"Особенности публицистического стиля"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (11 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. По теме "Особенности публицистического стиля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_tema_osobennosti_publicisticheskogo_stilya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 422
Кронштадтского района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
урока по русскому языку в 11-ом классе.
Тема: «Особенности публицистического стиля»
Учитель русского языка и литературы
Шубунова Валентина Ивановна.
Кронштадт
2005 г.
Тема урока: Особенности публицистического стиля
Цели урока.
1. Учебная: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепление навыков правописания.
2. Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся.
3. Воспитательная: развитие культуры речи.
Ход урока.
I. Повторение и углубление изученного материала.
Словарный диктант
(В качестве словарного диктанта можно использовать упр. 386, добавив в него слово публицистика.)
Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, деструктивный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм; водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика.
Задание.
-Определите к какой части речи относятся записанные слова.
- Объясните значение слов: коммюнике, транснациональный, девальвация, консолидация, публицистика.
Коммюнике – официальное сообщение о переговорах между государствами.
Транснациональный – выходящий за пределы одного государства, одной нации.
Девальвация – понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте.
Консолидация – упрочение, укрепление чего-либо.
Публицистика – род произведений, посвященный актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.
- Подберите однокоренные слова к слову публицистика. (Публицист, публицистический.)
- Составьте словосочетание со словом публицистический. (публицистический стиль.)
- Вспомните, какие стили речи вы знаете?
Составляется обобщающая схема «Стили речи».
Разговорный | Книжный |
Научный | Художественный | Официально-деловой | Публици-стический |
- Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?
II. Обобщение знаний по теме «Публицистический стиль речи».
Работа с учебником. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями учебника, выделяя основные особенности публицистического стиля речи.
Основные особенности публицистического стиля речи:
- Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Задачи речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
- Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
- Языковые средства:
а) общественно-политическая лексика;
б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
в) побудительные и вопросительные предложения;
г) риторические вопросы;
д) распространенные обращения;
е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Работа по учебнику. Упр. 385 (I).
Задание.
- Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.
- Какие языковые средства, используемые в данном тексте, сближают его с научными и художественными текстами?
Материал для учителя
Данный текст – это обращение к публике (к судьям и заседателям) в форме устного монолога. В тексте ярко выражена авторская позиция и индивидуальность манеры высказывания;
использованы высокие слова (господа, проникнуты, в строго беспристрастном и особо внимательном отношении), восклицания (господа присяжные заседатели!), повторы (дела, свидетельские показания). Автор в своем обращении прибегает к использованию морально-этической лексики (искренность, правдивость, совесть, правда, истина). В выступлении использованы несложные синтаксические конструкции. Текст отличается логичностью, последовательностью, призывностью.
Данный текст близок к научному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: термины (дело, показания); логическая последовательность; выступление построено как научное рассуждение.
Данный текст близок к художественному стилю речи, так как в выступлении использованы языковые средства, характерные для этого стиля: фразеологические обороты (здравый смысл, дела проникнуты правдивостью).
IV. Закрепление знаний и проверка упражнения.
Самостоятельная работа. Упр. 392.
Задание.
- Прочитайте текст. Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте их примерами.
- Дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.
Это текст публицистического стиля, то есть представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о котором он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика (очищение души, естественность чувства, самоуверенный, нового Христа-Спасителя, гений). В соответствии с основной целью данного текста в нем употребляются морально-этические слова и выражения (счастье, ради человечества и его судеб, внутренняя движущая сила). Отрывок представляет собой статью, что так же является признаком публицистического стиля.
Толкование выделенных слов и словосочетаний.
Классическая литература – литература XIX века.
Внутренняя движущая сила – внутренний поиск.
Очищение души – избавление души от грехов, пороков и соблазнов.
Овеществлять счастье – искать счастье в чем-то реальном, в конкретных понятиях.
Гипербола – преувеличение.
Спаситель – тот, кто спас кого-либо или что либо.
Апокалипсический – разрушающий.
Гений – высшая творческая способность.
Священный орден прорицателей – условно: группа деятелей искусства, внесших наиболее значительный вклад в мировую культуру.
V. Подведение итогов урока
Учитель дает оценку выступлениям учащихся.
VI. Домашнее задание
Упражнение 408.
Конспект урока составлен по программе по русскому языку для 10 – 11 классов
средней школы под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.
Урок представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее ...
Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...
Особенности публицистического стиля
План.I. Проверка Домашнего задания 1.Рассказ об особенностях публицистического стиля. 2.Признаки публицистического стиля по домашнему упражнению.I...
урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"
урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Особенности публицистического стиля речи
Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...
Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....