спецкурс 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С введением ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, с учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.
Общая характеристика структуры
экзаменационной работы
В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.
Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).
Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.
Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).
Программа спецкурса по русскому языку, рассчитанная на 64 часа, предназначена для учащихся 9 класса.
Основные задачи курса:
◦ Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме;
◦ Повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки связной речи;
◦ Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
Формы занятий данного курса – это прежде всего практические занятия.
По окончании курса учащиеся должны:
1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;
2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;
3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).
Содержание курса
I. Диагностический тест – 2 часа
II. Повторение изученного – 49 часов
1. Фонетика и орфография – 2 часа
2. Морфемика и словообразование – 2 часа
3. Морфология – 6 часов
4. Лексика – 3 часа
5. Орфография – 18 часов
6. Синтаксис и пунктуация – 12 часов
7. Нормы речи – 2 часа
8. Изобразительно-выразительные средства – 4 часа
III. Работа с текстом – 10 часов
IV. Контрольный тест с последующим анализом – 3 часа
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма проведения | Содержание работы и деятельность учащихся |
1,2 | Вводный урок Диагностический тест | Практическое занятие | Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста. |
3,4 | Повторение. Фонетика. Орфография | Практическое занятие | Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы. |
5,6 | Морфемика и словообразование | Практикум | Повторение основных способов словообразования. Образование степеней сравнения; написание теста по теме. |
7,8 | Морфология | Семинарское занятие | Повторение самостоятельных и служебных частей речи; составление таблицы. |
9, 10 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи | Практикум | Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-деепричастий. |
11, 12 | Морфологические признаки служебных частей речи | Практикум | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Написание теста по теме. |
13,14,15 | Лексика: омонимы, синонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, неологизмы | Практикум | Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы. |
16,17 | Орфография. Правописание гласных в корне | Практикум | Составление алгоритмов: 1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением; 2) безударные гласные, не проверяемые ударением (чередующиеся). |
18,19 | Безударные гласные в суффиксах разных частей речи | Практикум | Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы. |
20,21 | Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений | Практикум | Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных. |
22,23 | Безударные гласные в окончаниях глаголов | Практикум | Составление алгоритма правописания безударных гласных в окончаниях глаголов. Тест. |
24,25 | Правописание гласных после шипящих и Ц | Практикум | Составление таблицы «О – Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих». |
26,27 | Правописание НЕ и НИ с различными частями речи | Комбинированное занятие | Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме. |
28,29 | Правописание согласных. Удвоенные согласные. | Практикум | Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные. Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест. |
30,31 | Правописание ъ и ь | Практикум | Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»; Разделительные Ъ и ь». |
32,33 | Слитное, раздельное и дефисное написание слов | Практикум | Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест. |
34,35 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы | Лекция | Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы. |
36,37 | Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений. Знаки препинания при обособлении приложений | Практикум | Составление таблицы по теме. Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении. |
38,39 | Знаки препинания при обособлении обстоятельств | Практикум | Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест. |
40,41 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Комбинированное занятие | Обобщить знания об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них. |
42,43 | Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении | Практикум | Составление алгоритма. |
44,45 | Знаки препинания при конструкциях с как | Практикум |
|
46,47 | Нормы речи | Практикум | Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола. |
48,49 | Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и фигуры | Лекция | Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка. |
50,51 | Синтаксические и лексические средства художественной выразительности | Практикум | Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест. |
52,53 | Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста | Лекция | Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста. |
54,55 | Составление плана по тексту | Практикум | Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей. |
56,57,58,59 | Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте. Понятие о микротеме. Роль ключевых слов. | Практикум | Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем. Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста. |
60,61 | Типы речи. Стиль текста. | Комбинированное занятие | Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи. |
62,63,64 | Итоговый тест. Анализ теста и работа над ошибками |
Литература:
I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:
1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).
2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3). Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа, 2010г.
II. Литература для учащихся:
1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;
2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;
3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;
4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;
5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;
6). Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)
7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.
8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.
9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.
10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.
III. Литература для учителя:
1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.
2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006.
3). Колокольцев Е.Н. Зельманова Л.Н. Развитие речи. 8-9 классы. М., Дрофа. 2004.
4). Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь (5-8 классы). Творческий центр. М., 2004.
5). Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения.Эксмо. М., 2008.
6). Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994.
7). Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2007. под ред. Сениной Н.Л. «Легион» 2006
8). Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.
9). Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.
10). Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007.
11). Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.
12). Хорт О.А. Русский язык. Изложение с творческим заданием. 9 класс. Волгоград. 2007.
13). Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.
14). Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.
15). А.Ш. Шахмаметова. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 – 2009. – с. 13-16.
16). Л.С. Степанова. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 3-11.
17). И.Н. Добротина. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 11-18.
18). И.Н. Добротина. Упражнения по трансформации и моделированию текста. «Русский язык в школе». № 4 – 2007. – с. 24-27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"
Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...
«Путешествующая душа» - поэтический урок в 11 классе на материале стихотворений Э. Диккинсон по спецкурсу «Литература Великобритании и США» в 10-11 классах в группах с углубленным изучением английского языка.
В статье представлен анализ урока английского языка в 11 классе по составлению поэтических четверостиший и предложены образцы получившихся работ учащихся....
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...