Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс
тест по русскому языку (9 класс) на тему
В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных произведений писателей-классиков. Однако существует также множество произведений, тексты которых не используются в качестве основы для контрольно-измерительных материалов, но которые тоже имеют большое значение для личностного развития учащихся: содержат воспитательный потенциал русского языка, несут духовно-нравственный смысл. Кроме того, для нашего региона – Ростовской области – немаловажное значение имеет и тот факт, что для подготовки к экзамену можно использовать тексты писателя-земляка – М.А.Шолохова, обладающие богатыми выразительными возможностями языка и глубоким смыслом. Предлагаемые задания успешно используются мною в педагогической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipovye_zadaniya_chastey_gia-9.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс
В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных произведений писателей-классиков. Однако существует также множество произведений, тексты которых не используются в качестве основы для контрольно-измерительных материалов, но которые тоже имеют большое значение для личностного развития учащихся: содержат воспитательный потенциал русского языка, несут духовно-нравственный смысл. Кроме того, для нашего региона – Ростовской области – немаловажное значение имеет и тот факт, что для подготовки к экзамену можно использовать тексты писателя-земляка – М.А.Шолохова, обладающие богатыми выразительными возможностями языка и глубоким смыслом. Предлагаемые задания успешно используются мною в педагогической практике.
Цитаты для задания С2 даны по изданию: Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”. Пособие для учителя. Л., “Просвещение”, 1990.
ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7, В1-В9, С2
(1) К югу от станицы Каргинской, на двадцать восемь вёрст в длину и на шесть в ширину, разлеглась целинная, извеку не паханная заповедная степь. (2) Кус земли во многие тысячи десятин был отведён под попас станичных жеребцов. (3) Казаки Вёшенского юрта пригоняли маток-кобылиц, фельдшер со смотрителем следили при приёме маток, чтоб ростом каждая была не меньше двух аршин и возрастом не моложе четырёх лет.
(4) Вскоре приехал откуда-то и сам смотритель, здоровенный казачина, вахмистр Атаманского полка Афанасий Струков. (5) Он приказал зачислить Кошевого на довольствие, вместе с ним вышел на крыльцо, накаленное белым застойным зноем.
(6) – Неуков учить умеешь? (7) Объезживал?
(8)– Не доводилось, – чистосердечно признался Мишка и сразу заметил, как посоловевшее от жары лицо смотрителя оживилось, струей прошло по нему недовольство.
(9) …Ехали рядом. (10) Лошади по колено брели в траве. (11) Казарма и конюшня остались далеко позади. (12) Впереди, повитая нежнейшим голубым куревом, величественно безмолвствовала степь. (13) В зените, за прядью опаловых облачков, томилось солнце. (14) От жаркой травы стлался тягучий густой аромат. (15) Справа, за туманно очерченной впадиной лога, жемчужно-улыбчиво белела полоска Жирова пруда. (16) А кругом, – насколько хватал глаз, – зеленый необъятный простор, дрожащие струи марева, полуденным зноем скованная древняя степь и на горизонте – недосягаем и сказочен – сизый грудастый курган.
(17) Травы от корня зеленели густо и темно, вершинки просвечивали на солнце, отливали медянкой. (18) Лохматился невызревший султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихристая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзерненную головку. (19) Местами слепо и цепко прижимался к земле низкорослый железняк, изредка промереженный шалфеем, и вновь половодьем расстилался взявший засилье ковыль, сменяясь разноцветьем: овсюгом, желтой сурепкой, молочаем, чингиской – травой суровой, однолюбой, вытеснявшей с занятой площади все остальные травы.
(20) Казаки ехали молча. (21) Мишка испытывал давно не веданное им чувство покорной умиротворенности. (22) Степь давила его тишиной, мудрым величием. (23) Спутник его просто спал в седле, клонясь к конской гриве, сложив на луке веснушчатые руки словно перед принятием причастия.
(24) Из-под ног взвился стрепет, потянул над балкой, искрясь на солнце белым пером. (25) Приминая травы, с юга поплыл ветерок, с утра, может быть, бороздивший Азовское море.
(По М.Шолохову)
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак “×” в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему Мишка испытывал чувство “покорной умиротворённости”?
1) Потому что Мишка устал от длительного перехода верхом.
2) Потому что огромная степь оказывает влияние на Мишку своим простором, тишиной, величием.
3) Потому что Мишка вызвал недовольство смотрителя своим неумением объезжать необученных лошадей.
4) Потому что Мишка давно был в степи и не видел родных.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “отливали” (предложение 17).
1) отбавляли, выливая
2) вычерпывали
3) отсвечивали
4) изготовлялись литьём
А3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) (18) Лохматился невызревший султанистый ковыль, круговинами шла по нему вихристая имурка, пырей жадно стремился к солнцу, вытягивая обзерненную головку.
2) (21) Мишка испытывал давно не веданное им чувство покорной умиротворенности.
3) (23) Спутник его просто спал в седле, клонясь к конской гриве, сложив на луке веснушчатые руки словно перед принятием причастия.
4) (24) Из-под ног взвился стрепет, потянул над балкой, искрясь на солнце белым пером.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЗЕЛЕНЕЛИ все согласные звуки мягкие.
2) В слове ПРЯДЬЮ количество букв и звуков совпадает.
3) В слове БЕЛЫМ все согласные звуки звонкие.
4) В слове ТИШИНОЙ звук И обозначает мягкость предыдущего согласного.
А5. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.
1) расстилался 2) клонясь 3) умиротворённости 4) сложив
А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – присоединение?
1) прижимался
2) принятие
3) причастие
4) приминая
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: “В полных страдательных причастиях, имеющих приставку, пишется НН”?
1) величественно
2) скованная
3) полуденным
4) умиротворённости
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В1. Замените разговорное слово “здоровенный” в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание “жадно стремился” (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 24.
В4. Среди предложений 9-15 найдите предложение(я) с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий).
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном слове.
Приминая травы,(1) с юга поплыл ветерок, (2) с утра, (3) может быть, (4) бороздивший Азовское море.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Лохматился невызревший султанистый ковыль, (1) круговинами шла по нему вихристая имурка, (2) пырей жадно стремился к солнцу, (3) вытягивая обзерненную головку.
В8. Среди предложений 4–8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: “Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует”. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7, В1-В9, С2
(1) Григорий въехал на своё займище перед вечером.
(2) Все здесь было ему знакомо, каждое деревцо порождало воспоминания. (3) Дорога шла по Девичьей поляне, на которой казаки ежегодно на Петров день пили, после того как “растрясали” (делили) луг. (4) Мысом вдается в займище Алёшкин перелесок. (5) Давным-давно в этом, тогда еще безыменном, перелеске волки зарезали корову, принадлежавшую какому-то Алексею – жителю хутора Татарского. (6) Умер Алексей, стерлась память о нем, как стирается надпись на могильном камне, даже фамилия его, наверное, забыта соседями и сородичами, а перелесок, названный его именем, живет, тянет к небу темно-зеленые кроны дубов и караичей. (7) Их вырубают татарцы на поделку необходимых в хозяйственном обиходе предметов, но от коренастых пней весною выметываются живучие молодые побеги, год-два неприметного роста, и снова Алешкин перелесок летом – в малахитовой зелени распростертых ветвей, осенью – как в золотой кольчуге, в червонном зареве зажженных утренниками резных дубовых листьев.
(8) Летом в Алешкином перелеске колючий ежевичник густо оплетает влажную землю, на вершинах старых караичей вьют гнезда нарядно оперенные сизоворонки и сороки; осенью, когда бодряще и горько пахнет желудями и дубовым листом-падалицей, в перелеске коротко гостят пролетные вальдшнепы, а зимою лишь круглый печатный след лисы протянется жемчужной нитью по раскинутой белой кошме снега. (9) Григорий не раз в юношестве ходил ставить в Алешкин перелесок капканы на лис...
(10) Он ехал под прохладной сенью ветвей, по старым заросшим колесникам прошлогодней дороги. (11) Миновал Девичью поляну, выбрался к Черному яру, и воспоминания хмелем ударили в голову. (12) Около трех тополей мальчишкой когда-то гонялся по музгочке за выводком еще нелетных диких утят, в круглом озере с зари до вечера ловил линей. (13) А неподалеку – шатристое деревце калины. (14) Оно стоит на отшибе, одинокое и старое. (15) Его видно с мелеховского база, и каждую осень Григорий, выходя на крыльцо своего куреня, любовался на калиновый куст, издали словно охваченный красным языкастым пламенем. (16) Покойный Петро так любил пирожки с горьковатой и вяжущей калиной...
(17) Григорий с тихой грустью озирал знакомые с детства места. (18) Конь шел, лениво отгоняя хвостом густо кишевшую в воздухе мошкару, коричневых злых комаров. (19) Зеленый пырей и аржанец мягко клонились под ветром. (20) Луг крылся зеленой рябью.
(По М.Шолохову)
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов № 1 поставьте знак “×” в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему Григорий осматривает знакомые места “с тихой грустью”?
1) Потому что Григорий грустит об Алексее.
2) Потому что Григорий вспоминает своё беззаботное детство, которое уже не вернётся.
3) Потому что Григорий является пессимистом.
4) Потому что Григорий грустит о вырубленном Алёшкином перелеске.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово “обиходе” (предложение 7).
1) привычный образ жизни
2) церковная нотная книга
3) присмотр
4) домашнее хозяйство
А3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) (9) Григорий не раз в юношестве ходил ставить в Алешкин перелесок капканы на лис...
2) (11) Миновал Девичью поляну, выбрался к Черному яру, и воспоминания хмелем ударили в голову.
3) (12) Около трех тополей мальчишкой когда-то гонялся по музгочке за выводком еще нелетных диких утят, в круглом озере с зари до вечера ловил линей.
4) (17) Григорий с тихой грустью озирал знакомые с детства места.
А4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВЪЕХАЛ одинаковое количество букв и звуков.
2) В слове ЖИТЕЛЮ все согласные звуки мягкие.
3) В слове ГОРЬКО букв больше, чем звуков.
4) В слове ЕЩЁ звуков больше, чем букв.
А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) колючий 2) озирал 3) одинокое 4) зари
А6. В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?
1) вдаётся
2) перелеске
3) заросшими
4) растрясали
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: “В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса ЕНН, пишется НН”?
1) хозяйственном
2) охваченный
3) оперённые
4) названный
Задания В1–В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к этим заданиям являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В1. Замените разговорное слово “стёрлась” в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание “Алёшкин перелесок” (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 12.
В4. Среди предложений 10-16 найдите предложение с обособленными одиночными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном слове.
Умер Алексей, стерлась память о нем,(1) как стирается надпись на могильном камне,(2) даже фамилия его,(3) наверное,(4) забыта соседями и сородичами,(5) а перелесок,(6) названный его именем,(7) живет,(8) тянет к небу темно-зеленые кроны дубов и караичей.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите
цифрой.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) знак(и) препинания между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
Летом в Алешкином перелеске колючий ежевичник густо оплетает влажную землю, (1) на вершинах старых караичей вьют гнезда нарядно оперенные сизоворонки и сороки;(2) осенью,(3) когда бодряще и горько пахнет желудями и дубовым листом-падалицей,(4) в перелеске коротко гостят пролетные вальдшнепы, (5) а зимою лишь круглый печатный след лисы протянется жемчужной нитью по раскинутой белой кошме снега.
В8. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов № 2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя А.К.Югова: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Литература
- Шолохов М.А. “Тихий Дон”, в 2-х т., т.2. М., ИД “Дрофа”, 1993.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. “Занимательно о русском языке”. Пособие для учителя. Л., “Просвещение”, 1990.
Эталон ответов.
Вариант 1: А1 – 2; А2 – 3; А3 – 1; А4 – 4; А5 – 3; А6 – 1; А7 – 2; В1 – большой; В2 – стремился с жадностью; В3 – взвился стрепет, потянул; В4 – 13,15; В5 – 3,4; В6 – 2; В7 – 1,2; В8 – 8;
В9 – 3.
Вариант 2: А1 – 2; А2 – 4; А3 – 4; А4 – 2; А5 – 4; А6 – 4; А7 – 1; В1 – исчезла; В2 – перелесок Алёшки; В3 – гонялся, ловил; В4 – 14; В5 – 3,4; В6 – 5; В7 – 1,2; В8 – 3; В9 – 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку...
Контрольно-измерительный материал варианта ОГЭ по русскому языку (на основе заданий Открытого банка заданий ФИПИ)
Предупреждён - значит вооружён. Уважаемые коллеги, дорогие ребята, если мы с вами выполним задания, которые, с большой вероятностью, попадутся на экзамене - будет здорово. Затрачиваю огромное время, ч...
Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"
Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия" на весенней ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.
Данный материал поможет учителю охватить большое количество обучающихся на уроке и будет способствовать формированию познавательных УУДна уроках русского языка....
Русский язык. Грамматическая основа предложения. Задание 2 ОГЭ-2024
Теоретический и практический материал по русскому языку к заданию 2 ОГЭ-2024 на тему:"Грамматическая основа предложения"...