«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»
статья (8 класс) по теме
Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления, а также методика решения творческих задач в ролевых группах) способствует развитию исследовательской деятельности учащихся. Вот об этом моя статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_podhody.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные подходы в преподавании русского языка
и литературы как способ повышения качества образования».
На сегодняшний день в преподавании русского языка и литературы не всё благополучно, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому школьное обучение не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении определённых навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся:
1) массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;
2) значимость образования как для индивида, так и для общества;
3) ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;
4) адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;
5) направленность обучения на личность учащегося, создание условий для его самораскрытия.
Эти образовательные ориентиры получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО.
Ещё в конце 70-х гг. авторы получившего широкую мировую известность доклада Римскому клубу «Нет пределов обучению» сформулировали основные типы обучения: «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение».
«Поддерживающее обучение» - процесс и результат такой образовательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы.
«Инновационное обучение» - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.
В современной зарубежной дидактике всё большее распространение получает ориентация именно на этот тип обучения. В то же время в практике учебных заведений преобладает «поддерживающий» тип обучения. Это несоответствие, по мнению социологов и педагогов, во многом объясняет неподготовленность общества к столкновению с новыми ситуациями социальной жизни, неготовность своевременно отозваться на возникающие проблемы – политические, экологические, экономические и т.д. Таким образом, инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактическому его построению, но и к его социально значимым результатам.
Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Однако по отношению к чему происходят изменения, от чего отталкиваются инновационные дидактические поиски? Данные сравнительно-педагогических исследований показывают, что, несмотря на различия школьных систем, содержания учебных программ, общие представления о традиционном учебном процессе в разных странах мира имеют сходные черты. Традиционным остаётся урок. Нетрадиционным для педагогов является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе; не просто «усваивать» предлагаемый материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая радость открытия.
Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления, а также методика решения творческих задач в ролевых группах) способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Цель любого исследования – получение нового знания в результате самостоятельной работы мысли. В связи с этим задача педагога – стимулировать детей к поиску, помочь им овладеть технологией творчества, познакомить с техникой эксперимента. Решению данной задачи способствуют современные инновационные технологии:
- Технология дебатов позволяет решить целый ряд педагогических установок и как нельзя лучше стимулирует учащихся к повторению пройденного материала, к чтению дополнительной литературы, к поиску путей решения поставленной задачи. Темой урока дебатов может быть любая научная и нравственная проблема, по которой существуют неоднозначные, чаще противоположные, мнения, принципиально разные подходы к её разрешению. Класс делится на две противоборствующие команды: «пессимистов» и «оптимистов», т.е. сторонников позитивного и негативного взгляда на проблему. Характерной особенностью урока дебатов является участие третьей стороны: экспертов, судей, заинтересованной публики, так или иначе оценивающей оппонентов. Роль третьей стороны совокупно исполняют ученики и учитель, а судейство осуществляет человек, приглашённый со стороны, т.е. лицо незаинтересованное. Условия проведения дебатов сводятся к тому, чтобы партнёры были равноправными, соблюдали правила дискуссии, стремились к участию в ней, были готовы признать логическую аргументацию друг друга, изменять свою точку зрения в соответствии с критериями истинности.. Более того, они не должны бояться поражения, ибо, как говорил древнегреческий философ Эпикур, в дискуссии побеждённый выигрывает больше победителя, потому что приобретает новые знания. К уроку-дебатам следует хорошо готовиться как учителю, так и ученикам. С этой целью учитель заблаговременно извещает учеников о теме и времени проведения дебатов, даёт им минимальный список литературы по теме, в которой освещаются как положительные, так и отрицательные аспекты проблемы (если таковая существует, поскольку темы могут быть различными). Учащиеся должны заниматься самостоятельно поиском, использовать дополнительную литературу с тем, чтобы исследовать данную проблему со всех сторон.
Дебаты можно проводить по любой дисциплине. Урок русского языка, и в особенности, урок литературы представляет собой широкое поле для проведения подобных занятий. Удачными получились дебаты на тему: «Англомания: за и против». Тема является достаточно актуальной в наши дни, поскольку засилье английского языка в наше время налицо. Английский всюду: на радио, телевидении, в газетах, журналах, художественной литературе, в рекламе и даже названиях магазинов. С целью подготовки к данному занятию ребята проводили самостоятельное исследование: изучали СМИ, художественную литературу, проводили соцопросы.
На уроках литературы проводились дебаты по следующим темам: «Образ Луки из пьесы М.Горького «На дне». «Святой» или «лукавый»?; «Самоубийство Катерины (по пьесе А.Н.Островского «Гроза»). Сила духа или слабость характера?», «Тургеневская девушка: миф или реальность?».
Названные темы нравственно-философского характера, они показались ребятам интересными для исследования и, что немаловажно, актуальными в наши дни. Готовиться к таким занятиям нужно основательно. Так, например, готовясь к дебатам по теме: »Тургеневская девушка: миф или реальность?», дети должны знать содержание трёх романов И.С.Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо») и хорошо изучить характеры трёх тургеневских героинь: Натальи Ласунской, Елены Стаховой, Лизы Калитиной, - чтобы ответить на вопрос: »Может ли существовать подобный тип женщин в современной России?»
Таким образом, технология дебатов позволяет учащимся заниматься исследовательской деятельностью в полной мере, а также развивает три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, решение проблем.
- Технология брейнсторминг («мозговой штурм») представляет собой метод коллективного поиска новых идей для решения творческих задач. Основателем данного метода считается американский морской офицер Алекс Осборн, который создал школу изобретателей, теоретически обосновав и апробировав метод «мозгового штурма», оказавшийся универсальным и применимым не только в изобретательской и конструкторской деятельности, но и в других сферах: в экономике, политике, криминалистике и т.д. Данная технология может с успехом применяться и в педагогике. При проведении на уроке сеанса «мозгового штурма» учитель условно делит учеников класса на две группы: «генераторов идей» и «экспертов-критиков». В первую группу включаются учащиеся, умеющие оригинально мыслить, обладающие фантазией и творческим воображением. В группу «экспертов» отбираются ребята с аналитическим складом ума, более компетентные в области решаемой задачи. «Генераторы идей» в начале урока получают задание учителя на решение какой-либо творческой задачи; объяснение какого-то нового явления либо выявление путей решения какой-то проблемы и т.д. В течение урока дети должны придумать и высказать вслух как можно больше идей и предложений, в том числе самых фантастичных и нереальных. Шутки, юмор, каламбуры способствуют мышлению. В это время один или два «эксперта» записывают все идеи, высказанные «генераторами». По прошествии 20-30 мин. Учитель предлагает «экспертам» приступить к анализу и отбору наиболее продуктивных мыслей. В обсуждении списка идей «генераторы» также принимают участие, учитель же воздерживается от высказывания своих суждений, направляя поиск в рациональное русло. В конце урока, когда после отбрасывания наиболее слабых неэффективных идей в списке остаётся 2-3 достойных предложения, учитель вместе с наиболее компетентными «экспертами» подводит итоги урока-исследования. При решении сложных творческих задач можно воспользоваться методом «двойного мозгового штурма», т.е. прервать занятие на несколько дней, а потом снова провести его в полном объёме. Во время этого преднамеренного перерыва в мыслительный процесс учеников включается подсознание, наиболее ценные идеи получают развитие и генерируются.
Так, например, на уроках русского языка в 10 классе проводились сеансы «мозгового штурма» на темы: «Каламбур в рекламе и газетных заголовках», а также «Реклама толковому словарю». На этих уроках дети высказывали всевозможные идеи, занимаясь творческим поиском.
- Методика решения творческих задач в ролевых группах является дальнейшим развитием и модификацией брейнсторминга. Перед проведением урока учитель, в соответствии со стилем мышления учеников и их личными пожеланиями, разбивает их на ролевые группы: «генераторов идей», «эрудитов» и «критиков». Перед каждой группой ставится конкретная задача, которую нужно решить в течение урока. В ходе выполнения задания учитель внимательно следит за ходом генерирования идей, не сдерживая эмоций и творческих страстей учащихся. В конце урока он подводит творческие итоги, с участием учеников формирует отобранные результаты.
- Технология групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления близка по своей идее методу «мозгового штурма». Суть данной технологии заключается в том, что в начале урока перед учащимися ставится некая проблема или творческая задача. На следующем этапе урока проблема анализируется и ученики предлагают различные способы её решения. Ключевой этап урока – выдвижение образных аналогий, ярких метафор (субъективных, фантастических, символических). На последнем этапе урока проводится отбор и сопоставление самых ярких и интересных метафор, отмеченных классом в ходе поисковой деятельности, с требованиями, заложенными в постановку проблемы. Технологию группового поиска метафор можно с успехом применять на уроках литературы, особенно при анализе лирического произведения. Так, например, на уроке литературы в 6 классе дети пробовали сочинять хокку (японские трёхстишия), занимаясь коллективным поиском метафор.
- Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого ребёнка. И это не дань моде, а требования времени. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы. Китайская мудрость гласит: » Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Она подтверждает мысль, что ребёнок чему-то научится только в том случае, если будет вовлечён в сотрудничество с учителем и активную образовательную деятельность. Такую возможность как раз даёт проектная технология, которая в нашей школе очень популярна. Уже несколько лет весной проходят научно-практические конференции, и ученики с 1 по 11 класс защищают свои проекты. Для организации проекта определяем цели и задачи; область исследования; обсуждаем это с учащимися и делимся на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4-5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся); ставим конкретные задачи перед каждой группой; определяем временные интервалы для выполнения каждой задачи; консультируем каждую группу по источникам информации, необходимых для решения поставленных задач, способам их анализа, обобщения. В 2010 г. мои ученики получили диплом 2 степени за проект «Богдинско - Баскунчакский заповедник». Проект этот является интегрированным, т.к. он был подготовлен совместно с учителем биологии Елдышевой Т.Н.. В этом году мы начали подготовку нового проекта с условным названием «Астраханский лотос». Вместе с детьми мы сходили на экскурсию в Алгазу, где есть небольшое лотосное поле. Были собраны семена, которые в дальнейшем пытались прорастить. К сожалению, опыт оказался неудачным. В этом году ученики предпримут вторую попытку. Одновременно другая группа собирает литературный материал о лотосе: легенды, сказки, стихи. Третья группа ребят будет проводить соцопрос. Четвёртая подготовит презентацию проекта. Работа интересная многоплановая, трудоёмкая, но очень нужная.
При использовании проектной технологии каждый школьник учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения. Очень порадовал в этом учебном году меня ученик 9 класса Мещеряков Саша, который благодаря проектной деятельности раскрылся, стал более уверенным в себе, общительным. Сейчас мы с ним работаем над новым проектом, посвящённом памяти нашего земляка Героя Советского Союза Андрея Васильевича Шигаева. Целью проекта является поиск материала о солдате, увековечивание его имени в посёлке, патриотическое воспитание учащихся.
Работа учащихся над проектами показала, что данная форма учебной деятельности способствует в каждой возрастной группе максимально развить творческий потенциал личности.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, что использование инновационных технологий может стимулировать учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Использование метода проектов в преподавании технологии для девочек как способ повышения качества образования
Предлагаемая статья является основой для выступления перед коллегами на методическом объединении и содержит краткое описание метода проектов, который широко используется мною в учебной практике...
Нестерова Е.С., учитель русского языка и литературы "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Нестерова Е.С.,учитель русского языка и литературы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту ...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"
Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....
«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»
Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...