Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Шайдурова Надежда Михайловна

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д. Помочь подготовиться к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speckurs_11kl_2012-2013_po_matematike.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ« Баевская  средняя общеобразовательная школа

Баевского района Алтайского края»

    «Утверждаю»

Директор школы

 ________  С.Г. Гаус

«_____»________2012

     «Согласовано»

Зам. директора  по УВР

_______Эккерт Е.А.

«_____»_______2012

Рассмотрено на заседании

   Методического объединения

   Протокол № _____________

   «_____»______2012

                       Рабочая учебная программа

     Математика 11 класс спецкурс «Избранные вопросы по математике»

________________________________________________________________________

                                               (наименование учебного предмета)

                         Среднее общее образование 10 - 11 класс


                                                   (уровень ступени образования)

                                                                        1 год, 11 класс


                                          ( срок реализации программы)

Составлена на основе программы:

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика. 5-6 классы. Алгебра П78 7-9 классы. Алгебра и начала математического  анализа 10 – 11 классы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2011.

Открытого банка данных по ЕГЭ 2012.

ФИО учителя, составившего рабочую учебную  программу:

Шайдурова Надежда Михайловна                                                             

                                                                2012


                                                      (год переработана) 

                                               

                                              Пояснительная записка.

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.  Все больше специальностей  связано с непосредственным применением математики. Это экономика, бизнес, финансы, физика,  химия, техника, информатика, биология, психология. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. Воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике, наряду с естественным,  нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

  1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.

В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.

Включение дополнительных вопросов преследует две цели:

  1. создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;
  2. восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.

Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, часть 1, часть 2», А.Г. Мордкович. Рекомендовано Минобразования РФ.

Цель программы: 

  1. создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 11 классов.

Задачи программы: 

  1. формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
  2. систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;
  3. развивать математические способности учащихся;
  4. способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Требования к математической подготовке учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать: 

  1. основные приемы решений рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;
  2. правила преобразований выражений, графиков функций;
  3. способы решения текстовых и других задач;
  4. четко основные определения, формулы и свойства;

уметь: 

  1. выполнять тождественные преобразования рациональных, логарифмических, тригонометрических и других выражений;
  2. строить графики элементарных и более сложных функций;
  3. решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса;
  4. применять аппарат математического анализа к решению задач;

Формы, методы, способы и средства реализации программы 

  1. привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций;
  2. использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев,
  3. изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы;
  4. использование компьютерных, тестовых и других технологий;

Учебно-методическое обеспечение программы 

  1. специальная справочная литература;
  2. методическая литература;
  3. дидактический и раздаточный материал;
  4. набор КИМов ЕГЭ прошлых лет.

Класс общеобразовательный.

Срок реализации программы – 1 год, 11 класс

Всего 35часов

Тематическое планирование:

1 час в неделю, 35 часов в год

Содержание

Количество часов

Время проведения

Коррекция

Глава: Задачи с практическим содержанием

10

1

Простейшие текстовые задачи

2

1,2

2

Задачи с практическим содержанием на чтение графиков и диаграмм

2

3,4

3

Текстовые задачи с практическим содержанием

2

5,6

4

Решение задач по теории вероятности, статистике, комбинаторике

2

7,8

5

Решение задач с физическим содержанием

2

9,10

Глава: Алгебра

9

6

Решение уравнений

3

11,12,13

7

Тригонометрические преобразования

3

14,15.16

8

Текстовые задачи на движение. Производительность, смеси и сплавы

3

17,18,19

Глава: Начала анализа

6

9

Применение производной

3

20,21,22

10

Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, выражения с применением производной

3

23.24.25

Глава: Геометрия

9

11

Решение задач по готовым чертежам

на нахождение площадей геометрических фигур и их частей

2

26,27

12

Решение задач на нахождение элементов планиметрических фигур

2

28,29

13

Решение задач на нахождение элементов стереометрических  фигур

2

30,31

14

Решение задач на нахождение площадей, объёмов стереометрических  фигур

3

32,33,34

Итого

34

Резерв

1

35

Итого

35

Список литературы по программе:

  1. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, akoryanov@mail.ru
  2. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Многогранники, akoryanov@mail.ru
  3. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Методы решения неравенств, akoryanov@mail.ru
  4. С.М. Никольский. Алгебра и начала анализа 10, 11 класс, базовый и профильный уровень. МГУ - школе. Рекомендовано Минобразования науки. Просвещение 2008г.
  5. Открытый банк  базовых заданий для проведения итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ, электронная версия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Элективный курс "Избранные вопросы по математике"

Элективный курс по подготовке к ЕГЭ  "Избранные вопросы по математике"...

Программа элективного курса «Избранные вопросы по математике для подготовки к ЕГЭ»

Данный элективный курс является предметно ориентированным на учащихся 11 классов общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элек...

Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"

Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...

«Вопросы обучения математики с использованием информационных технологий для лиц с ограниченными возможностями»

Данная статья посвящена основным трудностям возникающих при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики»   для 10 - 11 классов (базовый уровень)...

Элективный курс" Избранные вопросы по математике"

Данный курс  предназначен для у чащихся 10-11 классов.Разработка программы  отвечает  как требованиям стандарта математического образования так и  требованиям контрольно- измерител...