Развитие коммуникативной компетентности в 8 классе в свете подготовки к ОГЭ
статья по русскому языку (8 класс) на тему
Сочинение на лингвистическую тему является достаточно сложным заданием, так как требует от учащихся лингвистических знаний и коммуникативных умений. Именно поэтому от учителя и учащихся требуется целенаправленная подготовка на уроках русского языка. Учебник – лучший помощник учителя и учащихся в подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому необходимо продумать систему заданий на основе материала учебника. Это позволит избавить учащихся от поиска дополнительной информации. Надо научить учащихся находить лингвистическую информацию, отвечать на поставленные вопросы и строить текст рассуждения научного или публицистического стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_rabota_v_8_klasse_v_svete_podgotovki_k_oge.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетентности в 8 классе в свете подготовки к ОГЭ
Сочинение на лингвистическую тему одно из предполагаемых заданий третьей части экзамена.
Сочинение на лингвистическую тему является достаточно сложным заданием, так как требует от учащихся лингвистических знаний и коммуникативных умений. Именно поэтому от учителя и учащихся требуется целенаправленная подготовка на уроках русского языка.
С чего начать подготовку над написанием лингвистического сочинения? Познакомимся с теми требованиями, которые предъявляются от ученика на экзамене.
|
Какая же система подготовки заложена в учебнике по русскому языку для 8 класса?
Сочинение лингвистического характера требует целый ряд общеучебных навыков и умений. Учащиеся в 5-7 классов уже писали сочинения лингвистического характера. Конечно, эти сочинения не полностью отвечают экзаменационным требованиям, но этого от них и не требуются. Учащиеся должны владеть лингвистической информацией, отвечать на поставленные вопросы и строить текст рассуждение научного или публицистического стиля.
В упр. 7 гл.1 предлагаются следующие задания:
- Вспомните, что вы уже знаете о заимствовании иноязычных слов. В какие исторические периоды, из каких языков, по каким причинам попадали в русский язык такие слова? Какой язык является основным источником заимствования на современном этапе развития русского языка? Объясните, какие объективные причины есть для этого?
- Многие люди высказывают опасения, что поток заимствований, хлынувший в современный русский язык, угрожает самому существования языка, засоряет его. Как вы считаете, есть ли основания так думать? Познакомьтесь с мнением известного лингвиста, автора «Толкового словаря иноязычных слов», и сравните его ответ на этот вопрос с вашим.
- Напишите вопросный план к тексту.
- Напишите сочинение на тему «Может ли язык обойтись без заимствований?»
В упр. 54 гл. 1 предлагается работа, связанная с лингвистикой. «Послушайте текст, определите его тему. Вспомните содержание этого параграфа и подумайте, что вы можете добавить, чтобы раскрыть тему и дополнить её. Сформулируйте самостоятельно тему устного доклада на пять минут, составьте развёрнутый план и подготовьтесь к выступлению на уроке».
Ученик должен пользоваться знаниями по лингвистике, полученными в процессе изучения русского языка. В своих сочинениях учащиеся должна научиться оперировать лингвистическими понятиями. Упр 63 гл.1направлено на изучение лингвистики: «Подготовьте доклад на тему «Роль второстепенных членов в предложении и способы их выражения». Самостоятельно подберите примеры. Составьте вопросный план своего доклада».
Уметь анализировать текст, выбирать из него примеры для своей аргументации также важно для написания лингвистического сочинения. В упр. 18 гл. 2 предлагается следующее задание: «Вспомните, какое предложение называются неполными. Найдите в тексте определенно-личные и неполные предложения, запишите их группами. Расскажите о главных признаках определенно-личных предложений и об их отличии от неполных предложений».
Некоторые упражнения соединяют в себе различные задания, направленные на совершенствование лингвистических знаний. В упр. 32 гл. 2 предлагаются задания различной сложности:
- Как различить обобщенно-личные и определенно-личные предложения? Могут ли односоставные предложения совпадать с неполными двусоставными? Познакомьтесь с рубрикой «Лингвистическая кладовая», изучите таблицу и ответьте на эти вопросы.
- Послушайте текст и, используя его в качестве образца, подготовьте устный доклад: расскажите о различии в значении изученных вами односоставных предложений и об их отличии от неполных двусоставных.
Предлагается учащимся и анализ высказывания. Так в упр. 129 гл.2 дается высказывание ученого: «Прочитайте высказывания известного филолога Александра Матвеевича Пешковского. Как вы думаете, о каком именно типе односоставных предложений здесь говорится? Подготовьте ответ в виде текста–рассуждения с аргументами и выводом, используя данное высказывание как тезис».
Таким образом учащийся формулирует тезис, дает определение лингвистическим терминам и приводит аргументы. Все это говорит о том, что перед учащимся можно ставить новую задачу – написание лингвистического сочинения, идентичного экзаменационному.
Так после изучения 2 главы можно предложить учащимся выполнить следующее задание:
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя XIX века М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во все полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Лингвистическое сочинение оценивается по определенным критериям.
СК1 | Наличие обоснованного ответа | Баллы |
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок в понимании нет. | 2 | |
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. | 1 | |
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне. | 0 |
Следующий критерий касается умения находить аргументы.
СК2 | Наличие примеров-аргументов | Баллы |
Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. | ||
Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привел один примера-аргумента из текста, указав его роль в тексте. | ||
Экзаменуемый привел один пример-аргумент из текста , не указав его роль в тексте. | ||
Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привел пример-аргумент не из прочитанного текста. |
Следующий критерий касается самого умения написания сочинения.
СК3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность текста не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Следующий критерий касается композиционной стройности сочинения.
СК4 | Композиционная стройность работы | Баллы |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена одна ошибка в построении текста. | 1 | |
В работе допущено две и более ошибок в построении текста. | 0 |
Анализируя высказывания о русском языке, можно определить, что некоторые темы носит более общий, а некоторые темы частный характер.
Сочинения, в которых заложен более общий характер, рассматривается на частных случаях, представленных в тексте.
- «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский - «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский - «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин - «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский - «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский - «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров
Сочинения, которые затрагивают одну сторону лингвистики, могут быть даны после изучения одной темы, а могут быть даны после изучения целой главы.
- «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня - «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский - «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова - «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова - «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко - «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина - «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова
Какие же параграфы целесообразно рассмотреть, при написании данных сочинений?
- §4 Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка - §5 Система частей речи.
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
- §12 Выразительные средства лексики, фразеологии.
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Конечно, не всегда у учителя есть время посвятить урок лингвистическому сочинению. Однако провести языковой анализ текста и указать значение лингвистического понятия вполне возможно. Так работа с параграфами «Вводные конструкции», «Знаки препинания при вставных конструкциях», «Средства связи в текстах разных функциональных разновидностях языка», «Употребление вводных конструкций в речи» позволят подготовить учащихся к сочинению о роли вводных слов в речи. Работа с параграфами «Обращения», «Знаки препинания при обращениях», «Употребление обращений в речи» позволит показать роль обращения в речи. Задания упр.118 гл.3 подведет итог этой работе: «Напишите сочинение-рассуждение на одну из лингвистических тем: «Обращение и их роль в языке» или «Для чего нужны вводные слова?». Сформулируйте тезис, приведите несколько примеров из текста параграфа, сделайте вывод. В качестве средств связи предложений используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, таким образом».
Работа над значением пунктуационной речи может начинаться со знакомства со словами Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Затем выполнение упр. 93 гл.3 даст учащимся представление о роли знаков препинания и позволит им высказать свои мысли:
1. Напишите диктант на тему «Роль знаков препинания».
2. Добавьте к тексту один абзац: приведите пример, подтверждающий основную мысль текста, и объясните роль знаков препинания в нем.
3. Укажите в тексте вводные конструкции и обращения, подчеркните однородные члены.
На примере этого текста можно показать особенности научного стиля, так как текст упражнения 145написан в публицистическом стиле. Упр. 145 гл.3 предполагает следующее задание: «Послушайте текст. Сформулируйте тему и основную мысль текста, выделите микротемы, составьте тезисный план. Определите, какие типы речи используются в тексте. Напишите сжатое изложение. Вам нужно передать в изложении содержание каждой микротемы и основную мысль текста в целом. Объем изложения – не мене 70 слов». В данном тексте значение знаков препинания передано публицистическим стилем.
Учебник – лучший помощник учителя и учащихся в подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому необходимо продумывать систему заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетентности учащихся 10-х классов на уроках английского языка
в статье речь идет об отработке аудирования. Даны образцы заданий...
Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики
Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...
Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Цель работы: раскрыть основные направления развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....
статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности »
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями,формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении...
"Современные методы и приемы развития коммуникативной компетентности учеников на уроках английского языка в 5-6 классах"
Как же привести учеников от простого пересказа к более-менее свободному общению на английском языке на уроках? В процессе подготовки и проведения уроков- представлений своих тем мы с ребятами пришли к...