Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности »
методическая разработка ( класс) на тему
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями,
формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении,
знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий.
Цель:
1.Развитие адекватных умений и навыков, чувственного и социального опыта в сфере общения в новых социальных структурах,
знание культурных норм и ограничений в общении.
Задачи:
1. Познакомить с нормами коммуникативной компетентности.
2. Рационально использовать вербальные и невербальные средства общения.
3. Определять ошибки, которые могут помешать успешной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx | 47.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер – класса «Развитие коммуникативной компетентности»
Башарина Р.Д, учитель немецкого языка,
Крашкина И.А., учитель английского языка,
Трунцева Я.А.,учитель русского языка и литературы,
Реутова О.Ю., психолог,
Шитова О.Г., руководитель музея истории.
Цель:
Развитие адекватных умений и навыков, чувственного и социального опыта в сфере общения в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении.
Задачи:
- Познакомить с нормами коммуникативной компетентности.
- Рационально использовать вербальные и невербальные средства общения.
- Определять ошибки, которые могут помешать успешной коммуникации.
План
- Коммуникативная компетентность - это …(Башарина Р.Д.) – 2 мин.
- Развитие коммуникативной компетентности на уроках ИЯ средствами страноведения и метода проектов. ( Крашкина И.А.) -6 мин.
- Видеоролик «Научно – исследовательская площадка в секции
« Страноведение» -5 мин.
- Упражнения на развитие коммуникативных навыков на основе игровой деятельности. (Трунцева Я.А., РеутоваО.Ю.)- 26 мин.
- Итог -1 мин. (Шитова О.Г.)
- Компетентность — это результаты, которые определяют эффективную работу, то есть те аспекты работы, в которых человек является компетентным. Компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается.
- Компетенции — это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (например, лидерство, коммуникации и пр.)
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий.
Правила коммуникативной компетенции
- Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя
приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна
самому себе.
- Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество
семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и
неточному пониманию сообщений.
- Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных,
расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
- Правило контроля над невербальными сигналами.
Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той
части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
- Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходим
допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
- Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно
реализуется.
- Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения
под влиянием вновьоткрывающихся обстоятельств, а также способность
принимать и учитывать точку зрения собеседника.
- Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
- Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете,
обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.
2. «Развитие коммуникативной компетентности на уроках ИЯ средствами страноведения и метода проектов»
Чтобы развить коммуникативную компетентность на уровне, определенной программой и стандартом, необходимы умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, устная практика для каждого ученика ИЯ.
Чтобы развить у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок ИЯ условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а ИЯ выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Чтобы учащиеся воспринимали ИЯ как средство межкультурной коммуникации, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Следует искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования ИЯ в новой для них культуре.
Коммуникативный компонент в обучении имеет огромный потенциал в плане включения учащихся в диалог культур, знакомства с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры. Речь идёт о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения ИЯ - иноязычная речевая деятельность. ИЯ - элемент культуры. Он функционирует в рамках определенной культуры, следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, с особенностями функционирования ИЯ в этой культуре, то есть речь идет о необходимости формирования страноведческой компетентности. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Преподавание культуры в связи с обучением иностранному языку имеет своей целью передачу обучающемуся минимума фоновых знаний, которыми обладает носитель языка. Такие знания, относящиеся, прежде всего к литературе, русскому языку, географии, истории, общественной жизни, искусству, обычаям и традициям страны изучаемого языка, могут предлагаться в виде общения на русском или других языках.
Только метод проектов может позволить решить эти дидактические задачи и соответственно превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры стран и по возможности на основе межкультурной коммуникации, где всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе ИЯ метод проектов мы используем в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для изучающего ИЯ.
Использование метода проектов в нашей практике в 2015/2016 учебном году: направления работы научно – исследовательской конференции секции « Страноведение»: лингвострановедение, иностранные языки, современные педагогические технологии, лингводидактика, коммуникативная грамотность – предоставили возможность каждому ее участнику попробовать свои силы в разносторонних областях культуры стран изучаемого языка. Работа секции проходила под эгидой учителей ИЯ. Рабочими языками конференции явились русский, английский, немецкий языки. Исследовательские проекты защищали учащиеся 8-11 классов.
Темы проектов:
- «Молодёжные неформальные движения в России, Германии, Англии»
- « Влияние сети Интернет на подростков», «Анализ трёх исторические форм существования детского движения: скаутского движения в Англии, движения Гитлерюгенд в Германии, пионерского движения в СССР»
- «Значение улыбки для успешности человека в жизни»
- «Флористические символы англоговорящих стран»
- «Музыкальные предпочтения подростков»
Работы, представленные на конференцию, вызвали живой интерес слушателей. При активном обсуждении проектов докладчики получили возможность защитить и обосновать свои тезисы. Было выполнено Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечило достижение главной цели коммуникативного процесса.
Особое мнение жюри: школьники логично и последовательно излагали материал по теме исследования, раскрывали глубину понимания исследуемой проблемы, грамотно докладывали о результатах своей работы, ярко и выразительно составили свой презентационный материал, использовали правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
3.Посмотрите видеоролик «Научно – исследовательская площадка в секции « Страноведение» (на сайте детского дома)
В процессе работы над страноведческим материалом на уроках иностранного языка нам очень помогает информация, запрошенная в Интернете, и использование современных технологий. Глобальная сеть Интернет создает условия для коммуникации, получения любой информации, необходимой учащимся и учителю. Изучающие ИЯ входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров,
вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая "мозговые атаки", в использовании ИЯ как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия. ( Проект Т. Трегуба)
Помимо проектов, викторин, тестовых страноведческих заданий, разработаны сценарии праздников: Рождество, Пасха, День Святого Валентина, Масленица в России, Англии, Германии, Хэллоуин, Положение о ежегодном конкурсе чтецов на иностранном языке, где совершенствуем методики проведения учебных и внеурочных занятий на основе развития следующих личностных качеств, необходимых для успешного осуществления общения в интеркультурных коммуникативных ситуациях, как:
- открытость (свобода от предубеждений по отношению к людям – представителям иной культуры);
- толерантность;
- способность слышать и слушать собеседника;
- способность видеть общность и особенности, обусловленные национальными факторами;
- способность понимать и принимать различия культур поведения родного языка и языка изучаемой страны;
- готовность к практическому использованию иностранного языка как средства общения с носителями языка;
- потребность самостоятельно изучать иностранный язык во внеурочное время.
Поставленные цели, естественно, ориентируют учителя на более широкое использование в учебном процессе материалов страноведческого и лингвострановедческого характера, а также материалов, связанных с культурой и историей. Подобный подход предполагает тесную связь с другими дисциплинами школьного курса и даже их интеграцию, в результате чего у учащихся должно сложиться целостное представление о мире, людях, населяющих нашу планету, общечеловеческих ценностях, об истории мировых цивилизаций, о мировой культуре, общих проблемах человечества. В связи со спецификой данного учреждения, при планировании работы МО гуманитарного цикла, мы уделяем особое внимание формированию коммуникативной компетентности воспитанников на уроках и во внеклассной деятельности.
Выводы:
1. Особую актуальность в практике обучения в общеобразовательной школе приобретает проблема формирования коммуникативной компетентности учащихся. Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранному языку абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – формирование способности к общению на изучаемом языке, что делает ученика не только образованным, но и культурным, учит мыслить и применять знания в реальной жизни.
2. Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку содержит в себе огромный потенциал в достижении ощутимых качественных результатов в овладении иноязычным общением, в реализации стратегической цели обучения иностранного языка как развития способности учащихся к межкультурной коммуникации. Таким образом, язык служит кратчайшим звеном, способным связывать людей друг с другом. Язык есть наиболее существенное достояние, принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь с мировой культурой.
3.Страноведческая коммуникативная направленность призвана сформировать у учащихся представление о менталитете и культуре других стран. А познание культуры стран - повод для глубокого понимания и осмысления родной культуры. Иными словами, происходит диалог культур. Сравнение стран, людей, обычаев, традиций, культурного достояния стимулирует и мотивирует стремление увеличивать и углублять объем знаний о других странах и собственной страны, способствовать успешному взаимодействию со сверстниками, умению владеть сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий.
4.Упражнения на развитие коммуникативных навыков на основе игровой деятельности.
Игры: «Репортаж с места событий», «Матрёшка», «Коридор доверия».
Задачи:
- Научиться составлять устный рассказ от лица разных героев;
- рационально использовать невербальные средства общения;
- определять ошибки, которые могут помешать успешной коммуникации;
- сформировать атмосферу доверительных отношений между членами команды.
«Репортаж с места событий»
В игре участвует несколько человек: корреспондент и герои сказки «Теремок». Происходит жеребьевка. Распределяются роли. Участники должны рассказать о происшествии со своей точки зрения, ответить на вопросы корреспондента:
- Чем ты был занят до «происшествия»?
- Что ты подумал, когда теремок начал падать?
- Кого ты считаешь виноватым в происшедшем?
- Что ты планируешь делать дальше?
Каждому участнику дано индивидуальное задание.
- «Матрёшка»
Все играющие стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга - один игрок - он " Матрёшка ". Игрок - "Матрёшка" стоит с закрытыми глазами. " Матрёшка " падает вперёд, назад, вправо, влево. Все, стоящие в кругу поддерживают " Матрёшку " руками, не дают ей упасть.
- «Коридор доверия».
Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу, вытянув руки вперед. Один из участников проходит между шеренгами, и остальные участники, в последний момент перед ним, поднимают по очереди руки вверх. Получается своеобразная волна из рук. Перед началом движения добровольца необходимо предупредить группу о внимательности, затем следует спросить всех, готовы ли они, и дождаться четкого ответа.
Итог мастер - класса
Развитие коммуникативной компетентности школьников приобретает особую актуальность в практике обучения в общеобразовательной школе.
Посетив мастер – класс на тему «Развитие коммуникативной компетентности», мы сделали вывод, что привлечение культуроведческих компонентов при обучении абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – развитие способности к общению, что делает ученика не только коммуникативным, но и культурным, образованным, научит мыслить и применять знания в реальной жизни.
На основе развития следующих личностных коммуникативных качеств, таких как:
- открытость (свобода от предубеждений по отношению к людям – представителям иной культуры);
- толерантность;
- способность слышать и слушать собеседника -
происходит развитие и совершенствование методики коммуникативной компетентности в проведении занятий в учебное и внеурочное время.
На практическом занятии мы решали коммуникативные ситуации на основе игровой деятельности, познакомились с нормами этикета и ограничениями в общении, правилами конкретности, контроля над вербальными и невербальными ситуациями, открытости, активного и конструктивного слушания. Правило обратной связи, в конечном счёте, обеспечило достижение главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.
Представленный для просмотра видеоролик «Научно – исследовательская площадка в секции « Страноведение» доказал, что школьники владеют определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными компетентностями. Применение метода проектов позволяет решать коммуникативные задачи и соответственно превращать уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры стран и по возможности на основе межкультурной коммуникации, где всегда присутствует предмет обсуждения.
Таким образом, участники мастер - класса приобрели опыт коммуникативного общения, успешного взаимодействия с коллегами, умения владеть сложными коммуникативными задачами на основе игровой деятельности, развития адекватных умений в новых социальных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетентности учащихся 10-х классов на уроках английского языка
в статье речь идет об отработке аудирования. Даны образцы заданий...
Развитие коммуникативной компетентности на базе использования коммуникативно- информационных технологий внутри ШМО учителей математики
Выступение - презентация построена на анализе возможности использованиякоммуникативно-информационных технологий для развития коммуникативнойкомпетентности учащихся на уроках математики. Приведены приё...
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»
«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...
Презентация "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Цель работы: раскрыть основные направления развития коммуникативной компетентности учащихся в изучении английского языка....
статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов как способности и готовности к общению"
Статья о том, что обучая иностранному языку, необходимо обучать детей общаться на языке. Обучение на иностранном языке должно строиться подобно естественной коммуникации....
Мастер-класс "Развитие коммуникативных УУД при аудировании"
Предложена радиопрограмма, как одно из средств обучения коммуникативным навыувм аудирования....
Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...