Способы образования самостоятельных и служебных частей речи
учебно-методический материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме

Агафонова Марина Алексеевна

Таблица образования самостоятельных и служебных частей речи и задания самостоятельной работы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_obrazovaniya_chastey_rechi.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Марина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №159» Советского района г.Казани

Предмет: русский язык

Класс: 9-11

Тема: Способы образования самостоятельных и служебных частей речи

Способ образования

Примеры

  1. Имя существительное

1. Суффиксальный

Камень – каменщик, футбол – футболист

Красный – краснота, учить – учитель,

Плавить – плавка

2. Приставочный

Погода – непогода, группа – подгруппа,

Город – пригород, автор – соавтор,

Скорость – сверхскорость

3. Приставочно - суффиксальный

Рукав – безрукавка, служить – сослуживец

4. Бессуффиксальный

Заплывать – заплыв, глухой – глушь

5. Сложение

Железо + бетон – железобетон,

Луна + ходить – луноход,

Продовольственный + магазин – продмаг

6. Переход прилагательных, причастий в существительные

Гостиная комната – гостиная,

Присутствующие на собрании – присутствующие встали

2. Имя прилагательное

1. Суффиксальный

Комната – комнатный, солдат – солдатский

2. Приставочный

Удалой – разудалый, добрый – предобрый

3. Приставочно - суффиксальный

За городом – загородный, избежать – неизбежный

4. Сложение

Русский + немецкий – русско-немецкий,

Пять + метров – пятиметровый

5. Слияние (сращение)

Трудно = доступный – труднодоступный

Вечно + зеленый _ вечнозеленый

6. Переход слов из других частей речи

Первый номер (числит.) – первый (лучший) студент;  блестящие на солнце (прич.) – блестящие способности

  1. Имя числительное

1. Суффиксальный

Три – тридцать, один – одиннадцать

2. Сложение

Три + сто – триста

  1. Местоимение

1. Суффиксальный

Кто – кто-то, какой – какой-либо,

Чей – чей-нибудь

2. Приставочный

Кто – никто, какой – кое-какой,

Сколько – несколько

  1. Глагол

1. Суффиксальный

Синий – синеть, умыть – умыться

2. Приставочный

Писать – написать, выполнить – перевыполнить

3. Приставочно-суффиксальный

Столб – застолбить, бежать – разбежаться

  1. Наречие

1. Суффиксальный

Зима – зимой, куда – куда-нибудь,

Ползти – ползком

2. Приставочный

Смерть – насмерть, долго – недолго, как – кое-как

3. Приставочно - суффиксальный

Далеко – издалека, новый – по-новому

4. Переход слов из других частей речи

Лёжа на диване (дееприч.) – читать лёжа,

Медленным шагом (сущ.) – ехать шагом

  1. Производные предлоги

1. Приставочный

Иметь в виду – ввиду плохой погоды

На счет банка поговорить – насчет работы

2. Переход слов из других частей речи

Показаться впереди (наречие) – впереди отряда

Благодаря за помощь (деепричастие) – благодаря помощи

  1. Производные союзы

1. Слияние (сращение)

Так + же – также,

потому что = что = потому что

2. Переход слов из других частей речи

Что случилось? (местоим.) – Знал, что будет гроза.

Самостоятельная работа №1.

Укажите способ образования выделенного слова в предложении.

  1. Сильный порывистый ветер гнал тучи в сторону моря. (суффиксальный)
  2. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (И.Бунин) (суффиксальный)
  3. Светлыми звездами нежно украшена зимняя ночь. (суффиксальный)
  4. Перед нами простиралась гладь необычайно красивого озера. (бессуффиксный)
  5. Работникам фабрики в этом году необходимо удвоить производство обуви.(приставочно-суффиксальный)
  6. Седой старик почему-то извиняется  и не спеша проходит в комнату. (суффиксальный)
  7. Охотник зарядил ружьё и взвёл курок. (суффиксальный)
  8. Сегодня учитель объяснял новый материал по географии. (суффиксальный)
  9. Чтобы добиться успеха, футболист упорно тренировался. (суффиксальный)
  10. Служить бы рад – прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) (суффиксальный)
  11. По отлогим берегам реки росли могучие вечнозеленые деревья.(сложение)
  12. Стройную фигуру Ивана туго перехватывал солдатский ремень. (суффиксальный)
  13. Во льдах океана ледокол упрямо прокладывал путь идущим за ним кораблям.(сложение)
  14. У нас в классе четырнадцать девочек и только семь мальчиков. (суффиксальный)
  15. Триста спартанцев мужественно сражались и погибли непобежденными.(сложение)
  16. Космонавт видел, что землю окутывают голубые облака. (суффиксальный)
  17. Сплавы, извергающиеся на поверхность из кратеров вулканов, образуют магматические породы. (суффиксальный)
  18. Издалека путники увидели небольшое селение, уютно расположившееся на берегу тихой речушки. .(приставочно-суффиксальный)
  19. Чтобы перейти на другую сторону улицы, нам пришлось спуститься в подземный переход. .(приставочно-суффиксальный)
  20. Со стороны гор доносился гул разбушевавшейся реки. (суффиксальный)
  21. Из-за сильного дождя, начавшегося ранним утром, загородная прогулка, к сожалению, не состоялась. .(приставочно-суффиксальный)
  22. Какой-нибудь путник остановится возле могучего дуба  и вспомнит былые времена. (суффиксальный)
  23. Несколько задач мы так и не смогли решить, хотя очень старались. .(приставочный)
  24. Поэт, будучи в дороге, всегда наблюдал за окружающей его жизнью, и в его душе рождались восхитительные строки. (суффиксальный)
  25. Стройная горянка, держа кувшин над головой, неторопливо шла к дому. (суффиксальный)
  26. Буйная зелень молодых садов радовала наш взгляд.(бессуффиксный)
  27. Водопад неистово гудел, низвергаясь с громадной высоты.(сложение)
  28. Нам долго пришлось пробираться к реке сквозь бурелом. .(сложение)
  29. Вечером, как всегда, мы сидели в столовой и мирно беседовали.(переход одной части речи в другую)
  30. В приёмной было шумно: посетители о чем-то спорили. .(переход одной части речи в другую)

Самостоятельная работа №2.

1. Из предложений 26 – 29 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация.

2. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.

3. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

(7)высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

4. Из предложений 7-9 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!

(8)Это – самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи. (9)Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием.

5. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика.

6. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель…

(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

7. Из предложений 6-7 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

(5)Он назвал тогда телевизор бедствием, в особенности для молодых его дочерей.

- (6)Телевизор вырабатывает пассивность! – горячился фермер. – (7)Вы только подумайте, мои дочери, вместо того чтобы читать и развивать свое воображение, вместо того чтобы вышивать, сидят целыми вечерами, уставившись в это серое пятно.

8. Из предложений 35-39 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.

(34)Заяц должен приспосабливаться, а человеку не положено. (35)О приспособляемости зайца даже природа заботится – линять научила, обрастай к зиме белой шерсткой, к лету – серой, - а люди не смей, запрещено?! (36)Кем?... (37)Да теми же людьми. (38)Запрещать-то запрещают, но каждый по-своему приспосабливается, только не признается в том… (39)Ну так вот, папа-мама, ваш сын приспособленец и ничуть этого не стесняется.

9. Из предложений 15-17 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(15)Её обязательная «принадлежность» - те или иные переживания на фоне той или иной реальности.

(16)А если в нашем «личном багаже» запаса этих чувств не имеется? (17)Если мы вовек не чувствовали того, что пережил поэт?

(18)Что ж, в этом случае стихи могут нас и не взволновать.

10. Из предложений 17-18 выпишите все слова, образованные приставочным способом.

(17)Искать объяснение этому высокому качеству души следует, видимо, в каждодневных проявлениях характера, в незаметных на первый взгляд поступках, в неброских ситуациях. (18)Поведение людей в событиях моделируется рядовым течением жизни.

11. Из предложений 15-16 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

(15)Здесь и столкновения мнений, и выбор жизненной дороги, и направление умственных интересов, и воспитание воли. (16)Трудно переоценить значение этого оружия, если за него берутся любящие и умелые руки.

12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(3)Воду берегли строго, чтобы хватило на обратную дорогу. (4)Начав путь в тридцатиградусную жару, вскоре с удовольствием натянули на себя теплые куртки. (5)До облаков чуть ли уже не руками доставали. (6)Чувствовали: ветер у наших ног зарождается, а потом уже, согревшись, бежит к человеческим жилищам.

13. Из предложений 10-12 выпишите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(10) «Мне наплевать, - примерно так рассуждают многие эгоисты, - что кто-то, пусть даже мои дети или близкие родственники, пострадает от моей болезни, от моей преждевременной немощности и даже смерти. (11)Наплевать, что оставлю я их без моральной и материальной поддержки, обреку на необходимость длительно ухаживать за мной, больным и беспомощным. (12)Что мне до остальных, если вот сейчас, сию минуту я хочу получить удовольствие, затянувшись приятным дымком сигареты (опрокинув чарку, усевшись перед экраном телевизора вместо лыжной прогулки и т.д.)?(13)А что ждет моих детей через несколько лет, меня не волнует»

14. Из предложений 12-14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(12)Сосредоточьтесь на нем! (13)И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь и оно станет получше. (14)Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.

Докажите правильность следующего утверждения. Выпишите обозначенные слова.

  1. В предложении есть слово, образованное бессуффиксным способом.

Между культурой речи и общей культурой тесная связь; иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него маленький словарь, какая худосочная душевная жизнь сказывается в его речи. (связь от связать)

  1. В предложении есть два слова, образованные за счет перехода из другой части речи (неморфологический способ).

Остроумный и блестящий рассказчик, он, как гениальный фехтовальщик, в долю секунды жалил противника острым словом, и молниеносны  были его ответы на уколы спорящего с ним. (блестящий = прилагательное от причастия;  спорящего = существительное от причастия)

  1. В предложении есть три слова, образованные суффиксальным способом; два  слова образованы за счет перехода  из другой части речи (неморфологическим способом).

Мимо вагонной дверцы уже плыли станционные деревья, тянули ветви с пластами снега навстречу поезду.  (суффиксальный способ = вагонной, дверцы, станционные; переход одной части речи в другую = мимо, навстречу = предлоги от наречий)

Литература.

  1. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 320 с.
  2. Гольцова Н.Г. русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 8-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 448 с.
  3. Егораева Г.Т. ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку. Все задания части В. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 349 с.
  4. Русский язык. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену/ ред.-сост. А.Б.Малюшкин. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

"Самостоятельные и служебные части речи".

Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по...

5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Урок  изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...