Спецкурс 11 класс "Избранные вопросы по математике"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д. Помочь подготовиться к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speckurs_11kl_2012-2013_po_matematike.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ« Баевская средняя общеобразовательная школа
Баевского района Алтайского края»
«Утверждаю» Директор школы ________ С.Г. Гаус «_____»________2012 | «Согласовано» Зам. директора по УВР _______Эккерт Е.А. «_____»_______2012 | Рассмотрено на заседании Методического объединения Протокол № _____________ «_____»______2012 |
Рабочая учебная программа
Математика 11 класс спецкурс «Избранные вопросы по математике»
________________________________________________________________________
(наименование учебного предмета)
Среднее общее образование 10 - 11 класс
(уровень ступени образования)
1 год, 11 класс
( срок реализации программы)
Составлена на основе программы:
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика. 5-6 классы. Алгебра П78 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10 – 11 классы. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2011.
Открытого банка данных по ЕГЭ 2012.
ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:
Шайдурова Надежда Михайловна
2012
(год переработана)
Пояснительная записка.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей связано с непосредственным применением математики. Это экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология. Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. Воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике, наряду с естественным, нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи расширенное и углубленное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Занятия курса призваны помочь ученику осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, с тем, чтобы он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Интерес и склонности учащегося к математике должны всемерно подкрепляться и развиваться. Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее употребительные эвристические приемы и т.д.
В программу включены ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к курсу алгебры и начал анализа и расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Включены также самостоятельные разделы, которые в настоящее время не изучаются, но являются важными содержательными компонентами системы непрерывного математического образования.
Включение дополнительных вопросов преследует две цели:
- создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике;
- восполнение содержательных пробелов основного курса, придающее содержанию расширенного и углубленного изучения необходимую целостность.
Расширенное и углубленное изучение математики предполагает наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Программа составлена на основе изучения курса алгебры и начал анализа по учебнику «Алгебра и начала анализа: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, часть 1, часть 2», А.Г. Мордкович. Рекомендовано Минобразования РФ.
Цель программы:
- создать условия для расширенного и углубленного изучения материала, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей учащихся в соответствии с основными темами курса алгебры и начал анализа 11 классов.
Задачи программы:
- формировать у учащихся сознательное и прочное овладение системой математических знаний, умений, навыков;
- систематизировать, расширить и углубить знания по алгебре и началам анализа; детально расширить темы, недостаточно глубоко изучаемые в школьном курсе и, как правило, вызывающие затруднения у учащихся;
- развивать математические способности учащихся;
- способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны
знать:
- основные приемы решений рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, неравенств и их систем;
- правила преобразований выражений, графиков функций;
- способы решения текстовых и других задач;
- четко основные определения, формулы и свойства;
уметь:
- выполнять тождественные преобразования рациональных, логарифмических, тригонометрических и других выражений;
- строить графики элементарных и более сложных функций;
- решать задачи, уравнения, неравенства, системы, предусмотренные программой курса;
- применять аппарат математического анализа к решению задач;
Формы, методы, способы и средства реализации программы
- привлечение учащихся к составлению таблиц, графиков, изготовлению наглядного, дидактического, раздаточного материала, подготовке презентаций;
- использование на занятиях игровых моментов: конкурсов, математических боев,
- изучение, конспектирование учащимися материала из дополнительной литературы;
- использование компьютерных, тестовых и других технологий;
Учебно-методическое обеспечение программы
- специальная справочная литература;
- методическая литература;
- дидактический и раздаточный материал;
- набор КИМов ЕГЭ прошлых лет.
Класс общеобразовательный.
Срок реализации программы – 1 год, 11 класс
Всего 35часов
Тематическое планирование:
1 час в неделю, 35 часов в год
№ | Содержание | Количество часов | Время проведения | Коррекция |
Глава: Задачи с практическим содержанием | 10 | |||
1 | Простейшие текстовые задачи | 2 | 1,2 | |
2 | Задачи с практическим содержанием на чтение графиков и диаграмм | 2 | 3,4 | |
3 | Текстовые задачи с практическим содержанием | 2 | 5,6 | |
4 | Решение задач по теории вероятности, статистике, комбинаторике | 2 | 7,8 | |
5 | Решение задач с физическим содержанием | 2 | 9,10 | |
Глава: Алгебра | 9 | |||
6 | Решение уравнений | 3 | 11,12,13 | |
7 | Тригонометрические преобразования | 3 | 14,15.16 | |
8 | Текстовые задачи на движение. Производительность, смеси и сплавы | 3 | 17,18,19 | |
Глава: Начала анализа | 6 | |||
9 | Применение производной | 3 | 20,21,22 | |
10 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, выражения с применением производной | 3 | 23.24.25 | |
Глава: Геометрия | 9 | |||
11 | Решение задач по готовым чертежам на нахождение площадей геометрических фигур и их частей | 2 | 26,27 | |
12 | Решение задач на нахождение элементов планиметрических фигур | 2 | 28,29 | |
13 | Решение задач на нахождение элементов стереометрических фигур | 2 | 30,31 | |
14 | Решение задач на нахождение площадей, объёмов стереометрических фигур | 3 | 32,33,34 | |
Итого | 34 | |||
Резерв | 1 | 35 | ||
Итого | 35 |
Список литературы по программе:
- Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Отбор корней в тригонометрических уравнениях, akoryanov@mail.ru
- Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Многогранники, akoryanov@mail.ru
- Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика ЕГЭ. Методы решения неравенств, akoryanov@mail.ru
- С.М. Никольский. Алгебра и начала анализа 10, 11 класс, базовый и профильный уровень. МГУ - школе. Рекомендовано Минобразования науки. Просвещение 2008г.
- Открытый банк базовых заданий для проведения итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ, электронная версия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...
Элективный курс "Избранные вопросы по математике"
Элективный курс по подготовке к ЕГЭ "Избранные вопросы по математике"...
Программа элективного курса «Избранные вопросы по математике для подготовки к ЕГЭ»
Данный элективный курс является предметно ориентированным на учащихся 11 классов общеобразовательной школы по подготовке к ЕГЭ по математике. При разработке данной программы учитывалось то, что элек...
Рабочая программа кружка "Занимательные вопросы по математике"
Программа кружка "Занимательные вопросы по математике" для обучающихся 8-9 классов.Программа кружка рассчитана на 2 года, 74 часа из расчёта 1 час в неделю.Главная цель: подготовить учащихся к сдаче м...
«Вопросы обучения математики с использованием информационных технологий для лиц с ограниченными возможностями»
Данная статья посвящена основным трудностям возникающих при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы по математики» для 10 - 11 классов (базовый уровень)...
Элективный курс" Избранные вопросы по математике"
Данный курс предназначен для у чащихся 10-11 классов.Разработка программы отвечает как требованиям стандарта математического образования так и требованиям контрольно- измерител...