Методический аспект формирования коммуникативных УУД в классах инклюзивного обучения
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Школа дает учащимся знания по определенным предметам, формируя фундамент научных знаний и представлений о мире. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечить и развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальности. Для человека необходимо умение выразить свою мысль, работать в коллективе. Социальная адаптация выпускника очень важна. Что же может для этого сделать школа? Многое… Многое уже и сделано. Однако общество непрерывно развивается, модернизируется и школьная система образования. На первый план выходят универсальные учебные действия, при помощи которых в дальнейшем выпускник сможет продолжить как свое образование, так и самообразования. Именно в этом важность нового направления: научить учащихся пользоваться инструментарием познания. Тема эта достаточно широка, но мы остановимся на некоторых аспектах работы по развитию коммуникативной деятельности в условиях интегрированного обучения, когда в одном классе обучаются и по общеобразовательным программам и по коррекционным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_aspekt.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический аспект формирования коммуникативных УУД в классах инклюзивного обучения
Школа дает учащимся знания по определенным предметам, формируя фундамент научных знаний и представлений о мире. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечить и развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальности. Для человека необходимо умение выразить свою мысль, работать в коллективе. Социальная адаптация выпускника очень важна. Что же может для этого сделать школа? Многое… Многое уже и сделано. Однако общество непрерывно развивается, модернизируется и школьная система образования. На первый план выходят универсальные учебные действия, при помощи которых в дальнейшем выпускник сможет продолжить как свое образование, так и самообразования. Именно в этом важность нового направления: научить учащихся пользоваться инструментарием познания. Тема эта достаточно широка, но мы остановимся на некоторых аспектах работы по развитию коммуникативной деятельности в условиях интегрированного обучения, когда в одном классе обучаются и по общеобразовательным программам и по коррекционным.
Как учителю построить свою деятельность, чтобы не только включить в учебную деятельность всех учащихся, но и научить их коммуникативным универсальным действиям? Тем более что к концу 9 класса все учащиеся должны быть готовы не только к итоговой аттестации за общеобразовательный курс, но и к началу самостоятельной жизни в обществе. Ведь ни для кого не секрет, что учащиеся с задержкой психического развития чаще всего уходят из школы, продолжая обучение в других образовательных учреждениях. Значит, они должны владеть навыками общения и взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей с целью согласования собственных действий. Таким образом, задача учителя показать, как можно наладить отношения между общающимися, объединить усилия и достичь общего результата.
Чтобы достичь этого, необходимо поставить следующие задачи:
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- владеть нормами и техникой общения;
- оценивать ситуацию;
- учитывать намерения и способы коммуникации;
- выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- уметь регулировать собственное речевое поведение.
Эти задачи стоят перед всем детским коллективом, однако детский коллектив неоднороден по своему умственному и психологическому развитию. Поэтому необходимо включить и коррекционные задачи, позволяющие помочь учащимся овладеть коммуникативными УУД. Прежде всего нужно определить темп речевого развития, т.е. те конкретные умения, которые должен приобрести учащийся, обучающийся по коррекционным программам. Во-вторых, определить индивидуальные затруднения каждого учащегося. Отметить, в чем проявляется общая распространенность нарушений речи, и наметить пути их коррекции.
Безусловно, эти задачи решаются на протяжении всех лет обучения. Все они направлены на решение одной цели – научить учащихся управлять своей речью. А это два вида ключевых умений, непосредственно относящихся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие; 2) работа в группе.
Что же может помочь учителю решить все эти задачи и научить своих учеников общению, взаимодействию с другими людьми и работе в определенной группе?
Одним из способов организации учебной работы являются сами приемы организации учебной задачи, так как они позволяют включать различные виды заданий для развития и корректировки индивидуальности личности. Причем это корректировка выстраивается по определенной схеме: от самопознания и самоопределения к самоорганизации.
На первом этапе предлагается возможность самопознания. С учетом этого учитель планирует определенные действия учащихся. Сами задания и принцип отбора одинаков для всех учащихся. Отличие в путях их выполнения.
Узнай себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самооценивание, самооценка, анализ содержания проверочной работы | План, алгоритм, схема. Продолжить предложения: В работе особенно удачно рассказано… В работе есть достоинства, но … К сожалению, в работе допущены ошибки. |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Анализ и оценка использованного способа работы | Задача решена самым рациональным способом… К сожалению, последовательность сочинения нарушена, так как |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Анализ себя как субъекта учебной деятельности | Свою работу я построил следующим образом… Во-первых, … Во-вторых, … Следовательно, … В следующей работе я буду более четко планировать свои действия. |
Умение аргументировать свою точку зрения | Анализ и оценка характера своего участия в учебной работе | В учебной работе я проявил активность, так как я хорошо понял тему… К сожалению, мне не все было понятно, поэтому я не проявлял активности Мое взаимодействие с другими участниками работы проявлялось в … |
Готовность к обсуждению разных точек зрения | Обнаружение своих личностных характеристик в персонаже или диагностической модели | Мне близок этот персонаж, потому что … В данном случае я поступил бы точно так, потому что … |
На втором этапе предлагается возможность самоопределения. С учетом этого учащиеся ставятся в ситуацию выбора.
Выбирай себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выбор заданий различной качественной направленности | Задания теоретико-практической направленности |
Умение аргументировать свою точку зрения | Выбор уровня учебного задания | Ориентация на учебный балл |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Выбор форм отчетности учебной работы | Письменный, устный, в намеченные сроки. |
Готовность к обсуждению разных точек зрения | Выбор режима учебной работы | Распределенный режим – «работа порциями» |
Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Задание на самоопределение | Определение нравственной или эстетической позиции |
На третьем этапе речь идет о самоорганизации. С учетом этого уже сами учащиеся планирует определенные учебные действия. Конечно, чем выше сложность заданий, тем меньше поле деятельности учащихся с ЗПР, Однако их нельзя полностью исключать из этого процесса, планируя посильные задания. В некоторых случаях возможна предварительная индивидуальная работа с учащимися с ЗПР, чтобы не поставить их изначальную ситуацию «неуспеха».
Проявляй себя | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Придумывание тем, задач, вопросов, сочинений | |
Владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами языка | Переработка в схемы, в опорные конспекты, постановка опытов | |
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции | Участие в определенной роли | Оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор |
Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной речи | Выбор определенных жанров | Изоиллюстрация, художественный текст, построенный по определенному типу |
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор | Реализация в определенной роли | Персонаж литературного произведения, специалист, исторический или современный деятель |
Работа в детском коллективе требует особых коммуникативных умений. Эти коммуникативные умения в дальнейшем будут реализованы вначале в юношеском, а затем во взрослом коллективе.
Твори совместно | ||
Коммуникативные УУД | Задания на создание возможностей самопознания | Способ корректировки |
Определение цели и функций участников, способов взаимодействия. Планирование общих способов работы. Обмен знаниями между членами группы для принятия совместных эффективных решений. Способность с помощью вопросов добывать необходимую информацию. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Обеспечивать бесконфликтную работу в группе. | Совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы | Театрализация, интеллектуальные командные игры. |
Работа в парах | Нет распределение ролей | |
Работа в проектном задании |
Для развития коммуникативных УУД важна и форма работа на уроке. Остановимся на следующих формах работы: индивидуальной работой в парах, групповой.
Индивидуальная работа касается прежде всего совершенствования собственной речи. Именно индивидуальная форма работа рекомендуется для учащихся с ЗПР. Учитель вместе с учащимися разрабатывают систему сигнальных карточек, опор, схем, которые помогут правильно построить свою речь. Так для описания события можно предложить учащимся цепочку вопросов. Данная технология поможет охарактеризовать любой процесс.
№ п/п | Вопрос | На раскрытие какого элемента направлен? |
1 | Кто? | Субъект |
2 | Что? | Объект |
3 | Зачем? | Цель |
4 | Где? | Среда |
5 | Чем? | Средство |
6 | Как? | Способ |
7 | Когда? | Время |
Работа с типами речи тоже позволяет помочь учащимся оформлять свою речь правильно. Для оформления рассуждения, ученикам с ЗПР можно предложить, как общую схему рассуждения, так и следующее речевое клише:
Что я хочу доказать?
Это так, потому что…
Во-первых, …
Во-вторых, …
В-третьих, …
Можно привести следующий пример…
Таким образом мы пришли к выводу…
Индивидуальная работа позволяет помочь регулировать деятельность учащихся с ЗПР. Учащиеся используют адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.
Работа в паре в последнее время употребляется гораздо чаще. В учебниках русского языка под редакцией А.Д.Шмелева такая форма работы запланирована достаточно часто.
В 5 классе упражнение 69 предлагается выполнить, работая в паре. Учащиеся должны придумать и записать предложения с прямой речью, соответствующие схемам. Рассказать о схемах предложений с прямой речью по образцу. Задание направлено на проверку предметных знаний по теме «Предложения с прямой речью», на проверку умений строить свою речь. Одновременно ученики учатся взаимодействовать друг с другом, с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
В упражнении 31 дан другой тип заданий, работа с репродукцией картины. Нужно придумать и записать диалог персонажей картины. Вспомнить пунктуационные правила оформления диалога. Вместе с выполнением практического задания учащиеся учатся управлять поведением партнера, т.е. проводить контроль, коррекцию, оценку действиям партнера. Учатся и умению убеждать.
В упражнении 73 предлагается обсудить тему «Усердней каждый день гляжу в словарь». Учащимся необходимо записать свое мнение и вывод, к которому придут в конце беседы. В этом случае важно уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, устанавливать общую точку зрения, спрашивать и интересоваться чужим мнением.
Работа в группе достаточно важна для учебного процесса, так как позволяет создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес, стремление к успеху и одобрению.
В учебнике представлены упражнения, рекомендованные для работы в группе. В упражнении 109 дается следующее задание к картине В.Г.Перова «Охотники на привале»: «Рассмотрите репродукцию картины. Как вы думаете, отражает ли картина основную мысль, тему прочитанного вами рассказа? Выскажите и аргументируйте свое мнение. Какие вводные слова вы можете использовать, чтобы подчеркнуть порядок следования ваших аргументов, сделанный вами вывод?» Наполняемость класса позволяет распределять их на несколько групп по 4 человека в каждом. Задание предлагается не каждому человеку, а всей группе.
В упражнении 24 предлагается игровое задание: «Разбейтесь на команды и записывайте ответы на вопрос. Выиграет та команда, которая ответит на все вопросы правильно».
Групповая форма работа представлена и в проектной деятельности. Упражнение 79 предлагает следующую деятельность: «Подготовьте компьютерную презентацию, альбом или стенную газету на тему «Достопримечательности нашего города (села, района)». Побеседуйте об этом со старшими, найдите информацию в книгах. Подберите иллюстрации, напишите названия достопримечательностей. Проверьте, правильно ли вы написали имена собственные».
Работа в группе позволяет устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Говоря о методическом аспекте формирования коммуникативных УУД в классах интегрированного обучения, нельзя не сказать и о важности применения современных технологий.
На уроках в классах интегрированного обучения можно использовать технологии и формирующего, и развивающего и личностно-ориентированного образования, если они отвечают следующим характеристикам:
- целенаправленности;
- поэтапности;
- преемственности,
- обратной связи;
- управляемости результатом;
- гарантии результата;
- коррекции.
Образовательные технологии | ||
Формирующие | Развивающие | Личностно-ориентированные |
Алгоритмического типа:
| Проблемные:
| Дифференцированные: лестница достижений. |
Групповые:
| Коммуникативные:
| Проектная деятельность. |
Дифференцированные с ориентировкой на результат. | Ситуативная. |
Формирующие технологии не могут уйти из педагогического арсенала учителя, так как, именно они помогают не только формировать предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Технологии алгоритмического типа используются при подготовке учащегося к ответу.
Решение орфографических, грамматических, пунктуационных и синтаксических задач можно построить по определенному алгоритму.
На первом этапе учащиеся знакомятся с готовым алгоритмом решения. В процессе действия алгоритма учащиеся рассматривают логику действия. Комментарии учителя касаются не только самой логики действия, но и качества выполненной задачи.
На втором этапе происходит индивидуальное усвоение алгоритма умственных действий.
На третьем этапе учащийся отказывается от проведения всех этапов алгоритма, а внешняя речь переходит во внутреннюю.
Учащийся накапливает опыт алгоритмических действий, которые будут направлены не только на учебную деятельность по предмету, но которые будут использоваться в дальнейшей жизни.
Формирующие, развивающие и личностно-ориентированные технологии должны быть направлены на совершенствование личности, в том числе и на умение учащихся использовать универсальные учебные действия.
И здесь важное место занимает проектная деятельность.
Проектную деятельность можно реализовать на любом этапе получения знаний:
- на этапе получения знаний;
- после усвоения научных знаний;
- по окончании темы с целью углубить полученные знания.
Учебную проектную деятельность целесообразно разделить на несколько этапов.
I этап – это погружение в проект, или, по-другому, разработка проектного задания.
На этом этапе происходит поиск и формулировка проблемы проектной деятельности, которая может происходить двумя путями:
- Ученики не знают о теме. Учитель создает проблемную ситуацию.
- Учащиеся знакомы с темой. Проблемная ситуация формируется вместе с учащимися.
После этого идет постановка целей. Цели для учащихся могут быть сформулированы совместно. Кроме того, цели определяются так, чтобы проблему можно было решить. Цели должны быть достижимы, диагностичны (измеряемы) и операциональны (установка на определенный вид действий).
Гипотеза о результате не имеет отношение к самому процессу выполнения проекта, который можно выстроить по определенному плану как алгоритмическую деятельность. Проектная деятельность – деятельность творческая, поэтому гипотеза о результате выступает в ней как обоснованное предположение. Таким образом, гипотеза о результате сочетает в себе, с одной стороны, четкие требования учителя к будущему учебному проекту, а с другой стороны – оставляет пространство для творческой деятельности.
II этап – планирование проектной деятельности. Она состоит из следующего:
- Формулировка заданий и распределение их внутри группы.
- Выбор учащимися формы работы: индивидуально или в составе группы.
- Определение критериев качества может происходить тремя путями:
а) учитель разрабатывает критерии;
б) критерии разрабатываются фронтально;
в) разрабатываются внутри группы, а потом обсуждаются.
4) Утверждение сроков. Разработка графика промежуточной отчетности.
5) Обсуждение хода защиты.
III этап – самостоятельный ход работы.
- Обеспечение литературой, качественной информацией.
- Контроль соблюдения графика отчетности.
- Диагностика атмосфера в группах. Назначение эксперта, имеющего право последнего голоса.
IV этап – защита.
- Выступление группы со своим проектным продуктом.
- Выступление экспертов.
- Выступление оппонентов (любой человек из аудитории).
- Выступление жюри, которое не имеет право на собственное мнение – оно выставляет оценку в связи с критериями качества.
V этап – рефлексия.
Во время этапа уже ничего нельзя изменить. Его цель в том, чтобы отстраненно посмотреть, что изменилось в участниках проекта, после его завершения.
Именно такой подход способствует высокой результативности учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
Метод проектов позволяет включить в группу учащихся с разными умственными способностями, а также учащихся с ЗПР. Главное, вовремя помочь, посоветовать. И если учащийся будет поставлен в ситуацию успеха, то его стремление проявить себя в определенной деятельности не угаснет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).
Из опыта оработы по учебному комплексу Львовых....
Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....
Социокультурный компонент в процессе обучения иностранному языку как аспект формирования коммуникативной компетенции
Данная статья поможет учителям иностранного языка при разработке плана урока и во внеурочной деятельности...
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.
Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...
Методическая разработка по теме: "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу текста."
Обучение пересказу делится на этапы, к каждому из которых предлагаются задания. Задания предусматривают индивидуальную, парную и групповую творческую работу учащихся.Данная разработка включает в себя ...
Теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Теоретико-методологической основой разработки программы развития универсальных учебных действий стали: - системно-деятельностный подход, п...