Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
материал по русскому языку по теме
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых соотечественников".Это необычайно сложно в условиях типовой российской школы, поскольку требует от учителя знания приёмов организации материалов, специфичных для иноязычных учащихся.Основная и очень ответственная задача предмета "русский язык" в школе - стать инструментом социализации ребёнка в современном поликультурном обществе, научить воспринимать собственную культуру, обучить диалогу культур. развить у школьников учебные, коммуникативные и общие интеллектуальные навыки
При помощи языка и через язык осуществляется взаимдействие в группе.В процессе обучения языку дети встречаются с элементами страноведения,что обогащает процесс коммуникативности и является способом ознакомления детей-инофонов с новой для них действительностью и формированием умения понимать ментальность носителей русского языка..
В докладе сказано,что школьный курс русского языка включает в себя две взаимосвязанные системы: языковое образование и речевое развитие.
Далее о формах и методах преподавания русского языка в классах полиэтнического состава.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Компетентностный подход к преподаванию
русского языка в классах,имеющих полиэтнический состав
Учитель русского языка и литературы
МОУ Жаворонковская СОШ
Медведева Нина Ивановна.
2011 год.
Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются
в системе школьного обучения в России. Разработка и введение в действие
Стандартов нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее
время в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом в
обучении языку.
Определяющими компетенциями для блока лингвистических дисциплин
сегодня становится не только языковая, дискурсионная , разговорная,комму-
никативная , но и социально-личностные компетенции. В языковом образовании здесь выявляется ряд проблем. Сейчас в России мы столкнулись
сроцессом и внутренней , и внешней миграции , с появлением целой вол-
ны детей « новых соотечественников», решение проблем которых в школь –
ном образовании в первую очередь легло на плечи учителей-русистов.
Это необычайно сложно в условиях типовой российской школы , поскольку
требует от учителя знания приёмов организации материала , специфичных
для иноязычных учащихся.
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня чрезвы-
чайно высока.Известно , что в школе язык выполняет двойную функцию :
является не только предметом обучения , но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам. Основная и очень ответственная задача предмета «русский язык» в школе – стать инструментом социализации ребёнка в современном поликультурном обществе , научить воспринимать
собственную культуру, обучить диалогу культур , развить у школьников
учебные , коммуникативные и общие интеллектуальные навыки.Именно поэтому особенное значение «русский язык» сегодня приобретает в сфере
обучения тех российских школьников , для которых он не является родным.
При помощи языка и через язык осуществляется взаимовлияние и взаи-
модействие в группе.В процессе обучения языку дети встречаются с элементами страноведения , что обогащает процесс коммуникативности, но
и является способом ознакомления детей –инофонов с новой для них действительностью и формированием умения понимать ментальность
носителей русского языка. Это способствует воспитанию положительного
отношения к культуре народа – носителя языка , усиливает ценность собственной культуры , становится основой их толерантности.
Итак , ценностные ориентиры современной школы – это формирование
гражданина России , готового к активной созидательной деятельности ,
уважающего иные культурно-этнические общности , умеющие жить в мире
и согласии с представителями разных национальностей , верований.Кто же
такие наши инофоны , за которыхна нас возлагается такая серьёзная ответ-ственность? В нашей школе таких детей много. Только в одном 7 классе
учатся и таджики , и узбеки , и азербайджанцы , и туркмены , и молдаване.
В школе около 30% иностранцев.Они теряют навыки в сфере родного языка,
но не приобретают их в сфере русского.Они легко определяют граммати –
ческие признаки (падеж . вид или время ) , находят главные и второстепен-
ные члены предложения , но не умеют придумывать предложение , не спо-
собны создать собственный текст. Их речь ограниченна , наблюдается частичная оформленность лишь учебно-бытовой сферы. Учёные считают , что возникает опасность появления поколения , неспособного к коммуни –
кативной практике ни на каком языке.Другая опасность – это болезненное
осознание опасности утраты собственного языка и национальной самобыт-
ности.Появляется нежелание интеграции , именно поэтому таких детей
важно обучать в смешанном классе , не отделять в группы.
В качестве главных целей современная методика обучения русскому языку называет практическую ( коммуникативно-обучающую) , общеобразовательную и воспитательную.Современный школьный курс
русского языка в основном построен на принципах коммуникативной
методики.Это помогает развитию личности и образованию. Нам , как учителям русского языка, нужно помнить , что общение тесно взаимосвязано
с процессом социализации нерусских детей в российскую действительность.
Следует сказать , что школьный курс русского языка включает в себя
две взаимосвязанные системы : языковое образование и речевое развитие.
Знания и умения по русскому языку и речи составляют для учащихся фун-
дамент , на котором происходит освоение речевых умений, и , таким образом , создаются условия для свободного владения языком.
Обучение родному языку в школе осуществляется в двух направлениях :
- Через получение сведений о языке – правилах изменения языковых
единиц и их конструирования , грамматических категориях – формирование языковой компетенции.
*Через развитие речи уч-ся , основанное на реальном ункционировании
( формирование речевой компетенции )
Раньше методика обучения второму языку разрабатывалась таким образом , что приоритетной считалась цель – обучить школьников речи,
научить их разговаривать , а потом уже читать и писать.Однако обу –
чение русскому языку таким образом невозможно , т.к.
- учащиеся и учитель работают по программе «Русский язык как родной» , и требования ко всем учащимся одинаковы.
- работая с полиэтническим контингентом , учитель русского языка
решает задачу выравнивания и развития уч-ся с целью их социализации
и подготовки к итоговой аттестации на общих основаниях с русскими выпускниками.
Дети из классов выравнивания плохо читают , у них бедный словарь ,
Они не воспринимают переносное значение слов , не могут своими словами пересказать текст.Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в полной мере для дальнейшего обуче-
ния.И после основной школы дети выравнивают свои знания и умения
в том случае , если учитель русского языка владеет специальной методи-
кой.Эта методика строится на следующих принципах :
- принцип обязательной коммуникативной направленности
- принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности
- принцип единства приобретения знаний и умений и формирования их
практического использования.
-принцип соотнесённости с родным языком уч-ся.
Перед учителем стоит проблема дополнять программный материал но-
выми для уч-ся языковыми фактами и явлениями.Порой наиболее слож-
ный языковой материал является наиболее необходимым для обучения
речи и поэтому подлежит изучению на самых первых этапах обучения.
Например , употребление видов глагола должно рассматриваться с первых уроков темы «Глагол».А употребление и значение предлогов –
одна из самых трудных тем , поэтому к этой теме учитель обращается
Постоянно.Методика преподавания русского языка как родного имеет
свои приёмы работы со словом на уроке.Выделены этапы введения
нового слова.Однако в основном эти этапы направлены на формирование правописной грамотности ( проговаривание слова,
запись в словарик с послоговым проговариванием , постановка ударе –
ния , выделение и объяснение орфограмм.При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное средство расширения словарного запаса уч-ся.Поэтому учителю необходимо уметь применять
Все возможные способы семантизации слов.Главное при этом - убедиться, что слово понято и может быть использовано учащимися в речи.
Для правильного построения системы организации словарной работы
учитель опирается на особенности психологии речевой деятельности
на неродном языке.Эффективными являются упражнения с лексичес –
кими единицами и грамматическими формами , которые усваиваются
непроизвольно , в процессе работы с ними.
В дополнение к упражнениям из учебника в полиэтнических классах
используются :
- словообразовательные упражнения ( найди корень и подбери однокоренные слова , образуй от существительного прилагательное,
от данных глаголов- существительные по образцу , продолжите словообразовательный ряд прилагательных, глаголов с данной приставк.
- упражнение на составление тематических групп слов
- упражнение на включение данного слова в словосочетание
- упражнение на введение данных слов в контекст ( опишите картинку,
используя данные слова, расскажите о своей семье,используя данные слова, составьте предложения с этими словами.Однако составление разрозненных предложений не должно являться самоцелью и может быть полезным только в системе заданий.
При обучении русскому языку как неродному активно используются
правила-инструкции , разъясняющие закономерности русского языка и
помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
О людях и животных мы спрашиваем кто? О вещах-что?О мальчике мы гговорим он,о девочке она.По-русски говорят : мальчик пришёл,девочка пришла , мальчик большой,девочка красивая.Запомните : Девочка говорит :я рада,а мальчик : я рад.Мальчик : я сам, а девочка : я сама.
Изучение грамматики с учётом семантики обеспечивает развивающее обучение.Опора на внутрипредметную связь ( лексика-грамматика-речь )
обеспечивает правильное использование в речи грамматических форм , обогащает речь учащихся за счёт усвоения новых значений многозначных слов. А постоянное использование толкового словаря с
целью усвоения полисемии способствует совершенствованию речи школьников.
Одной из самых трудных тем для нерусских школьников является усвоение и правильное употребление рода имён существительных.
Самое большое количество ошибок связано с категорией рода : опреде-
ление рода , согласование с прилагательным, существительного с место-
имением и др.Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых.Учащиеся часто нарушают порядок слов в предложении, что связано с порядком слов в родном языке.Необходимо учить детей зада-
вать правильный вопрос ко всем членам предложения.Обучая предложно-падежной системе русского языка как родного, учитель уже
в начальной школе формирует умение уч-ся ставить падежный вопрос
и пользоваться моделями : нет кого,чего?Рад кому,чему? И т.д.
Наиболее часты ошибки в управлении ( рисовал с карандашом,ел с ложкой и др.)В употреблении предлогов : хожу гулять на парк и др.
И в заключение несколько слов о формировании речевых умений.
Отбор и представление языкового материала на уроке русского языка
в полиэтнических классах соответствует коммуникативной методике
обучения языку , которая обуславливает практическую направленность
обучения, функциональный подход к отбору материала, изучение лексики и грамматики на на образцах речи.
В докладе использованы статьи Хамраевой Е.А. ,Михеевой Т,Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...
Статья "Урок русского языка в школе с полиэтническим составом учащихся".
опыт работы преподавания русского языка как неродного....
Формирование речевой культуры учащихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка
Презентация педагогического опыта Основные идеи презентуемой технологии:углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;вооружение школьников ясным предс...
Дидактический материал для практической работы на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом
В помощь учителям русского языка...
Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе
Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом...