическое планирование 2010 – 2011 учебный год
№ занятия | Дата | Наименование разделов и тем | Дидактический материал | Формы контроля |
Введение – 1 час.
1. | 4.09 | Здоровье и благополучие. | анкетирование |
Тема 1. Психическое здоровье – 2 часа.
1 (2) | 11.09 | Эмоциональное благополучие. | ||
2 (3) | 18.09 | Стресс и другие проблемы психического здоровья. |
Тема 2. Пища и здоровье – 5 часов
1 (4) | 25.09 | Питание. | ||
2 (5) | 2.10 | Источники питательных веществ. Группы пищевых продуктов. | ||
3 (6) | 9.10 | Рациональное питание. Вес тела и диета. | ||
4 (7) | 16.10 | Практическая работа «Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений». | Отчет по работе | |
5 (8) | 23.10 | Практическая работа «Составление пищевого рациона». | Отчет по работе |
Тема 3. Химическая зависимость – 7 часов.
1 (9) | 30.10 | Лекарственные препараты. | ||
2 (10) | 13.11 | Наркотики. | ||
3 (11) | 20.11 | Психоактивные средства. | ||
4 (12) | 27.11 | Табакокурение. | ||
5 (13) | 4.12 | Алкоголь и здоровье. | ||
6 (14) | 11.12 | Практическая работа «Определение влия – ния образа жизни на состояние здоровья». | Отчет по работе | |
7 (15) | 18.12 | Влияние социальной среды на здоровье человека. |
Тема 4. Болезни – 8 часов.
1 (16) | 25.12 | Инфекционные болезни. | сообщения | |
2 (17) | 15..01 | Инфекционные болезни. | ||
3 (18) | 22.01 | Венерические болезни. | ||
4 (19) | 29.01 | Заболевания сердечно – сосудистой системы. | ||
5 (20) | 5.02 | Практическая работа «Функцио – нальные пробы на состояние сердечно – сосудистой системы». | Отчет по работе | |
6 (21) | 12.02 | Злокачественные опухоли. | ||
7 (22) | 19.02 | Хронические болезни. | ||
8 (23) | 26.02 | Неврологические болезни. |
Тема 5 . Старение и смерть – 1 час.
1 (24) | 5.03 | Старение. Смерть. |
|
Тема 6. Отношения полов – 2 часа.
1 (25) | 12.03 | Биология полов и половое поведение. | ||
2 (26) | 19.03 | Предупреждение беременности. Беременность и уход за младенцем. |
Тема.7. Здоровье людей и окружающая среда – 7 часов.
1 (27) | 2.04 | Загрязнение воздуха. | ||
2 (28) | 9.04 | Практическая работа «Определение запылённости воздуха, режима венти – ляции помещения». | Отчет по работе | |
3 (29) | 16.04 | Загрязнение воды. Практическая работа «Гигиенический анализ воды». | Отчет по работе | |
4 (30) | 23.04 | Утилизация отходов. | ||
5 (31) | 30.04 | Радиоактивное загрязнение. | ||
6 (32) | 7.05 | Шум и здоровье человека. | ||
7 (33) | 14.05 | Практическая работа «Оценка состояния здоровья». | Отчет по работе |
34 - 35 | 21, 28.05 | Экскурсия в анатомический музей |
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – Издательство «Мир», 1997.
Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. – Мнемози-
на, 2003.
Мансурова С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда», Санкт –
Петербург, 2006
Пугал Н.А. и др. Биология. Человек. Практикум по гигиене. – Аркти, 2002.
Рохлов В.С. Биология. Человек. 9 класс. Школьный практикум. – Дрофа, 2001.
Федорова М.З. и др. Экология человека. Культура здоровья. – Вентана - Граф, 2003.
Журнал «Здоровье».
Список литературы для учащихся:
Зверев и.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене.- М., Просвещение,
1989.
Энциклопедия для детей «Человек» (части 1 и 2). – М., Аванта +, 2002.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Учащиеся должны знать:
- компоненты и показатели здоровья;
- психологические механизмы защиты от стресса;
- основы рационального питания;
- источники питательных веществ;
- механизм формирования физиологической зависимости от наркотических веществ;
- вредное воздействие наркотических веществ на организм человека;
- основные группы болезней человека, факторы риска для развития этих заболеваний;
- методы контроля рождаемости;
- гигиенические требования к режиму будущей матери;
- глобальные экологические проблемы, влияющие на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять знания для научного объяснения гигиенических правил;
- в повседневной жизни следовать принципам здорового образа жизни;
- проводить самонаблюдения;
- оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни
Программа содержит: актуальность темы, цели, задачи, формы и методы работы, этапы, плпн реализации....
Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больши...
Методические рекомендации к уроку по биологии «Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека». Тест «КАКОВ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ?»
Методические рекомендации к уроку по биологии помогут учителям создать условия для формирования у учащихся знаний о влиянии вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. Тест "Каков...
СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК АСПЕКТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Педагогический совет на тему:"Стресс и стрессоустойчивость как оспект здорового образа жизни"...
Презентация "Аспекты здорового образа жизни"
Аспекты здорового образа жизни школьника. Режим дня, правильное питание, образ жизни....
Эстетический аспект здорового образа жизни
В современном обществе одной из ключевых проблем общегосударственного масштаба является повышение уровня здоровья детей. На здоровье детей влияет много причин: плохая экология, медицина, питание, трав...
"Основы баскетбола в аспекте здорового образа жизни",
quot;Основы баскетбола в аспекте здорового образа жизни",...