Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).
методическая разработка по русскому языку по теме

Курушина Маргарита Викторовна

Из опыта оработы по учебному комплексу Львовых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dokument_microsoft_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).

Курушина М.В, учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по НМР авторского лицея Эдварса №90.

Модернизация российского образования привнесла в изучение русского языка много инноваций. Предпрофильная подготовка и профильное образование, единый государственный экзамен, стандарты образования…  Всё это – на фоне огромного количества программ и учебников, обрушившихся на учителя. Какую программу выбрать? Какой учебник будет максимально соответствовать требованиям времени?

Недавно в перечень программ и учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации, вошла новая книга – учебник по русскому языку Светланы Ивановны и Валентина Витальевича Львовых. Этот учебник скорее можно назвать учебным комплексом. Он состоит из 3-х частей, прекрасно иллюстрированных, качественно отличающихся подбором дидактического материала. Одно из основных достоинств учебника – последовательная и тщательно продуманная система работы над развитием коммуникативных компетенций.

    Такая направленность, мне кажется, органично дополняет труды ульяновского педагога, профессора, автора многочисленных учебных пособий по развитию речи Екатерины Ивановны Никитиной.

Учебник вызывает любопытство у всех детей, берущих его в руки. Часто замечаю на уроках, с каким удовольствием рассматривают ребята его яркие занимательные страницы. Даже подготовка к написанию орфографического минимума здесь превращается в своеобразную игру: запомнить и написать подчас незнакомые слова – дело   нелёгкое. Справиться с ним помогут и словарик в третьей части учебного комплекса, и обращение к разного вида лингвистическим словарям. Для учителя введение упражнений  по выполнению орфографического минимума – это зачастую обращение к опережающему лингворечевому развитию детей, позволяющему планомерно, последовательно, регулярно пополнять словарный запас учащихся. Слова «привилегированный», «дискуссионный», «пунктуационный», «эксплуатационный», «интеллигентный» и т.д. подчас вызывают затруднения в написании у выпускников, а здесь они предлагаются шестиклассникам!  

Обычно работу по подготовке к выполнению орфографического минимума я начинаю с игры. Это может быть «подскажи словечко», «третий лишний», «волшебная шкатулка» – всё то, что пробуждает у детей живой интерес, побуждает к действию. Консультантам,  работающим со специальными словарями, можно предложить зачитать толкование, этимологию «непонятного» слова.

Один из полюбившихся детям видов работы – презентация слова. Такую презентацию дети 5-6-х классов вряд ли смогут выполнить самостоятельно, поэтому здесь уместны индивидуальные задания, проект, подготовленный под руководством учителя. Презентация может быть аудиальной или компьютерной.  Авторы учебника на материалах различных упражнений активизируют лексику учеников, используя предлагаемые для орфографического минимума слова. Невозможно не отметить позитивное влияние интеграции русского языка с самыми разнообразными учебными дисциплинами: биологией, историей, географией и т.д. – для развития общей эрудиции, познавательного интереса. Упражнения с заголовками «Язык и литература», «На уроке математики», «На уроке биологии» позволяют рассматривать язык как единицу речи в его функциональном многообразии, развивать гносеологический потенциал личности.  Несомненно, положительным моментом становится возможность домашней подготовки к  проверке на знание орфографического минимума.

Меня, как и многих моих коллег, привлекает в этом учебнике постоянное обращение к творческим способностям ученика. Конечно, это упражнения с заданиями, развивающими визуализацию. В качестве примера привожу  упражнение 20, 6 класс (рядом с текстом упражнения воспроизводится цветное фото осеннего пейзажа):

 1. Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?

Уж небо ос…нью дышало,

Уж реже солнышко бл…стало,

К…роче ст…новился день,

Л…сов таинственная сень

С п…чальным шумом

                           Обн…жалась….                          
                             (А.С.Пушкин)

2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие вида орфограмм в корне встретились в этом тексте?

3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику.

 4. С помощью фонетического разбора докажите, что насыщенность этого текста шипящими и свистящими звуками помогает «услышать» шелест опадающих листьев. Как называется такой приём?

Не правда ли, последнее задание - прекрасный образец практического обращения к аллитерации, побуждающий, проникнув в мир звуков, понять и красоту поэтического произведения, и мастерство автора! Такая постановка вопроса помогает ребёнку этого возраста (преимущественно аудиалу или кинестетику) перейти на качественно иную модальность мышления.  

Напоминания «проверьте себя по толковому словарику», «объясните лексическое значение слова», предложения «попробуйте записать эпитеты к слову…» в совокупности с рядом подобных заданий формируют не только коммуникативные знания и навыки, но и способствуют формированию коммуникативной культуры.

Даже в формулировке заданий проявляется совершенно новый поход к личности ученика: не требование в безапелляционной, не терпящей возражений форме, а доверительное «попробуйте», «попытайтесь». Здесь, пожалуй, проявляется и великолепное знание авторами учебника психологических особенностей школьника,  и эталон поведенческой культуры учителя.

Сочинения, которые предлагают авторы учебника написать детям, отличаются тематическим разнообразием. Это может быть забавная миниатюра, объясняющая значение слова. Так, в упражнении 13  (сочинение -миниатюра) задание формулируется следующим образом:

 Как вы объясните инопланетянам, что такое дождь? Составьте три маленьких текста (по два-три маленьких предложения), соответствующих разговорной, художественной и научной речи. При выполнении задания пользуйтесь школьными учебниками по разным предметам, справочной литературой.

Вторая часть задания в упражнении13 помогает ребёнку ориентироваться в написании текстов разного типа речи. Кроме того, упражнение вновь сопровождается цветным фото (на сей раз с изображением дождя)

Среди творческих работ, предусмотренных авторами, - сочинения по репродукциям картин, расположенных в третьей части учебника. Даже в упражнениях, не отмеченных значком «пишем творческую работу»,  учащимся предложено составить связный текст, используя фотографии и рисунки, приведённые в упражнении. И вновь авторы корректно напоминают детям о необходимости обратиться к толковому или этимологическому словарю. Задания, включающие просьбу составить и записать маленькие диалоги «В автобусе», «На почте» и т.д. (упражнение 173) с использованием формул речевого этикета направлены на формирование общей коммуникативной культуры, которая является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Здесь, по сути, учащиеся должны выполнить анализ речевой ситуации, определить цель и задачу общения, в соответствии с эти выполнить необходимый отбор языковых средств.  Воспроизвожу текст упражнения полностью:

Составьте и запишите маленькие диалоги «В автобусе», на почте, используя вопросительные предложения с указанными глаголами будущего времени для выражения просьбы: Не можешь (можете )ли ты (вы)… Не позволишь (позволите) ли ты (вы)… Не скажешь (скажете) ли ты (вы)…Ты (вы) не дашь (дадите мне…)

 Обращение к зрительному восприятию художественного образа, углубление понимания семантики слова моделирует культуру мышления школьника, обогащает его эмоциональный опыт.

Письмо фрагментов художественных текстов по памяти, изложения (сжатые, подробные, миниатюры), текстоведческий анализ – всё это способствует развитию коммуникативных компетенций.

Каждый раздел учебника традиционно заканчивается параграфами по культуре речи, рассматривающими употребление частей речи в соответствии с нормами современного русского языка. Ученики ориентируются в  видовом разнообразия норм речи, разграничивая особенности орфоэпических, грамматических, лексических норм. Обращение к таким нормам мне кажется особенно важным в условиях тотального искажения, загрязнения русской речи.

Неизменным успехом у ребят пользуются уроки редактирования текста. Как правило, я провожу их в форме заседаний редакционной коллегии, которой предстоит трудная и важная задача отредактировать для печати тот или иной текст. Система знаков, общепринятая в редактировании, работа с эталонными вариантами композиционного решения художественного произведения, способы коррекции речи, демонстрация возможных ошибок и варианты их устранения – всё это представлено в учебнике и становится необходимым на таких уроках. Детям особенно интересно редактировать статьи и творческие работы, предлагаемые учениками для печатания в нашей лицейской газете. Эти обсуждения учат не только видеть речевые недочёты, но и работать коллективно, уважать мнение товарищей, тактично показывать ошибки. Ребята продумывают дизайн номера, отбирают фотографии и рисунки, иллюстрирующие основной материал. Равнодушных здесь нет, а значит, достигнуто ещё одно  обязательное условие успешного усвоения знаний. Результатом заседания такой коллегии непременно становится очередной выпуск газеты. Желание в следующем номере непременно увидеть своё произведение активизирует творческую направленность детей.

И мне, и ребятам понравились эксперименты с синтаксическим строем языка. Юмористическое упражнение 554 вызвало настоящий порыв творческого вдохновения! Достаточно объёмный текст, состоящий только из глаголов, привёл детей в восторг. Появилась потребность создать что-нибудь подобное. Посыпались сочинения, написать которые я даже не просила!  Привожу текст упражнения:

1. Прочитайте рассказ. В чём его особенность?

Один день.

 Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натягиваю, сплю. Будит, сердится: «Опоздаешь!» Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу…

Жду, жду – не идёт. Бегу, бегу, бегу…Опаздываю. Звенит.  Опоздал. Захожу. Смотрят, записывают, пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу – не знаю; знал – забыл. Получил, пошёл, сел. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаём, раскладываем. Сосредотачиваемся, решаю, не могу решить, сижу, оглядываюсь, заглядываю: «Дай списать!» Списываю, ошибаюсь, перечёркиваю. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, машем, кричим.

   Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, решил, начал писать. Кричат, бегают. «Забил!.. Промазал!» Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, зацепился, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю – вспомнил, не написал, не выполнил. Сморит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, завёртываюсь, натягиваю, засыпаю. (Л.Чеснокова).

2. Выпишите из текста три глагола второго спряжения и приведите их морфемный и морфологический разбор.

3. Попробуйте устно пересказать текст, употребляя не только глаголы, но и слова других частей речи.

Описанная в упражнении ситуация, близкая и понятная каждому ученику,  делает тест актуальным, а мягкий юмор позволяет посмеяться над собой. Таким образом, вновь реализуется одно из необходимых условий успешности освоения коммуникативных компетенций – личная заинтересованность.

Аксиологический потенциал, определяемый системой ценностных ориентаций, приобретенных личностью, - один из ведущих мотивов подбора текстов для упражнений. Обращение к этим ценностям становится непреложным этапом формирования личности, ее индивидуальной культуры, соответствует подходам и методам, свойственным антропологическому, целостному видению человека.

 Авторы учебника создают ситуацию диалога между учителем и учащимися, демонстрируют уважение к личности ребёнка, обеспечивают комфортную для интеллектуальной деятельности среду.  В совокупности все это не только способствует развитию коммуникативных компетенций учащихся, но и формирует его общую культуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с учебным текстом на уроках литературы

В публикуемом материале представлен опыт опыт учебного сотрудничества при  изучении нехудожественных текстов на уроках литературы...

Доклад на тему "Ансамблевый этюд - одно из средств развития коммуникативной компетенции учащихся" (из опыта работы)

В докладе представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетенции при  постановке спектаклей...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы...