Развитие коммуникативной компетентности в 8 классе в свете подготовки к ОГЭ
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Сочинение на лингвистическую тему является достаточно сложным заданием, так как требует от учащихся лингвистических знаний и коммуникативных умений. Именно поэтому от учителя и учащихся требуется целенаправленная подготовка на уроках русского языка. Учебник – лучший помощник учителя и учащихся в подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому необходимо продумать систему заданий на основе материала учебника. Это позволит избавить учащихся от поиска дополнительной информации. Надо научить учащихся находить лингвистическую информацию, отвечать на поставленные вопросы и строить текст рассуждения научного или публицистического стиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности в 8 классе в свете подготовки к ОГЭ

Сочинение на лингвистическую тему одно из предполагаемых заданий третьей части экзамена.

Сочинение на лингвистическую тему является достаточно сложным заданием, так как требует от учащихся лингвистических знаний и коммуникативных умений. Именно поэтому от учителя и учащихся требуется целенаправленная подготовка на уроках русского языка.

С чего начать подготовку над написанием лингвистического сочинения? Познакомимся с теми требованиями, которые предъявляются от ученика на экзамене.

  • Написать сочинение по словами М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.
  • Если работа представляет переписанный или пересказанный текст без каких-либо комментариев, то такой текст оценивается нулем баллов.  

Какая же система подготовки заложена в учебнике по русскому языку для 8 класса?

Сочинение лингвистического характера требует целый ряд общеучебных навыков и умений. Учащиеся в 5-7 классов уже писали сочинения лингвистического характера. Конечно, эти сочинения не полностью отвечают экзаменационным требованиям, но этого от них и не требуются. Учащиеся должны владеть лингвистической информацией, отвечать на поставленные вопросы и строить текст рассуждение научного или публицистического стиля.

В упр. 7 гл.1 предлагаются следующие задания:

  1. Вспомните, что вы уже знаете о заимствовании иноязычных слов. В какие исторические периоды, из каких языков, по каким причинам попадали в русский язык такие слова? Какой язык является основным источником заимствования на современном этапе развития русского языка? Объясните, какие объективные причины есть для этого?
  2. Многие люди высказывают опасения, что поток заимствований, хлынувший в современный русский язык, угрожает самому существования языка, засоряет его. Как вы считаете, есть ли основания так думать? Познакомьтесь с мнением известного лингвиста, автора «Толкового словаря иноязычных слов», и сравните его ответ на этот вопрос с вашим.
  3. Напишите вопросный план к тексту.
  4. Напишите сочинение на тему «Может ли язык обойтись без заимствований?»  

В упр. 54 гл. 1 предлагается работа, связанная с лингвистикой. «Послушайте текст, определите его тему. Вспомните содержание этого параграфа и подумайте, что вы можете добавить, чтобы раскрыть тему и дополнить её. Сформулируйте самостоятельно тему устного доклада на пять минут, составьте развёрнутый план и подготовьтесь к выступлению на уроке».  

Ученик должен пользоваться знаниями по лингвистике, полученными в процессе изучения русского языка. В своих сочинениях учащиеся должна научиться оперировать лингвистическими понятиями. Упр 63 гл.1направлено на изучение лингвистики: «Подготовьте доклад на тему «Роль второстепенных членов в предложении и способы их выражения». Самостоятельно подберите примеры. Составьте вопросный план своего доклада».

Уметь анализировать текст, выбирать из него примеры для своей аргументации также важно для написания лингвистического сочинения. В упр. 18 гл. 2   предлагается следующее задание: «Вспомните, какое предложение называются неполными. Найдите в тексте определенно-личные и неполные предложения, запишите их группами. Расскажите о главных признаках определенно-личных предложений и об их отличии от неполных предложений».

Некоторые упражнения соединяют в себе различные задания, направленные на совершенствование лингвистических знаний. В упр. 32 гл. 2 предлагаются задания различной сложности:

  1. Как различить обобщенно-личные и определенно-личные предложения? Могут ли односоставные предложения совпадать с неполными двусоставными? Познакомьтесь с рубрикой «Лингвистическая кладовая», изучите таблицу и ответьте на эти вопросы.
  2. Послушайте текст и, используя его в качестве образца, подготовьте устный доклад: расскажите о различии в значении изученных вами односоставных предложений и об их отличии от неполных двусоставных.

Предлагается учащимся и анализ высказывания. Так в упр. 129 гл.2 дается высказывание ученого: «Прочитайте высказывания известного филолога Александра Матвеевича Пешковского. Как вы думаете, о каком именно типе односоставных предложений здесь говорится? Подготовьте ответ в виде текста–рассуждения с аргументами и выводом, используя данное высказывание как тезис».

Таким образом учащийся формулирует тезис, дает определение лингвистическим терминам и приводит аргументы. Все это говорит о том, что перед учащимся можно ставить новую задачу – написание лингвистического сочинения, идентичного экзаменационному.  

Так после изучения 2 главы можно предложить учащимся выполнить следующее задание:

Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя XIX века М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во все полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».     

Лингвистическое сочинение оценивается по определенным критериям.

СК1

Наличие обоснованного ответа

Баллы

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок в понимании нет.

2

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,

или тезис не доказан,

или дано рассуждение вне контекста задания,

или тезис доказан на бытовом уровне.

0

Следующий критерий касается умения находить аргументы.

СК2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,

или привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или привел один примера-аргумента из текста, указав его роль в тексте.

Экзаменуемый привел один пример-аргумент из текста , не указав его роль в тексте.

Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или экзаменуемый привел пример-аргумент не  из прочитанного текста.

Следующий критерий касается самого умения написания сочинения.

СК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Баллы

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность текста не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

  • но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

Следующий критерий касается композиционной стройности сочинения.

СК4

Композиционная стройность работы

Баллы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена одна ошибка в построении текста.

1

В работе допущено две и более ошибок в построении текста.

0

Анализируя высказывания о русском языке, можно определить, что некоторые темы носит более общий, а некоторые темы частный характер.

Сочинения, в которых заложен более общий характер, рассматривается на частных случаях, представленных в тексте.  

  1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». 
    Лев Васильевич Успенский
  2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Лев Васильевич Успенский
  3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Константин Александрович Федин
  4. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  5. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
  6. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
  7. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров

Сочинения, которые затрагивают одну сторону лингвистики, могут быть даны после изучения одной темы, а могут быть даны после изучения целой главы.

  1. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
  2. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
  3. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
  4. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
  5.  «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
    Андрей Александрович Мирошниченко
  6. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». 
    Нина Сергеевна Валгина
  7. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова

Какие же параграфы целесообразно рассмотреть, при написании данных сочинений?

  1. §4 Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    Из учебника русского языка
  2. §5 Система частей речи.

«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

  1. §12 Выразительные средства лексики, фразеологии.

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков 

Конечно, не всегда у учителя есть время посвятить урок лингвистическому сочинению. Однако провести языковой анализ текста и указать значение лингвистического понятия вполне возможно. Так работа с параграфами «Вводные конструкции», «Знаки препинания при вставных конструкциях», «Средства связи в текстах разных функциональных разновидностях языка», «Употребление вводных конструкций в речи» позволят подготовить учащихся к сочинению о роли вводных слов в речи. Работа с параграфами «Обращения», «Знаки препинания при обращениях», «Употребление обращений в речи» позволит показать роль обращения в речи. Задания упр.118 гл.3 подведет итог этой работе: «Напишите сочинение-рассуждение на одну из лингвистических тем: «Обращение и их роль в языке»  или «Для чего нужны вводные слова?». Сформулируйте тезис, приведите несколько примеров из текста параграфа, сделайте вывод. В качестве средств связи предложений используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, таким образом».

Работа над значением пунктуационной речи может начинаться со знакомства со словами Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Затем выполнение упр. 93 гл.3 даст учащимся представление о роли знаков препинания и позволит им высказать свои мысли:

1. Напишите диктант на тему «Роль знаков препинания».

2. Добавьте к тексту один абзац: приведите пример, подтверждающий основную мысль  текста, и объясните роль знаков препинания в нем.

3. Укажите в тексте вводные конструкции и обращения, подчеркните однородные члены.

На примере этого текста можно показать особенности научного стиля, так как текст упражнения 145написан в публицистическом стиле. Упр. 145 гл.3 предполагает следующее задание: «Послушайте текст. Сформулируйте тему и основную мысль текста, выделите микротемы, составьте тезисный план. Определите, какие типы речи используются в тексте. Напишите сжатое изложение. Вам нужно передать в изложении содержание каждой микротемы и основную мысль текста в целом. Объем изложения – не мене 70 слов». В данном тексте значение знаков препинания передано публицистическим стилем.

Учебник – лучший помощник учителя и учащихся в подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому необходимо продумывать систему заданий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности учащихся 10-х классов на уроках английского языка

в статье речь идет об отработке аудирования. Даны образцы заданий...

Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики

Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

Цель работы: раскрыть основные направления  развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....

статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"

Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности »

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями,формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении...

"Современные методы и приемы развития коммуникативной компетентности учеников на уроках английского языка в 5-6 классах"

Как же привести учеников от простого пересказа к более-менее свободному общению на английском языке на уроках? В процессе подготовки и проведения уроков- представлений своих тем мы с ребятами пришли к...