Презентация "Краеведческий подход к преподаванию русского языка"
презентация по русскому языку по теме

Судимова Ирина Борисовна

В презентации отражены некоторые методические приёмы интеграции краеведения и русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kraevedenie.ppt445 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краеведческий подход к преподаванию русского языка и литературы

Слайд 2

Цели интеграции языка, литературы и истории родного края воспитание патриотизма, бережного отношения к языковой культуре родного края, его прошлому и настоящему формирование ведущих установок языковой личности ученика как достойного представителя своей родины, хранителя и созидателя духовных ценностей и традиций

Слайд 3

Коммуникативный социум школа краеведческий музей архив зал боевой славы школы Уроки - экскурсии

Слайд 4

Класс Тема Место сбора материала Творческая работа (один из вариантов) 5кл. Описание отдельных предметов Музей или зал боевой славы Сочинение-рассказ с описанием предмета 6кл. Описание помещения Школьный музей Сочинение-описание «Уголок музея» 6кл. Описание одежды, костюма Краеведчес- кий музей Сочинение-описание старинного костюма 8кл Описание памятника Экскурсия к мемориалу на площади г. Грязовца Сочинение публицисти- ческого характера с описанием памятника

Слайд 5

Примерный план работы над описанием костюма Чтение описания старинных костюмов А.Ф. Фортунатовым (с.212-213) Беседа: Какие слова вам непонятны? Какие несовпадения вы заметили в описании костюма Фортунатовым и в экспонатах музея? Существенны ли эти различия? Почему рубашка женщины называлась «сенокосницей»? В чём отличие костюма крестьян от костюма более зажиточных людей? Подберите синонимы к словам: кафтан, кокошник… Словесное рисование: описать женщину-крестьянку, одетую в рубашку-сенокосницу (внешность, движения во время процесса труда…)

Слайд 6

Опишите орнамент одежды, используя средства художественной выразительности (тиснение, вышивка) «Примерка» костюма (творческое воображение) на себя , на друзей. Изменится ли тон описания? Как именно? Творческая работа: сочинение в любой жанрово-композиционной форме с включением описания костюма

Слайд 7

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, вся история духовной жизни народа К.Д. Ушинский Каждое слово есть свидетель, памятник, факт жизни народа… Дополняя одно другое, они вместе представляют систему понятий народа, передают быль о его жизни И.И. Срезневский

Слайд 8

Литература по краеведению как дидактический материал Принципы отбора материала: культурологическая ценность информативность подлинность эмоциональность языковая грамотность доступность заинтересованность учащихся

Слайд 9

Узнали ли вы здание на фото начала 20 века? Что вы о нём знаете? Как называлась раньше улица, на которой стоит «дом Гудкова»? Почему она называлась Московской? Диктанты Изложения 7-9 класс

Слайд 10

Словарная работа коптильня лавка губерния уезд протоиерей купец НЭП Имена собственные: собор Петра и Павла купец Пётр Иванович Гудков уездный предводитель дворянства Пасынков губернский предводитель дворянства Брянчанинов

Слайд 11

Использование исторических краеведческих документов Официально-деловой стиль (сравнительный анализ языка исторических и современных документов)

Слайд 12

Изучение особенностей научного стиля речи и типов речи русский язык история интегрированный урок (М.Г. Васенина. Первые археологические исследования в Грязовецком районе) Типы речи Повествование: С.П. Шевырёв. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь Описание: Л.Н. Мясникова. Усадьба Васильевское «Вид, открывающийся на восток, особенно прелестен…Ближе к горизонту, выше вод озера, которое особенно прекрасно в утренние часы, когда солнце как бы купается в воде, видна линия леса, которая на северо-востоке быстро обрывается, заканчиваясь рощей села Покровского…»

Слайд 13

Лексика: устаревшие слова (архаизмы, историзмы) Топонимика «Грязовецкие топонимические этюды» Беседа о происхождении названий местных рек Сообщения учащихся Коллективный анализ топонимических статей (о р. Комёла) Устное (сжатое) изложение (о р. Вохтога)

Слайд 14

Практическая направленность интеграции языка, литературы и краеведения Взаимодействие с другими людьми с объектами окружающего мира и его информационными источниками сотрудничество с архивом: экскурсия в архив, знакомство с документами, хранящимися в нем Умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию выполнять разные роли в группе и коллективе использовать информационные технологии исследование, анализ, систематизация личного архива Малаховых (уроки русского языка) коллективная работа, индивидуальные и групповые задания оформление работы, обучение составлению мультимедийных презентаций

Слайд 15

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости А.С. Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Формирование речевой культуры обучающихся на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка (презентация из опыта работы)...

«Дифференцированный подход в преподавании русского языка и литературы для обучающихся в СКОУ VI вида. Использование ИКТ».

Введение.        Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей,  имеющих...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...