"Особенности публицистического стиля".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Григорович Ирина Валентиновна

Урок разработан по учебнику для 10 класса  Образовательной системы «Школа 2100» «Русский язык» 10 класс, профильный уровень  / Под науч. ред. А.А.Леонтьева. – М.: Баласс, 2010. (Серия «Свободный ум»). Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.., Баранова Е.С., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.  На уроке реализован системно-деятельностныйый подход. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_publitsisticheskogo_stilya.doc104 КБ
Файл prezentatsiya.pptx246.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Особенности публицистический стиль речи. (Урок в 10 классе.)

Цели урока:

- повторить сведения об изученных ранее стилях речи;

- систематизировать и обобщить знания о публицистическом стиле;

- узнавать высказывания публицистического стиля;

- совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля;

- создание условий для воспитания уважительного и бережного отношения к родному языку.

I. Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на высказывание, находящееся на слайде.

(Слайд 2)

Если угодно, язык – это океан.

Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.

Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба,

древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи.

В.Солоухин 

Принадлежат они известному писателю Владимиру Солоухину. 

(Слайд 2, клик мышкой)

Каждый человек, в среднем, использует приблизительно одинаковый диапазон лексики. Но как по-разному мы говорим? Важно не только то, какими словами мы говорим, но и в какую форму облекаем мы нашу речь – в форму грязной лужи или в форму прекрасного сосуда. Именно с «формой» можно сравнить понятие «СТИЛЬ РЕЧИ».

I. Актуализация.

Учитель. Проведём небольшой опрос. На слайде  (Слайд 3) даны краткие характеристики функциональных стилей речи. Определите по ним, о каком стиле речи говорится.

Ученики:

• непринуждённость, простота (разговорный); 
• официальность, точность, стандартность(официально – деловой); 
• отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный); 
• образность (художественный); 
• призывность, злободневность тематики, логичность, образность (публицистический).

Учитель. Охарактеризуем каждый стиль речи  более подробно по следующим составляющим:  (Слайд 4) основная задача, сфера применения, характерные черты, языковые средства. Начнём характеристику (Слайд 4, клик мышкой) с  разговорного стиля.

Ученики.

Разговорный стиль.

основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

общение

беседа, дружеская переписка

эмоциональность, конкретность, непринуждённость

разговорная лексика, фразеологизмы, обращения, вводные слова, диалоги, неполные предложения

Научный стиль.

основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

сообщение, передача научной информации

учебные занятия, учебная, научная и научно-популярная литература

точность, логичность, лаконичность, объективность, систематичность

слова в прямом значении, термины, вводные слова, сложные синтаксические конструкции, иллюстрирование примерами, фактими

Официально-деловой стиль.

основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

сообщение, передача деловой информации, сведений

документы, деловые бумаги

чёткость, заданность форм и конструкций

языковые клише, штампы, глаголы в повелительном наклонении, односоставные предложения

Стиль художественной литературы.

основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

воздействие на читателей

фольклор, художественная литература

образность, субъективность, эмоциональность, индивидуальность

разнообразная лексика, средства художественной выразительности, многообразие синтаксических конструкций

Публицистический стиль.        

основная задача

сфера применения

характерные черты

языковые средства

воздействие на читателей, слушателей

средства массовой информации, официальные встречи

экспрессивность, оценочность, информативность

совмещение книжной и разговорной лексики, экспрессивно-оценочные слова, выражения, неосложнённые синтаксические конструкции, элементы риторики

III. Введение в тему. Постановка цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать публицистический стиль речи и будем работать над особенностями этого стиля. (Слайд 9) Ученики записывают в тетрадях число, вид работы, тему урока.

Слово  (Слайд 10)  публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Учитель

Ученик

Зачем нам  необходимо знать  особенности публицистического стиля?

Особенности публицистического стиля необходимо знать для того, чтобы уметь распознавать тексты  данного стиля.

А зачем нам нужно это умение?

Это умение нам нужно для создания собственных полноценных тестов и для составления удачных выступлений в будущем.

Учитель. Попробуйте сформулировать цель урока.

Ученик. Цель урока - обобщить  и углубить знания  по теме «Публицистический  стиль речи». (Слайд 11)

       

IV. Углубление изученного. Введение новых знаний.

Учитель.  Обратите внимание на слайд.  (Слайд 12) На нём - слова с пропуском  выделенных букв. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

     Деструктивный, парламент, аплодисменты, цивилизация, консенсус, полемизировать, дискуссия, оппонент, оратор, мировоззрение, прогресс, симпатия,  коммуникативный, публицистика.

Учитель.  Выполните взаимопроверку. (Слайд 13)  (На экране словарный диктант без пропусков букв. Результаты взаимопроверки с количеством допущенных ошибок сдаются учителю.)

Учитель.  Сейчас проведём работу над лексическим значением незнакомых слов (Слайд 14)  (проверка индивидуальной домашней работы).

    Консенсус – принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия.

    Деструктивный – разрушительный, неплодотворный.

    Коммуникативный – относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом.

    Парламент – высшее государственное законодательное представительное собрание.

    Оппонент – лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте.

    Мировоззрение – система взглядов на природу и общество.

    Публицистика – литература по общественно-политическим вопросам современности.

    Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

 Задания.

1.

Учитель

Ученик

Какому стилю речи принадлежат слова из словарного диктанта?

Слова из словарного диктанта принадлежат публицистическому стилю.

Подберите однокоренные слова к слову публицистика

Публика, публикация, публиковать, публицист, публицистичный, публицистический, публичный.

Какой во всех этих словах корень?

Во всех словах корень – публи –  

2.

Учитель. Ещё раз  (Слайд 15)   обратим внимание на сферу использования публицистического стиля и на задачи, которые выполняет публицистический стиль.

(Слайд 15, клик мышкой)

Сфера использования публицистического стиля.

Общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления.

(Слайд 15, клик мышкой)

Задачи  публицистического стиля.

Информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям.

Итак, пишущий или выступающий должен уметь (Слайд 15, клик мышкой) «убедить», (Слайд 15, клик мышкой) «внушить», (Слайд 15, клик мышкой) «побудить». Очень важно, чтобы речь выступающего или пишущего была правильной.  Дома из материала для наблюдения вы должны были найти ответы на 2 вопроса: Что значит говорить литературно? Какие опасности подстерегают оратора? Зачитайте ваши ответы.

Ученики.

- Говорить литературно – значит соблюдать законы письменной и устной речи.

- Опасности, которые подстерегают оратора, – это книжность и разговорность. Сильная книжность сушит речь, а разговорность может опустить её до бытового уровня. Поэтому оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи.

3.

- Стр. 199-200. Вслух читается текст.

Учитель

Ученик

Почему Треухова никто не слушал?

Почему он был неинтересен публике?

Треухова никто не слушать, так как он не смог привлечь внимание слушателей.

4.

- Стр. 200-201 Учащиеся читают текст просмотровым чтением. Опираясь на него, отвечают на вопрос: какие приёмы привлечения внимания слушателей использовал француз?

Ученик. Француз в своей речи использовал следующие приёмы привлечения внимания слушателей: простоту, доступность изложения, лаконичность, стилистически окрашенные средства (метафоры с оценочным значением)

5.

Учитель

Ученик

В тексте найдите ответ на вопрос: чему посвящена публицистика?

публицистика посвящена «злобе дня»

Что значит «злоба дня»?

Злоба дня – это те вопросы, которые волнуют людей?

Как иначе можно назвать эти «злободневные вопросы»?

Эти злободневные вопросы можно назвать проблемами.

Можете вы назвать проблемы, рассматриваемые в публицистике?

Проблемы развития и сохранения русского языка, влияния человека на природу, свободы личности, отношения человека к окружающей среде.

 Учитель. Вывод. Итак, (Слайд 16) публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.

V. Развития учебно-языковых  и речевых умений

(Слайд 17)

На экране  мини-тексты. Читает (эмоционально!) подготовленный ученик.

1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря,  они очень плохие.                                             

(Слайд 17, клик мышкой)

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.                                                 

(Слайд 17, клик мышкой)

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.               

(Слайд 17, клик мышкой)

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.             

       

Учитель

Ученик

Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами.  Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать. Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями?

Предполагаемые ответы. 

- Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие; есть в наше время нормальная молодежь, которая стремится к чему-то хорошему.

- Я не согласен. Это слова людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего.

- Я не согласен. Это слова пессимистов, видящих все в черном цвете и пытающихся навязать свое черное мнение.

Какой стиль вы использовали, высказывая свое мнение?

Высказывая своё мнение, мы использовании публицистический стиль, т.к. нам необходимо было выразить

свое мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям).

Какова тема всех высказываний?

Тема всех высказываний - молодежь

Какова основная мысль?

Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая, ужасная; не сумеет продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру.

Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?

Какие-то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью, не знают, какая она на самом деле).

 

Учитель. Кто же действительно автор каждого из этих 4-х высказываний? Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что…    

первое изречение принадлежит (Слайд 17, клик мышкой) Сократу (470-399гг до нашей эры); 

второе – (Слайд 17, клик мышкой) Гесиоду (720год до нашей эры);

третье - египетскому жрецу (2000лет до нашей эры);

четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет.

Учитель

Ученик

Как вы думаете, какую цель преследовал выступавший в парламенте?

Выступающий преследовал цель показать, что и в давние времена, и в сегодняшние старшее поколение оценивало молодежь одинаково, тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодежи» не нова.

Какая проблема была поднята выступавшим?

Выступавшим была поднята проблема взаимоотношения отцов и детей).

По вашему мнению, добился ли выступивший цели?

         (Да. Слушатели наверняка задумались. Это было эффектно.)

Какое средство сделало выступление успешным?

  Успешным выступление сделало цитирование, использование высказываний известных людей.)

Учитель. Вывод: цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию.

Учитель

Ученик

К какому стилю принадлежат все высказывания?

Высказывания принадлежат к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность).

Учитель. Вывод: Публицистический стиль возник очень давно. Необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла как только человек научился говорить.

Работа над языковыми средствами.

Какие же языковые средства, использованы авторами в этих небольших но глубоких высказываниях?

- Экспрессивная лексика: дурно воспитана, молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Молодые люди злокозненны, нерадивы.

   (Она создает эмоциональный фон).

- вводное слово «видимо» указывает на субъективность мнения,

- метафора  «молодежь растлена до глубины души» используется с целью выражения своего негативного отношения к молодежи;

- устойчивые словосочетания: бразды правления, критическая стадия.

- градация «молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна, любит роскошь, дурно воспитана, насмехается над начальством, и нисколько не уважает стариков» используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты, присущие молодежи, заострить на них внимание, показать ужас ситуации.

В ходе анализа текстов учащиеся заполняют шаблон.

Я считаю, что этот текст публицистического стиля.

Задача автора – воздействовать на _______________________________________________,

убедить нас в _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,обратить внимание читателя на проблему _________________________________________

_____________________________________________________________________________,

Тексту присущи такие черты стиля, как _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

С этой целью в тексте используются:

такие лексические средства, как _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

такие выразительные средства, как ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________,

такие синтаксические особенности, как ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

VI. Подведение итогов. (Слайд)

Учитель. Давайте вместе определим, какими учебными навыками вы должны владеть?

Очень уверенно

Уверенно

Неуверенно

Не могу справиться

Отличать тексты публицистического стиля от текстов, принадлежащих другим функциональным стилям

Находить черты стиля и определять их функцию

Находить средства выразительности и определять их функцию

Находить синтаксические особенности и определять их функцию.

Самостоятельная работа

Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля.

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после  татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» –  говорили про удачливого.
«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае –  пятьсот, но, скорее всего, меньше.

М.Ганина

Домашнее задание. Охарактеризовать текст публицистического стиля по алгоритму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности публицистического стиля МБОУ «Школа №38» Ново-Савиновского района г. Казани. Учитель – Григорович И.В.

Слайд 2

Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи. В.Солоухин

Слайд 3

Непринуждённость, простота Официальность, точность, стандартность Отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность Образность Призывность , злободневность тематики, логичность, образность Функциональные стили разговорный публицистический научный художественный официально-деловой

Слайд 4

Разговорный Основные задачи Сфера применения Характерные черты Языковые средства Общение Беседа, дружеская переписка Эмоциональность, конкретность, непринуждённость Разговорная лексика, фразео-логизмы , обращения, вводные слова

Слайд 5

Научный Основные задачи Сфера применения Характерные черты Языковые средства Сообщение , передача научной информации Учебные занятия, учебная, научная и научно-популярная литература Точность, логичность, лаконичность, объективность, систематичность Слова в прямом значении, термины, вводные слова, сложные синтаксические конструкции

Слайд 6

Официально-деловой Основные задачи Сфера применения Характерные черты Языковые средства Сообщение, передача деловой информации, сведений Документы, деловые бумаги Чёткость, заданность форм и конструкций Языковые клише, штампы, глаголы в повелительном наклонении, односоставные предложения

Слайд 7

Стиль художественной литературы Основные задачи Сфера применения Характерные черты Языковые средства Воздействие на читателей Фольклор, художествен-ная литература Образность, субъективность, эмоциональность, индивидуальность Разнообразная лексика, средства художественной выразительности, многообразие синтаксических конструкций

Слайд 8

Публицистический Основные задачи Сфера применения Характерные черты Языковые средства Воздействие на читателей, слушателей Средства массовой информации, официальные встречи Экспрессивность, оценочность , информативность Совмещение книжной и разговорной лексики, экспрессивно-оценочные слова, выражения, неосложнённые синтаксические конструкции, элементы риторики

Слайд 9

Особенности публицистического стиля

Слайд 10

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus , что значит «общественный, государственный».

Слайд 11

Задача: Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»

Слайд 12

Д...структивный , п...рламент , …плод… сменты , ц …в…л… зация , к… нсенсус , пол…м… зировать , д… ску ( с,сс ) ия , о( п,пп ) онент , … ратор , мирово ( з,зз ) рение , пр… гре ( с,сс ), с… мпатия , ко( м,мм ) уникативный , публ … ц … стика

Слайд 13

д Е структивный , п А рламент , А плод И сменты , ц И в И л И зация , к О нсенсус , пол Е м И зировать , д И ску СС ия , о ПП онент , О ратор, мирово ЗЗ рение , пр О гре СС , с И мпатия , ко ММ уникативный , публ И ц И стика

Слайд 14

консенсус деструктивный коммуникативный парламент оппонент мировоззрение публицистика экспрессия принятие решения по спорным вопросам на основе общего согласия разрушительный, неплодотворный относящийся к коммуникации (общению) людей друг с другом высшее государственное законодательное представительное собрание лицо, выступающее с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте система взглядов на природу и общество литература по общественно-политическим вопросам современности выражение чувств, переживаний, выразительность

Слайд 15

Сфера использования публицистического стиля Общественно – экономические, политические, культурные отношения или средства массовой информации, публичные выступления. Задачи публицистического стиля. Информировать, одновременно воздействуя на читателя, слушателя, убеждать его в чем-то, внушать ему определенные идеи, взгляды, побуждать его к определенным поступкам, действиям.

Слайд 16

Публицистика во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским т.д.

Слайд 17

Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. Сократ (470 г. до н.э) Гесиод 720 г. до н.э)

Слайд 18

Черты стиля Лексика Выразительные средства Синтаксические особенности Экспрессивность, оценочность , информативность, страстность, призывность , убедительность, эмоциональность, лаконичность при информационной насыщенности, общедоступность Общественно-политическая , нейтральная, экспрессивная лексика, разговорные и просторечные фразеологизмы и лексика и т.п. Стилистически окрашенные средства, метафоры с оценочным значением и т.д. Экспрессивный синтаксис, простые (полные, неполные) предложения чередуются с тяжёлыми сложноподчинёнными, короткие предложения, риторические вопросы, обращения, цитирование

Слайд 19

Очень уверенно Уверенно Неуверенно Не могу справиться Отличать тексты публицистического стиля от текстов, принадлежащих другим функциональным стилям Находить черты стиля и определять их функцию Находить средства выразительности и определять их функцию Находить синтаксические особенности и определять их функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  ...

"Особенности публицистического стиля"

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. По теме "Особенности публицистического стиля"...

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Особенности публицистического стиля

План.I. Проверка Домашнего задания     1.Рассказ об особенностях публицистического стиля.     2.Признаки публицистического стиля по домашнему упражнению.I...

урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"

урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Особенности публицистического стиля речи

Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...