"Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе в образовательной системе "Школа 2100" по учебнику Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. «Русский язык» 9 класс – М., Баласс,2013. Проблемно-диалогический урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnopodchinyonnye_predlozheniya_s_pridatochnymi_opredelitelnymi.doc | 156.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 137.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38»
Ново-Савиновского района города Казани.
Урок русского языка в 9 классе.
Урок разработан
учителем высшей квалификационной категории
Григорович Ириной Валентиновной.
Тема урока: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Углубить понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными;
- изучить строение СПП с придаточным определительным;
- познакомиться с отличительными признаками СПП с придаточным определительным;
- развивать умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и пунктуационно их оформлять;
- развивать умение конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными на основе опорных слов и графических схем. составлять схемы предложений с придаточными определительными;
- производить синонимичную замену СПП на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи;
Развивающие:
- Развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;
- Развитие навыков анализа и синтеза, критического мышления
Воспитательные:
- воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка;
- воспитание эстетического вкуса
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания. Актуализация.
Учитель. Начнём наш урок с повторения. Вспомним ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение». Слайд 2
(На нём первоначально - только надпись: «Ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение». По мере того как ученики называют ключевые слова, каждое по очереди высвечивается на слайде.)
Ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение»
|
Учитель. Дайте определение этим ключевым словам.
Слайд 3 |
Что такое главная и придаточная части? (Первоначально на слайде - только надпись: «Главная и придаточная части».)
Ученик. Главная часть в сложноподчинённом предложении - это та часть, от которой задаётся вопрос; придаточная часть в сложноподчинённом предложении - это та часть, к которой задаётся вопрос; ещё одним указателем придаточной части сложноподчинённого предложения являются находящиеся в ней союзные слова и подчинительные союзы.
Слайд 3
Главная и придаточная части
|
Слайд 4 Учитель. Какую функцию выполняют союзные слова и подчинительные союзы? (Первоначально на слайде только надпись: «Подчинительные союзы и союзные слова».)
Ученик. Подчинительные союзы и союзные слова – это средства связи частей сложноподчинённого предложения.
Ответ ученика высвечивается на экране.
Слайд 4
Подчинительные союзы и союзные слова
|
Слайд 5 Учитель. Вспомним приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов. (Первоначально на слайде - только надпись: «Приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов».)
Ученики одно за другим называют эти отличия, которые по очереди высвечиваются на экране.
1. Подчинительные союзы являются словами служебной части речи, а союзные слова являются словами самостоятельных частей речи.
2. Подчинительные союзы могут быть заменены другими подчинительными союзами, а союзные слова могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи.
3. Подчинительные союзы не являются членами предложения, в некоторых случаях могут быть опущены; союзные слова являются членами предложения, не могут быть опущены.
4. Подчинительные союзы не могут иметь на себе логическое ударение; союзные слова могут иметь на себе логическое ударение
Слайд 5
Приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов | |
Подчинительные союзы | Союзные слова |
1. Являются словами служебной части речи. | 1. Являются словами самостоятельных частей речи(относительными местоимениями и наречиями). |
2. Могут быть заменены другими подчинительными союзами. | 2. Могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи. |
3. Не являются членами предложения, в некоторых случаях могут быть опущены. | 3. Являются членами предложения, не могут быть опущены. |
4. Не могут иметь на себе логическое ударение. | 4. Могут иметь на себе логическое ударение. |
Слайд 6 с надписью: «Поясняемый компонент».
Учитель. Что такое поясняемый компонент?
Ученик. Поясняемый компонент – это смысловой отрезок (слово или словосочетание), к которому относится придаточная часть.
Ответ ученика высвечивается на экране.
Слайд 6
Поясняемый компонент
|
Слайд 7 с надписью: «Указательные слова».
Учитель. Что вы можете сказать об указательных словах?
Ученик. Указательные слова находятся в главной части, являются членами предложения, усиливают или подчёркивают какую-либо мысль.
Ответ ученика высвечивается на экране.
Слайд 7
Указательные слова
|
Слайд 8 с надписью: «Составной союз».
Учитель. Теперь охарактеризуем составные союзы.
Ученик. Составной союз находится в придаточной части, он не является членом предложения.
Ответ ученика высвечивается на экране.
Слайд 8.
Составной союз
Примеры составных союзов: потому что, так что, так как, оттого что и др. |
Слайд 9 с надписью: «Двойной союз».
Учитель. Что такое двойной союз?
Ученик. Компоненты двойного союза находятся в разных частях сложноподчинённого предложения: 1-ый компонент - в придаточном предложении, 2-ой компонент - в главном предложении.
Ответ ученика высвечивается на экране.
Слайд 9
Двойной союз
|
Учитель. Обобщим сказанное при помощи таблицы. Слайд 10
На нём высвечен только левый столбик, правый ученики заполняют самостоятельно («Лист опроса»)
ответ | отметка о правильности выполнения | |
Средства связи, которые могут быть в главной части сложноподчинённого предложения | ||
Средства связи в придаточной части сложноподчинённого предложения | ||
Типы союзов по строению в придаточной части | ||
Употребление двойных союзов: - 1-ый компонент - 2-ой компонент |
На эту самостоятельную работу отводится 1 минута. По истечении времени один ученик комментирует ответы, остальные ученики правильность своих ответов оценивают самостоятельно, сверяя их с записями правого столбца таблицы Слайд 10 , делая пометки «+» или «-» в третьем столбце.
Средства связи, которые могут быть в главной части сложноподчинённого предложения | Указательные слова |
Средства связи в придаточной части сложноподчинённого предложения | Подчинительные союзы, союзные слова |
Типы союзов по строению в придаточной части | Простые и составные союзы |
Употребление двойных союзов: - 1-ый компонент - 2-ой компонент | в придаточной части в главной части |
Учитель. Сейчас проверим домашнее задание. (Упр.75)
Прочитать сложноподчинённые предложения с указательными словами в главной части.
Ученики.
1. Мой Езерский происходил от тех вождей, чей в древни веки парус дерзкий поработил брега морей.
2. Это была та пучина, куда ему страшно было заглянуть.
5. А минут через десять стало так темно, что уж не было видно ни звёзд, ни полумесяца.
Учитель. Прочитать сложноподчинённые предложения с составными союзами.
Ученик.
7. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
Учитель. Привести примеры сложноподчинённых предложений с двойными союзами.
Ученики.
4. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
6 Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.
Учитель. Какие виды орфограмм встретились вам в этом упражнении?
Ученики. (Один ученик называет вид орфограммы, другой приводит пример.)
- Правописание приставок на з-с: происходил
- Правописание проверяемой безударной гласной в корне: вождей, поработил, заглянуть, представлялась, целиком, издавали,
- Правописание проверяемой согласной: дерзкий,
- Правописание непроизносимой согласной в корне: перечувствовали
- Правописание непроверяемой безударной гласной в корне: выражено, выражение
- Правописание не-ни со словами: ни звёзд, ни полумесяца
- Ться, тся в глаголах: относится,
Учитель. Отступаем от домашней работы две строчки и записываем число.
II. Введение в тему.
Учитель. А теперь внимание на слайд.
Слайд 11
В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами обозначавшими принадлежность книги её владельцу. |
Учитель. Расставить недостающие знаки препинания, объяснить их постановку.
Ученик. Выделяем запятыми обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Причастный оборот обособляется, так как стоит после определяемого существительного.
В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами, обозначавшими принадлежность книги её владельцу. |
Учитель. Подумайте: предложения с причастным оборотом преимущественно употребляются в разговорной или в книжной речи?
Ученик. Предложения с причастным оборотом употребляется преимущественно в книжной речи.
Учитель. А в разговорной речи какую конструкцию употребить уместнее?
Ученик. В разговорной речи уместнее употребить сложноподчинённое предложение.
Учитель. Перестройте это предложение в сложноподчинённое. Что для этого нужно сделать?
Ученик. Нужно заменить причастный оборот придаточным предложением.
Учитель. Отступите от записи «Классная работа» две строчки и запишите предложение в изменённом виде.
На Слайде 11 высвечивается переделанное предложение.
В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами, которые обозначали принадлежность книги её владельцу.
Учитель. Охарактеризуйте это предложение и составьте его схему.
Слайд 12
В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами, которые обозначали принадлежность книги её владельцу. |
Ученик (с места даёт характеристику предложения). В предложении две грамматические основы: любители заказывали ( сказуемое простое глагольное) и которые обозначали ( сказуемое простое глагольное). На первом месте стоит главное предложение, его мы обозначает квадратными скобками, придаточное - на втором, его мы обозначаем круглыми скобками. Поясняемый компонент в главном предложении – имя существительное. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзного слова которые. Придаточное предложение отвечает на вопрос какими?
какими?
[ …сущ. ] , (с.слово которые…)
Учитель. Можем ли мы сейчас определить, о каких сложноподчинённых предложениях сегодня пойдёт речь?
Ученик. Речь пойдёт о сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Учащиеся записывают тему урока.
Слайд 13
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. |
Учитель. На основании чего вы прищли к такому выводу?
Ученик. Вид придаточного предложения определяется по вопросу. Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов. На вопросы какой? какая? какие? какое? отвечает определение, значит перед нами сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
III. Постановка целей урока.
Слайд 14.
Учитель. Обратимся вновь к ключевым словам, рассмотренным в начале урока.
Как вы думаете, на какие из них нужно обратить внимание, чтобы раскрыть особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
Ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение»
|
Ученики называют ключевые слова, которые, по их мнению, помогут охарактеризовать сложноподчинённые предложения с придаточными определительными:
- Подчинительные союзы и союзные слова
( при помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному)
- Поясняемый компонент
( какую часть речи поясняет придаточное предложение)
- Указательные слова в главной части
(употребляется ли определяемое слово с указательным словом)
- Главная и придаточная части
( место придаточного предложения по отношению к главному)
Учитель. Сейчас нам с вами предстоит провести наблюдение, в ходе которого мы должны дать полную характеристику сложноподчинённым предложениям с придаточными определительными и заполнить таблицу.
Слайд 15
Вопрос | Средства связи | Поясняемый компонент | Место придаточного предложения |
IV. Введение новых знаний.
Учитель. Рассмотрим предложение, которое мы записали.
На слайде высвечивается записанное предложение.
Учитель. Какие колонки таблицы мы уже можем заполнить? Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу (можно работать в парах). Заполненная таблица сверяется ими по слайду.
Слайд 15 (продолжение)
Вопрос | Средства связи | Поясняемый компонент | Место придаточного предложения |
какой? какая? какое? какие? | Союзные слова: который, | Имя существительное | После главного предложения |
Слайд 16
Учитель. Рассмотрим записанные на слайде предложения и проведём наблюдения дальше. В ходе этой работы вы должны попутно заполнять таблицу новыми данными, допускается работа в парах.
- И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.
- Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.
- В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.
- Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.
- Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли.
- У него был такой голос, какого я не слышал никогда.
- Хозяин дома радушно встречал родных, которые приезжали один за другим.
Учитель. Докажем, что все эти предложения сложноподчинённые с придаточными определительными.
Ученики.
Читают предложения одно за другим, задавая вопросы от поясняемого компонента:
- в глубину какую?
- дом какой?
- в дни какие?
- в сторону какую?
- деревья какие?
- голос какой?
- родных каких?
Учитель. Определим средства связи.
Ученики. Доказывают, что средства связи во всех предложениях – союзные слова
( называют союзные слова и заменяют их именами существительными:
- в глубине ветер качает и гонит волну;
- в дом мы въехали;
- в дни над сонным морем стоит духота и тишина;
- со стороны раздался крик;
- деревья мы посадили тогда возле школы;
- голоса я не слышал никогда;
- родные приезжали один за другим.)
Учитель. Подсказка: все эти союзные слова (относительные местоимения и наречия) можно заменить местоимением который.
Учитель. Назовите поясняемый компонент во всех предложениях.
Ученик. Поясняемый компонент – почти во всех предложения - имя существительное. В последнем предложении в роли существительного выступает прилагательное. В некоторых случаях поясняемое слово может употребляться с указательным словом.
Учитель. Назовите место придаточного предложения.
Ученик. Придаточное предложение может стоять после главного предложения, в середине главного предложения.
в какую?
1. [ … сущ.], (с.сл. где ).
какой?
2. [ … сущ.], (с.сл. куда ).
в какие?
3. [ … сущ. ,(с.сл. когда), … ]
в какую?
4. [ … указат. слово + сущ.], (с.сл. откуда ).
какие?
5. [ … сущ.], (с.сл. что ).
какой?
6. [ … сущ.], (с.сл. какого ).
каких?
9. [ …сущ. ] , (с.слово которые…)
Слайд 17
|
Учитель. Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.
Ученики. Придаточная часть должна стоять только после слова, к которому она относится. ( Ученики переделывают предложения, читая их со знаками препинания). На экране появляются правильно записанные предложения.
Слайд 17
|
Учитель. Теперь продолжите заполнение таблицы. (Эту работу учащиеся выполняют самостоятельно, можно в парах). Результат работы проверяется по слайду.
Слайд 18
Вопрос | Средства связи | Поясняемый компонент | Место придаточного предложения |
какой? какая? какое? какие? | Союзные слова: кто, что, какой, который, чей, когда, где, куда, откуда и др. | Имя существительное или другое слово, употреблённое в значении существительного. Поясняемое (определяемое) слово может иметь при себе указательные слова такой, тот и др. | После главного предложения, в середине главного предложения, но обязательно после определяемого слова. |
Учитель. Дайте характеристику сложноподчинённым предложения с придаточным определительным.
Ученик. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзных слов: кто, что, какой, который, чей, когда, где, куда, откуда и др. Придаточное предложение поясняет имя существительное или другое слово, употреблённое в значении существительного. Поясняемое (определяемое) слово может иметь при себе указательные слова: такой, тот и др. Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения, но обязательно после определяемого слова.
Учитель. Теперь откройте учебники на странице 56 и прочитайте текст в рамке. Какая информация не была нами рассмотрена?
Ученик. Мы не рассматривали предложение, в котором союзное слово который может стоять не в самом начале придаточной части.
Слайд 19
|
Учитель. Запишем ключевые слова урока. Слайд 20с надписью: «Ключевые слова темы».
Ученики называют ключевые слова с помощью учителя: вопросы определения, определяемое существительное, средства связи - союзные слова, расположение придаточной части.
Слайд 20
Ключевые слова темы:
|
V. Развитие умений.
Учитель. Теперь проверим ваше умение находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Слайд 21
|
Учитель. Нужно прочитать предложения и указать номера предложений с придаточными определительными.
Ученики самостоятельно выполняют задание. Ответ проверяется. Ответ: 1, 4, 5, 6, 10
Учитель. Сейчас проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Упр. 83
Подведение итогов урока. Слайд 22
Учитель. Давайте вместе определим, какими учебными навыками вы должны владеть?
Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно | Не могу справиться | |
Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными | ||||
Отличать подчинительные союзы от союзных слов | ||||
Составлять схемы сложноподчинённых предложений | ||||
Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях |
Домашнее задание: Упр. 83 закончить, учить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение » Главная и придаточная части. Подчинительные союзы и союзные слова. Приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Поясняемый компонент. Указательные слова в главной части. Составные союзы в придаточной части. Двойные союзы .
Главная и придаточная части Главная часть в сложноподчинённом предложении - это та часть, от которой задаётся вопрос; придаточная часть в сложноподчинённом предложении - это та часть, к которой задаётся вопрос; ещё одним указателем придаточной части сложноподчинённого предложения являются находящиеся в ней союзные слова и подчинительные союзы.
Подчинительные союзы и союзные слова Средства связи частей сложноподчинённого предложения
Приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов Подчинительные союзы Союзные слова 1 . Являются словами служебной части речи. 1. Являются словами самостоятельных частей речи(относительными местоимениями и наречиями). 2. Могут быть заменены другими подчинительными союзами. 2. Могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи. 3. Не являются членами предложения, в некоторых случаях могут быть опущены. 3. Являются членами предложения, не могут быть опущены. 4. Не могут иметь на себе логическое ударение. 4. Могут иметь на себе логическое ударение.
Поясняемый компонент Смысловой отрезок (слово или словосочетание), к которому относится придаточная часть
Указательные слова Находятся в главной части. Являются членами предложения. Усиливают или подчёркивают какую-то мысль.
Составной союз Находится в придаточной части, не является членом предложения . Примеры составных союзов: потому что, так что, так как, оттого что и др.
Двойной союз Компоненты двойного союза находятся в разных частях сложноподчинённого предложения: 1-й компонент - в придаточной части, 2-ой компонент - в главной части. Примеры двойных союзов: чем…тем , если…то, когда…то, так как…то, хотя…но и др.
Средства связи, которые могут быть в главной части сложноподчинённого предложения Указательные слова Средства связи в придаточной части сложноподчинённого предложения Подчинительные союзы, союзные слова Типы союзов по строению в придаточной части Простые и составные союзы Употребление двойных союзов: - 1-ый компонент - 2-ой компонент в придаточной части в главной части
В старину любители книг заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами обозначавшими принадлежность книги её владельцу. В старину любители книг заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами которые обозначали принадлежность книги её владельцу. , ,
В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами, которые обозначали принадлежность книги её владельцу. какими? … сущ , с. слово которые ….
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Ключевые слова темы «Сложноподчинённое предложение» Подчинительные союзы и союзные слова. Приёмы разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Поясняемый компонент. Указательные слова в главной части. Главная и придаточная части. Составные союзы в придаточной части. Двойные союзы.
Вопрос Средства связи Поясняемый компонент Место придаточного предложения какой? какая? какое? какие? Союзные слова: который, имя существительное после главного предложения В старину любители книги заказывали небольшие листики с рисунками – экслибрисами, которые обозначали принадлежность книги её владельцу.
И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века. В дни, когда над сонным морем стоит духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик. Деревья, что мы посадили тогда возле школы, уже выросли. У него был такой голос, какого я не слышал никогда. Хозяин дома радушно встречал родных, которые приезжали один за другим.
Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды, мы искали каждый вечер, Компьютерная программа помогла мне разработать проект намного быстрее, которую я установил. Компьютерная программа, которую я установил, помогла мне разработать проект намного быстрее. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно. Мобильная связь , которая распространена повсеместно, позволяет значительно увеличить темп жизни
Вопрос Средства связи Поясняемый компонент Место придаточного какой? какая? какое? какие? Союзные слова: который , кто, что, какой, чей, когда, где, куда, откуда и др. Имя существительное или другое слово, употреблённое в значении существительного. Поясняемое (определяемое) слово может иметь при себе указательные слова такой, тот и др. После главного предложения, в середине главного предложения, но обязательно после определяемого слова.
Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей.
Ключевые слова темы вопросы определения; определяемое слово - имя существительное; средства связи - союзные слова; расположение придаточной части
Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что был при въезде. Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. Не знаю, где я нежности училась. Верстах в трёх от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок , есть скала, называемая Кольцом. Надо мною расстилалось голубое небо, по которому плыло и таяло сверкающее облако. В бурливой котловине, куда сливаются воды, живописно разбросаны громадные валуны. Я не знал, куда деваться. Только туда, где полукруглая часть окна была не зашторена, глядело тёмное небо. Слышно было, как ворчала река. В доме, куда мы попали совершенно случайно, нас встретили очень радушно. Ответы: 1, 4, 5,6, 10
Самодиагностика Очень уверенно Уверенно Неуверенно Не могу справиться Находить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Отличать подчинительные союзы от союзных слов Составлять схемы сложноподчинённых предложений Расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"
Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....
Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным
В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс под ред. Бархударова С.Г и др...
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала
Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"
Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...