Фразеология.Культура речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятсяпословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшими крылатыми.
Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными ир природными явлениями (много снега - много хлеба),другие связаныс мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошел), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее , ярче выражает человек свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Богатство языка есть богатство мыслей .Н. Карамзин | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
в технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Тема: Фразеология. Культура речи
Предмет: русский язык
Класс: 6
Учитель: Кальченко Л.В. СОШ 660 ЗЦДЮТ «Зеркальный»
Учебник: Русский язык 6 класс под редакцией М.Н.Шанского, в двух частях, часть 1.М. «Просвещение», 2015.
Тип урока: урок освоения нового знания.
Цель урока: создать условия для применения учащимися освоенных знаний в практической деятельности по определению фразеологических оборотов.
Задачи:
- обучающие: изучить материал учебника, выполнить самостоятельное исследование по проблеме «Как определить фразеологический оборот»;
- развивающие: развивать
- стремление пополнять свой лексикон ;
- навыки аргументированно высказывать свою точку зрения;
- навыки критического мышления при усвоении информации;
способствовать активизации познавательных способностей.
- воспитывающие: воспитывать интерес к новым явлениям языка.
Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Планируемые результаты:
Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой.
Метапредметные:
познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;
регулятивные: адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;
коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге.
Предметные: научиться определять фразеологический оборот, свободно употреблять в речи.
Этап технологии ТРКМ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Умения |
Вызов | 1.Мотивация к деятельности А) Организационный момент Б) Актуализация знаний В) Самоопределение к деятельности | Приветствие учителя Проверка готовности к уроку Проверка домашнего задания Предлагает учащимся проблемную ситуацию: прочтите на доске слова и попытайтесь осмыслить, над какой темой мы сегодня будем работать: от корки до корки, за тридевять земель, как рыбы в воде, до корней волос. Корректирует тему урока. Организует обсуждение проблемы: Все ли слова вам понятны? Что они означают? Составьте с данными словосочетаниями предложения .Что нужно знать , чтобы выполнить данное задание? Зачем вам нужно изучать эту тему? | Приветствие учащихся. Готовность к уроку Читают слова самостоятельно составленного диктанта из упр.141,сгруппированные по видам орфограмм, комментируют. Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа. Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах варианты ответов. | Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме. Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания. |
Осмысление содержания Рефлексия деятельности | 1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)
Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения материала) 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | 1.- Исходя из темы урока («Фразеологизмы»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока? Конечно, определять фразеологизмы. 2.Предлагает обратиться к учебнику (параграф29) за теоретическими сведениями по данной проблеме. 3.Организует подведение итогов по составлению плана параграфа: 1. Что такое фразеология? 2.Устойчивые сочетания слов - это… 3.Где чаще всего используются фразеологизмы? 4.Какие источники фразеологизмов вы знаете? 4. Предъявляет задание: упр. 147.К каждому толкованию подберите фразеологизм . Проверяет задание. Предъявляет задание из упражнения учебника (№ 149). Документ, не имеющий никакой силы – филькина грамота; много получать, зарабатывать, наживать – грести лопатой; низкого роста человек – от горшка два вершка; опытный человек, которого трудно обмануть – тертый калач. Проверяет задание. Предъявляет самостоятельное задание, ходит между рядами с целью проверки освоения материала. А)Из каких профессий, специальностей пришли в разговорный язык следующие фразеологизмы. 1.Сидеть у моря и ждать погоды, бросить якорь, полный вперед, попутного ветра 2.Вызвать огонь на себя, встать в строй, взять на мушку 3.Войти в роль, под занавес. Сойти со сцены. Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала, делая при этом пометы-объяснения: От корки до корки – прочитать книгу до конца; за тридевятьземель – Змей Горыныч унес царевну далеко;как рыбы в воде – ребята чувствуют себя на катке хорошо;до корней волос – девочка сильно покраснела. Организует подведение итогов урока. | Формулируют цель урока. Читают параграф и самостоятельно составляют план. Участвуют в обсуждении, отвечая на вопросы. Выполняют задание в парах с комментированием Обсуждают задание в парах, составляют и записывают словосочетания. Выполняют задание самостоятельно, проверяют друг у друга в парах, выставляют оценки. Учащиеся, основываясь на полученные знания, объясняют ,как определить фразеологический оборот в тексте. | Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству. Познавательные: структурировать информацию и составлять план; устанавливать причинно-следственные связи существительного с прилагательным Коммуникативные: формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге. Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия, вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения Предметные: узнавать новое – лексические значения несклоняемых существительных и правила определения их рода. Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам. Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Предметные: использовать полученные знания на практических примерах. |
4. Рефлексия состояния | Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист: Мне____________урок, потому что__________. Я оцениваю свою работу __________, так как__________. | Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю. | Личностные: осознать успешность своей деятельности. Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения. | |
5. Домашнее задание | Предъявляет учащимся упражнение из учебника (145): составьте предложения, используя шутливые рисунки художника. | Записывают домашнее задание в дневники, воспринимают его и уточняют для успешного выполнения. | Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Народная культура как целостный мир ребенка. Лексика. Фразеология. Культура речи.
Материал представляет собой статью, посвященную изучению лексики и фразеологии в школе. Приводятся примеры заданий, способствующих воспитанию народной культуры, освоению фольклора....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...
Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»
Тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» состоит из 2 вариантов...