Способы образования самостоятельных и служебных частей речи
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме
Таблица образования самостоятельных и служебных частей речи и задания самостоятельной работы по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_obrazovaniya_chastey_rechi.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Агафонова Марина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани
Предмет: русский язык
Класс: 9-11
Тема: Способы образования самостоятельных и служебных частей речи
Способ образования | Примеры |
| |
1. Суффиксальный | Камень – каменщик, футбол – футболист Красный – краснота, учить – учитель, Плавить – плавка |
2. Приставочный | Погода – непогода, группа – подгруппа, Город – пригород, автор – соавтор, Скорость – сверхскорость |
3. Приставочно - суффиксальный | Рукав – безрукавка, служить – сослуживец |
4. Бессуффиксальный | Заплывать – заплыв, глухой – глушь |
5. Сложение | Железо + бетон – железобетон, Луна + ходить – луноход, Продовольственный + магазин – продмаг |
6. Переход прилагательных, причастий в существительные | Гостиная комната – гостиная, Присутствующие на собрании – присутствующие встали |
2. Имя прилагательное | |
1. Суффиксальный | Комната – комнатный, солдат – солдатский |
2. Приставочный | Удалой – разудалый, добрый – предобрый |
3. Приставочно - суффиксальный | За городом – загородный, избежать – неизбежный |
4. Сложение | Русский + немецкий – русско-немецкий, Пять + метров – пятиметровый |
5. Слияние (сращение) | Трудно = доступный – труднодоступный Вечно + зеленый _ вечнозеленый |
6. Переход слов из других частей речи | Первый номер (числит.) – первый (лучший) студент; блестящие на солнце (прич.) – блестящие способности |
| |
1. Суффиксальный | Три – тридцать, один – одиннадцать |
2. Сложение | Три + сто – триста |
| |
1. Суффиксальный | Кто – кто-то, какой – какой-либо, Чей – чей-нибудь |
2. Приставочный | Кто – никто, какой – кое-какой, Сколько – несколько |
| |
1. Суффиксальный | Синий – синеть, умыть – умыться |
2. Приставочный | Писать – написать, выполнить – перевыполнить |
3. Приставочно-суффиксальный | Столб – застолбить, бежать – разбежаться |
| |
1. Суффиксальный | Зима – зимой, куда – куда-нибудь, Ползти – ползком |
2. Приставочный | Смерть – насмерть, долго – недолго, как – кое-как |
3. Приставочно - суффиксальный | Далеко – издалека, новый – по-новому |
4. Переход слов из других частей речи | Лёжа на диване (дееприч.) – читать лёжа, Медленным шагом (сущ.) – ехать шагом |
| |
1. Приставочный | Иметь в виду – ввиду плохой погоды На счет банка поговорить – насчет работы |
2. Переход слов из других частей речи | Показаться впереди (наречие) – впереди отряда Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря помощи |
| |
1. Слияние (сращение) | Так + же – также, потому что = что = потому что |
2. Переход слов из других частей речи | Что случилось? (местоим.) – Знал, что будет гроза. |
Самостоятельная работа №1.
Укажите способ образования выделенного слова в предложении.
- Сильный порывистый ветер гнал тучи в сторону моря. (суффиксальный)
- Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.Бунин) (суффиксальный)
- Светлыми звездами нежно украшена зимняя ночь. (суффиксальный)
- Перед нами простиралась гладь необычайно красивого озера. (бессуффиксный)
- Работникам фабрики в этом году необходимо удвоить производство обуви.(приставочно-суффиксальный)
- Седой старик почему-то извиняется и не спеша проходит в комнату. (суффиксальный)
- Охотник зарядил ружьё и взвёл курок. (суффиксальный)
- Сегодня учитель объяснял новый материал по географии. (суффиксальный)
- Чтобы добиться успеха, футболист упорно тренировался. (суффиксальный)
- Служить бы рад – прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) (суффиксальный)
- По отлогим берегам реки росли могучие вечнозеленые деревья.(сложение)
- Стройную фигуру Ивана туго перехватывал солдатский ремень. (суффиксальный)
- Во льдах океана ледокол упрямо прокладывал путь идущим за ним кораблям.(сложение)
- У нас в классе четырнадцать девочек и только семь мальчиков. (суффиксальный)
- Триста спартанцев мужественно сражались и погибли непобежденными.(сложение)
- Космонавт видел, что землю окутывают голубые облака. (суффиксальный)
- Сплавы, извергающиеся на поверхность из кратеров вулканов, образуют магматические породы. (суффиксальный)
- Издалека путники увидели небольшое селение, уютно расположившееся на берегу тихой речушки. .(приставочно-суффиксальный)
- Чтобы перейти на другую сторону улицы, нам пришлось спуститься в подземный переход. .(приставочно-суффиксальный)
- Со стороны гор доносился гул разбушевавшейся реки. (суффиксальный)
- Из-за сильного дождя, начавшегося ранним утром, загородная прогулка, к сожалению, не состоялась. .(приставочно-суффиксальный)
- Какой-нибудь путник остановится возле могучего дуба и вспомнит былые времена. (суффиксальный)
- Несколько задач мы так и не смогли решить, хотя очень старались. .(приставочный)
- Поэт, будучи в дороге, всегда наблюдал за окружающей его жизнью, и в его душе рождались восхитительные строки. (суффиксальный)
- Стройная горянка, держа кувшин над головой, неторопливо шла к дому. (суффиксальный)
- Буйная зелень молодых садов радовала наш взгляд.(бессуффиксный)
- Водопад неистово гудел, низвергаясь с громадной высоты.(сложение)
- Нам долго пришлось пробираться к реке сквозь бурелом. .(сложение)
- Вечером, как всегда, мы сидели в столовой и мирно беседовали.(переход одной части речи в другую)
- В приёмной было шумно: посетители о чем-то спорили. .(переход одной части речи в другую)
Самостоятельная работа №2.
1. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.
2. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
3. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.
(7)высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
(8)Это – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием.
5. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика.
6. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
7. Из предложений 6-7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
(5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.
- (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.
8. Из предложений 35-39 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
(34)Заяц должен приспосабливаться, а человеку не положено. (35)О приспособляемости зайца даже природа заботится – линять научила, обрастай к зиме белой шерсткой, к лету – серой, - а люди не смей, запрещено?! (36)Кем?... (37)Да теми же людьми. (38)Запрещать-то запрещают, но каждый по-своему приспосабливается, только не признается в том… (39)Ну так вот, папа-мама, ваш сын приспособленец и ничуть этого не стесняется.
9. Из предложений 15-17 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(15)Её обязательная «принадлежность» - те или иные переживания на фоне той или иной реальности.
(16)А если в нашем «личном багаже» запаса этих чувств не имеется? (17)Если мы вовек не чувствовали того, что пережил поэт?
(18)Что ж, в этом случае стихи могут нас и не взволновать.
10. Из предложений 17-18 выпишите все слова, образованные приставочным способом.
(17)Искать объяснение этому высокому качеству души следует, видимо, в каждодневных проявлениях характера, в незаметных на первый взгляд поступках, в неброских ситуациях. (18)Поведение людей в событиях моделируется рядовым течением жизни.
11. Из предложений 15-16 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
(15)Здесь и столкновения мнений, и выбор жизненной дороги, и направление умственных интересов, и воспитание воли. (16)Трудно переоценить значение этого оружия, если за него берутся любящие и умелые руки.
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(3)Воду берегли строго, чтобы хватило на обратную дорогу. (4)Начав путь в тридцатиградусную жару, вскоре с удовольствием натянули на себя теплые куртки. (5)До облаков чуть ли уже не руками доставали. (6)Чувствовали: ветер у наших ног зарождается, а потом уже, согревшись, бежит к человеческим жилищам.
13. Из предложений 10-12 выпишите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(10) «Мне наплевать, - примерно так рассуждают многие эгоисты, - что кто-то, пусть даже мои дети или близкие родственники, пострадает от моей болезни, от моей преждевременной немощности и даже смерти. (11)Наплевать, что оставлю я их без моральной и материальной поддержки, обреку на необходимость длительно ухаживать за мной, больным и беспомощным. (12)Что мне до остальных, если вот сейчас, сию минуту я хочу получить удовольствие, затянувшись приятным дымком сигареты (опрокинув чарку, усевшись перед экраном телевизора вместо лыжной прогулки и т.д.)?(13)А что ждет моих детей через несколько лет, меня не волнует»
14. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(12)Сосредоточьтесь на нем! (13)И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14)Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.
Докажите правильность следующего утверждения. Выпишите обозначенные слова.
- В предложении есть слово, образованное бессуффиксным способом.
Между культурой речи и общей культурой тесная связь; иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него маленький словарь, какая худосочная душевная жизнь сказывается в его речи. (связь от связать)
- В предложении есть два слова, образованные за счет перехода из другой части речи (неморфологический способ).
Остроумный и блестящий рассказчик, он, как гениальный фехтовальщик, в долю секунды жалил противника острым словом, и молниеносны были его ответы на уколы спорящего с ним. (блестящий = прилагательное от причастия; спорящего = существительное от причастия)
- В предложении есть три слова, образованные суффиксальным способом; два слова образованы за счет перехода из другой части речи (неморфологическим способом).
Мимо вагонной дверцы уже плыли станционные деревья, тянули ветви с пластами снега навстречу поезду. (суффиксальный способ = вагонной, дверцы, станционные; переход одной части речи в другую = мимо, навстречу = предлоги от наречий)
Литература.
- Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 320 с.
- Гольцова Н.Г. русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 448 с.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 349 с.
- Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену/ ред.-сост. А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....
"Самостоятельные и служебные части речи".
Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по...
5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Урок изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...
Самостоятельные и служебные части речи
Урок русского языка...
Самостоятельные и служебные части речи
Презентация к уроку...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...