«Душа славянского слова»
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 8 классе с использованием материалов этимологического словаря О.Н. Трубачева.
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ МЭРА ГОРОДА СОКОЛОВА:
С 17 по 22 октября в нашем городе проходит неделя , которая называется «Дни великого русского языка». Такая неделя у нас традиционна, бывает каждый год. Мы обязательно пишем диктант мера города, мы беседуем о красоте нашего языка рассказываем о великих ученых- филологах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dusha_slova_po_trubachevu.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Душа славянского слова» ( Слайд презентации № 1)
Открытый урок по русскому языку в 8 классе с использованием материалов этимологического словаря О.Н. Трубачева.
- ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ МЭРА ГОРОДА СОКОЛОВА:
С 17 по 22 октября в нашем городе проходит неделя , которая называется «Дни великого русского языка». Такая неделя у нас традиционна, бывает каждый год. Мы обязательно пишем диктант мера города, мы беседуем о красоте нашего языка рассказываем о великих ученых- филологах. В рамках этой недели сегодня у нас проходит открытый урок « Душа слова». На этом уроке мы поговорим о нашем земляке, замечательном волгоградце Олеге Николаевиче Трубачеве. Это известный славист, член - корреспондент Академии наук СССР, Югославянской Академии в Загребе. Поговорим о его главной работе уникальном « Этимологическом словаре славянских языков» Но в начале я хочу прочитать вам обращение главы нашего города к вам, ученикам. ( Обращение)
- ДИКТАНТ. ( 15 мин) ( оценки будут выставляться следующие :
« Отлично», « Хорошо», « Удовлетворительно», « Посредственно»)
- ( Слайд презентации № 2) Итак СЛОВО О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ВОЛГОГРАДЦЕ.
Родился на ул. Ковровской г. Сталинграда 23 октября 1930 г.
(Слайд презентации № 3) Когда Олегу было чуть больше 10 лет, в стране началась Вов, на глазах у мальчика проходили страшные бои, на его глазах город сражался и не сдавался. О страшных событиях Сталинградской битвы через 50 лет мы смогли прочитать в Дневниках сталинградца. Это был первый опыт в литературе, тяжелый, страшный.
(Слайд презентации № 4) С детства любимым его увлечением были книги, а еще он очень любил слушать от родителей истории , сказки и песни ,старинные народные. Его всегда увлекала красота русского слова.
(Слайд презентации № 5) Уже взрослым человеком Олег Николаевич свою любовь к красоте русского слова, к изучению русского слова выразил в своих научных трудах. Главный из них это «Этимологический словарь славянских языков» ( С 1961г, есть уже 33 тома изданий словаря)
Этот словарь можно назвать наукой о корнях и именах. О происхождении, корне славянских слов и собственных имен славянских языков.
Я просила вас приготовить материал о происхождении ваших имен. Расскажите, что означает и от чего происходит ваше имя.
( Ответы учеников)
Славянского имени в классе нет (или есть). Для примера мы с вами взяли имена, можно поговорить и о др. словах.
Что о происхождении слов говорил О.Н.Трубачев?
(Слайд презентации № 6)
Слово «кобыла» .
В древнем Фригийском государстве была богиня Матерь Богов- КИБЕЛА, мы не помним, а вот на деревенских русских вышивках на полотенцах есть такое изображение Конной богини. Слово Кобыла происходит от слова Кибела.
(Слайд презентации № 7) Слово «ДОМ»
В древгреческом, на латыни слово «dom» обозначало то же, что и у нас. Но были и др слова « дометр» - строитель, домо – строить, Римляне называли Бога Доминус домовладыка. Значит русское слово дом имеет корни из гр и рим языков. Слово имеет связь со словом строить.
еще много примеров можно привести, используя этимологический словарь Трубачева.
О.Н. Трубачев умер 9 марта 2002 г от болезни. В этот день был большой славянский праздник « Вселенская родительская суббота, когда поминают «всех прежде почивших отец и братии наших».
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ К сожалению, у нас очень мало времени, чтобы рассказать вам об этимологии многих других славянских, русских слов, мало времени, чтобы постичь душу слова, но я надеюсь. Что на сегодняшнем уроке мы посеяли с вами зерно большого желания изучать русский язык, знать его и любить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...
С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"
Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....