Текстоориентированный подход в преподавании русского языка
статья по русскому языку на тему
В статье идёт речь о формировании ключевых компетенций обучающихся посредством текстоориентированного подхода в преподавании русского языка.Описаны критерии отбора текстов.Автор излагает те приёмы работы с текстом, которые использует в своей практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstoorientirovannyy_podhod_v_prepodavanii_russkogo_yazyka.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Текстоориентированный подход в преподавании русского языка.
И.В.Смолякова, преподаватель высшей категории УГСВУ.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей обучающихся, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. А учитель русского языка и литературы несёт, к тому же, особую миссию – воспитание и развитие гармоничной личности: помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими, конкурентоспособными, уверенными в себе людьми.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование ключевых компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. На мой взгляд, для достижения устойчивых результатов в формировании у обучающихся различных компетенций необходимо использовать текстоориетированный подход, который позволяет учителю создать на уроках русского языка и литературы развивающую речевую среду. Работа с текстом на уроках русского языка способствует следующему:
-развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
-осуществлению функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
-формированию представления о языковой системе, системе изобразительно-выразительных средств;
-реализации межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
-развитию творческих способностей учащихся;
-формированию читательской культуры обучающихся.
Текстоориентированное обучение предполагает обязательное включение в систему уроков заданий по текстоведческому и речеведческому анализу (сформулировать тему текста, его основную мысль, озаглавить текст, составить его план и т.д.); по комплексному анализу текста; на построение типовых фрагментов текста, анализ его композиции, редактирование и т.п. Работая с текстом на протяжении всего курса обучения в школе, учащиеся овладевают навыком чтения публицистических, научных, художественных текстов; общеучебными умениями работы с книгой, справочной литературой; умением анализировать текст, обращая внимание на эстетическую функцию языка; умением интерпретации и создания текстов различных стилей и жанров. Кроме этого, начиная с 5 класса, учитель-словесник должен постепенно подвести обучающегося к тому, что в старших классах он сможет беспрепятственно сдать экзамены.
В среднем звене урок можно начинать с лингвистической разминки, на которой даётся небольшой фрагмент произведения, рекомендованного к чтению. Это может быть сказка, басня, миниатюра, стихотворение и т.д. В зависимости от темы и цели урока строится работа с текстом. Например, в 5 классе работу возможно организовать следующим образом. На доску высвечиваю следующий текст:
Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на "колбасе" висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
Выразительно читаю текст сама, затем строю беседу:
-Ребята, узнали ли вы произведение ?Конечно, это отрывок из «Сказки о потерянном времени» Е.Шварц .(Если обучающиеся не узнали текст, можно их заинтриговать и тем самым пробудить желание обязательно эту сказку прочитать).
-Определите, пожалуйста, стиль речи и тип данного текста.
-Выпишите из текста 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова и 2 слова – с непроверяемой. Выполните графические обозначения.
-Прочитайте сложное предложение, назовите грамматические основы и простое предложение с однородными членами.
-Найдите в тексте фразеологический оборот и объясните его значение.
Особое внимание нужно обратить на критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии и пунктуации, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности.
Комплексный анализ текста может быть проведён по следующему плану:
1. Выразительное чтение текста.
2. Словарная работа.
3. Тема текста.
4. Идея текста.
5. Тип текста.
6. Стиль текста.
7. Выразительные средства речи и их роль.
В своей практике использую следующие упражнения по работе с текстом:
- «Корректор» (исправление намеренно допущенных в тексте орфографических и пунктуационных ошибок)
- «Дырявое письмо» (на месте многоточий обучающиеся вставляют подходящие по смыслу слова)
- «Поэт» (ученикам даются рифмы слов, которыми оканчиваются стихотворные строки, нужно создать собственное стихотворение)
- «Переводчик» (ребятам даётся текст, насыщенный иноязычными словами, необходимо заменить эти слова на русские).
В последнее время многие учителя русского языка используют такие интересные задания, как создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту. Такие формы работы позволяют учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
●нахождение границ предложений в тексте;
●деление текста на абзацы;
●восстановление деформированного текста;
●собирание текста из фрагментов;
●определение темы, главной мысли, идеи;
●озаглавливание;
●дописывание концовки текста;
●создание текстов разных стилей, разных типов речи.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления»[1]. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться»[4]. Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Осуществить это можно на таких нестандартных уроках, как уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников[3].
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка предполагает следующее:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- определять основную мысль текста;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию текста.
Литература.
1.Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках [Электронный ресурс]/ М.М.Бахтин.- http://dustyattic.ru/
2.Ипполитова, Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе [Текст]/ Н.А.Ипполитова. – Москва: Флинта, Наука.
3. Краснова, Л.Л. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Л.Краснова.- http://nsportal.ru/
4. Краснова, Г.М. Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника [Электронный ресурс]/ Г.М.Краснова.- http://nsportal.ru/
5.Макарова, Т.В. Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]/ Т.В.Макарова.- http://portfolio.schule72spb.ru/
6. Маранцман, В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы [Текст]/ В.Г.Маранцман. – Москва: Просвещение, 1986.
7. Шемякина, Е.В. Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе [Электронный ресурс]/ Е.В.Шемякина. - http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
Презентация "Краеведческий подход к преподаванию русского языка"
В презентации отражены некоторые методические приёмы интеграции краеведения и русского языка...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...
«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»
Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...