Подготовка к сочинению "Мое домашнее животное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Данный урок помогает учащимся продолжать развивать умение подбирать и систематизировть собранные рабочие материалы к сочинению-описанию  "Мое домашнее животное"; закрепить понятие "основная мысль сочинения"; обогащать словарный запас учащихся.Совершенствовать навыки составления плана работы, развивать навыки устной речи; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domash.zhivot.6kl.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

«Подготовка к сочинению «Мое домашнее животное»

(описание животного на основе личных впечатлений)

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2016 г.

Цели:    

  • продолжать совершенствовать умения учащихся подбирать и систематизировать собранные рабочие материалы  к сочинению- описанию на  тему «Моё домашнее животное»;
  • закрепить понятие «основная мысль сочинения»;
  •  увеличивать словарный запас учащихся, обогащать их речь описательными выражениями, связанными с внешним видом и повадками любимых домашних животных;  
  • продолжать укреплять знания учеников о типах и стилях речи, работать над совершенствованием навыков составления плана сочинения; развивать навыки устной речи, применяя в тексте различные по цели высказывания предложения, развивать навыки самостоятельной работы; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности; продолжать воспитывать у детей любовь к животным и бережное отношение к ним.

Задачи:

Воспитывающая:

1 Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу со словом, текстом.

2.Воспитывать умение слушать и слышать.

Развивающая:

1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

2.Обучать правильной монологической, диалогической и полилогической речи учащихся, давать рецензии на ответ, обучать приемам самоанализа выполненных работ.

Обучающая:

1. Обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Мое домашнее животное».

2. Закрепить умение использовать при описании имена прилагательные..

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание, конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Предварительная подготовка к уроку: чтение литературы, отбор интересных фактов о домашних животных

Тип урока: развитие устной и письменной речи учащихся.

Методы:

1. по источнику получения знаний: словесно-наглядные;

2. по уровню активности познавательной деятельности: эвристический, исследовательский;

3. по функциям: рассказ, иллюстрирование, выполнение аналитико-синтетических упражнений, монологические высказывания.

Оборудование:                                                                                                                                                   1. Таблицы « Текст книжного стиля (с фотографиями домашних животных)»,

2. Рабочие материалы для описания внешности и повадок животного;                                                 3. Карточки с синонимичным рядом слов, карточки для индивидуальной работы : отрывок из рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»», примерный план сочинения, фотографии домашних животных, научный текст о кошке, домашнее задание; запись песни композитора В.Шаинского на слова поэта М.Пляцковского «Кошка  беспородная», компьютер.

Ход урока.

1.Активизация и мотивация учебной деятельности.

                  Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас предстоит очень интересная форма работы: урок развития речи. Мы с вами будем готовиться к написанию сочинения. Чтобы назвать тему нашей письменной работы, вы должны отгадать слово, которое я держу в тайне. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения. Для выполнения этого этапа работы поиграем с вами в занимательную игру «Отгадай слово».

Игра «Отгадай слово». Ученики задают наводящие вопросы, а учитель отвечает: «Да» или «Нет». Потом приходят к выводу, что их письменная работа будет о животном.            

Запись темы урока в тетрадь.

        Наш мир очень ярок и разнообразен: в нем много представителей животного  мира. Безусловно, роль домашних животных в жизни человека очень велика, и это давно всем известно. С незапамятных времен всегда рядом с человеком находятся его любимцы. Некоторые животные являются кормильцами для людей, другие помогают в физическом труде. Ну и большинство из них просто являются нашими самыми близкими и преданными друзьями Запишите небольшой словарный диктант, называющий тех животных, которых вы знаете.

Ребята записывают, а потом зачитывают (3-4ученика).

А теперь назовите этих животных на вашем родном языке. Учитель обращает внимание ребят на красоту звучания слов на их родном языке.

А какие из этих животных можно отнести к домашним? Выпишите их из вашего словарного диктанта. Почему вы отнесли их  к домашним животным? Есть ли у вас дома эти животные7 Как они у вас появились?

  2.Комплексная работа с готовым текстом.

(Анализ текстов разных стилей, выявление формальных признаков типа речи).    

 Работа с научным текстом.

Проецирутся фотографии распространенных домашних животных и текст  научного стиля о  кошке.

Рассмотрите фотографии, прослушайте текст, попробуйте определить стиль и тип текста.

        Кошки могут издавать около 100 различных звуков. Для сравнения — собаки только около 10.Кошки никогда не мяукают друг с другом. Этот звук — специально для людей. Кошка за свою жизнь может иметь больше 100 котят.Рисунок поверхности носа кошки уникален, как отпечаток пальца человека.Усы помогают кошке определить, пролезет ли она в отверстие! «Общительные» кошки следуют за Вами из комнаты в комнаты, чтобы контролировать ваши действия. У кошки потеют только подушечки лап. Возможно, Вы замечали влажные отпечатки на столе. Кошачье ухо поворачивается на 180 градусов. В каждом ухе у кошки 32 мускула, чтобы управлять ухом они используют двенадцать или более мускулов. Cколько лет вашей кошке по человеческим меркам? Если вашей кошке — 3 года, это соответствует человеческим 21 году. Если 8 лет, то по человечески — 40. Если 14, то 70 человеческих лет. Средний срок жизни домашней кошки — 15 лет, в то время как для диких — от 3 до 5 лет.  Если кошка около Вас, и её хвост дрожит — это самое большое чувство любви, которое она может выразить.

  • К какому стилю относится текст?
  • К какому типу речи? (Обратите внимание на таблицы).

Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами).

-Послушайте ещё один текст о кошке.

-Чем он отличается от предыдущего?

Работа с художественным текстом. Рассказ А.И.Куприна «Ю-ю»

На партах предложен готовый текст. Текст читают ученики про себя. Подбирают заголовок к тексту.                                                                                                                                                        Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом...вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу. Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ерш!..Когда дом начинал просыпаться, - первый ее деловой визит бывал всегда ко мне и то бишь после того, как ее чуткое ухо улавливало утренний чистый детский голосок, раздававшийся в комнате рядом со мною. Ю-ю открывала мордочкой и лапками неплотно затворяемую дверь, входила, вспрыгивала на постель, тыкала мне в руку или в щеку розовый нос и говорила коротко: «Муррм». За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук: «Муррм». Но было в нем много разнообразных оттенков, выражавших, то ласку, то тревогу, то требование, то отказ, то благодарность, то досаду, то укор.

-    Что объединяет оба текста?

  • Чем этот текст отличается от предыдущего?
  • Какие описательные конструкции используются в тексте?
  • Чем ещё отличается?
  • К какому стилю относится текст?
  • К какому типу речи?

       Вывод: художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и  сочинения.

 

3.Составление плана сочинения.

  • Что вы знаете о сочинении?
  • Из каких частей состоит?
  • О чем говорится во вступлении?
  • Что вы узнали  в основной части текста?
  • Что именно и в какой последовательности описывает автор кошку?  
  • Чем заканчивается текст?

   У вас на партах заготовлены карточки с планом. Расположите их в правильном порядке.

   (Проверка плана и запись в тетрадь).  

                                 ПЛАН. 

1. Я хочу рассказать о моем домашнем животном.

2. Описание животного:

                   а) внешний вид животного;

                   б) повадки животного;

3.Мое отношение к животному.

Физминутка Кошка

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь - вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад!

4.Подготовка материалов к самостоятельной  творческой работе.  

         Не только словами можно описать животное, рассказать об отношении к нему, но и при помощи музыки.

       Прослушивание песни В. Шаинского и М. Пляцковского  "Кошка беспородная»

Текст песни “Кошка беспородная”

Она к нашему подъезду пришла,
Побродила – ничего не нашла.
Вся ободранная, но хвост трубой,
один желтый глаз другой голубой

Припев:
Кошка беспородная, ты сидишь голодная,
Позабыта, брошена. Что же тут хорошего?

Мы из дома принесем молочка,
Хлеб и жареные окорочка
И объедки соберем у гостей:
“Поправляйся, наша киска, толстей!”

Припев.

Но ночами она что-то грустит.
И возможно, никогда не простит
Тех, кто выбросить её поспешил,
Ведь ни сердца нет у них, ни души.

Припев.

Мы оставили её у себя
И у кошки появилась семья.
Больше нет в душе у кошки тоски
Для тепла ей вяжет мама носки.

Припев 2:

Кошка беспородная – больше не голодная.
Ходит улыбается, с бантиком играется.
Кошка беспородная – больше не голодная.
Ходит улыбается, Васькой называется.

 Учащиеся отбирают фотографию, на которой изображена обыкновенная беспородная кошка

Рассмотрите фотографию и прочитайте текст.

    Внешний вид животного.

Какие прилагательные описывают животное в начале песни и в конце? Как звучат такие слова у вас на родном языке? (беспородная, ободранная, голодная, бездомная, позабытая, брошенная).

Какие действия нужно совершить человеку для того, чтобы животное почувствовало себя счастливой, нужной, домашней? (Покормить, назвать, приласкать, поиграть, погладить, позаботиться, дать возможность стать членом своей семьи, иметь хозяина, дом).

-Понравился ли вам текст?

-Почему?

Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте описательные конструкции из таблицы.

-Прочитайте, какие слова вам непонятны?

Обратите внимание на выделенные орфограммы.

(Учащиеся записывают текст в тетрадь. Зачитывают всему классу по группам, переводят на свой язык).

    Повадки животного.

-Как характеризует автор кошку? Какая она?

-Из песни вы узнали, что кошка улыбается. Как это понять? Переведите это слово на свой язык

-Запишите слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.

(  довольная, занятная, благодарная, отзывчивая, игривая, счастливая)

-Как звучат эти слова на вашем языке?

-Какие  слова, фразы ассоциируются с этими словами?

Воспользуйтесь таблицей.Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

Любит играть с бантиком, похожа на красивую живую игрушку; спит,свернувшись клубочком;  катается на коврике; игривый характер; очень любит умываться, чистоплотная; доверчивая; ходит и бегает бесшумно, гладкая, мягкая, лоснящаяся шерсть, приятно мурлыкает, лакает маленьким язычком, выпускает острые коготки, нежно трется  о руку хозяина, осторожно обнюхивает, тихонько мурлычет, радостно встречает, преданные глаза,блестящие, как яркие бусинки, глаза, длинный хвостик, ушки торчком, пружинистая походка, мой серый  комочек, длинные усики.

(Устно составляют предложения, переводят на родной язык).

Редактирование текста.

Учащимся предлагается работа по анализу ученического сочинения (текст желательно размножить — по одному на парту).

                                                             Белка.

        У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Окраска шерсти у белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.

        Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, так как на лапках у нее были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дома через форточку, не как другие кошки. А еще она очень любила свежую рыбу. Папа приносил  ее Белке с речки. Он разрешал кошке таскать рыбешек из таза с водой. И Белка  стала большой «специалисткой». У них с папой были хорошие отношения. Вот какая у меня Белка!

Беседа:

- Что  представляет собой сочинение — повествование, описание, рассуждение?

- Прочитайте предложения, в которых ученица описывает кошку. Какие средства она при этом использует? Можно и  по этому описанию представить Белку?

- Найдите предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кошке. Удалось ли автору ярко выразить его?

- О чем можно было бы не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

- Найдите слова, словосочетания, предложения, которые не соответствуют художественному описанию.

- Какие слова и выражения, на ваш взгляд, удачны? Что не понравилось в языке сочинения?

Вывод: анализируя сочинение, отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что это сочинение — описание кошки. В нем высказывается мысль о том, что девочка любила свою кошку, так как  она пытается описать внешний вид кошки, используя прилагательные, сравнения. А дальше ученица сухо и беспристрастно пишет о форме и величине головы, длине усов и хвоста, что было бы уместно в научном , но не оправданно в художественном описании своего домашнего любимого животного. Описание повадок кошки также дано без учета основной мысли. Из сочинения следует, что папа больше любил кошку, чем девочка. Именно для нее он ловил в речке рыбу; не у девочки, а у папы были хорошие отношения с Белкой. Таким образом, тема в основном раскрыта, но автору почти не удалось выразить свое отношение к животному. Следует вспомнить, как это делал, например, А.И.Куприн в своем рассказе о Ю-ю.

   

5. ИТОГ УРОКА.

Учитель: Мы сегодня проделали большую работу. Подведем итоги. Подскажите мне, в какую из этих колонок мне поместить карточки:

УМЕЛИ

НАУЧИЛИСЬ

НАДО НАУЧИТЬСЯ

определять основную мысль

 составлять план

собирать материал

описывать животное по наблюдению

анализировать фрагменты сочинения

использовать художественно-выразительные средства языка

привлекать цитаты художественного слова

подбирать эпиграф

редактировать текст

давать рецензию сочинению

-Помогут ли вам полученные знания самостоятельно написать сочинение?

Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил». Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК.

Написать сочинение о своем домашнем животном, используя, тот материал, который мы собрали на уроке.  

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на месяц. (Заготовлено на  карточках).

Найдите в  сказках разных народов (осетинской, кабардинской, казахской, украинской, армянской, грузинской, и т.п.) описание  животных. Конечно, вы будете использовать литературу на русском языке, т.е. перевод. И всё же постарайтесь найти отличия в звучании описательных конструкций. Подумайте, как повлияли особенности родного языка автора на звучание описания в переводном варианте. Подготовьте короткое выступление на эту тему.  

Самоанализ урока русского языка

 в 6 классе школы-гимназии №7 города Сочи.

Тема: Подготовка к сочинению по теме «Моё любимое животное».

Тип урока: урок развития речи.

Провела: Салова Зоя Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11 станицы Нижнебаканской Крымского района.

       Урок  по теме «Подготовка к сочинению по теме «Моё любимое животное» является  первым уроком развития речи  в разделе  «Повторение пройденного  в 5 классе» за курс 6 класса. Он связан с предыдущими уроками тем, что продолжается закрепление знаний о типах и стилях речи,  совершенствуется навык составления плана сочинения; развивается речь учащихся. Также этот урок помогает расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, повторить, закрепить и обобщить знания и умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы  к сочинению.

       В классе все дети адыгской национальности. Для них русский язык не является родным, но они изучают русский язык в школе с первого класса, поэтому в их сознании сосуществуют системы двух языков. При этом закономерности русского языка ученики воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что приводит к ошибкам. При подготовке к уроку, я, прежде всего, учитывала те трудности, которые должен преодолеть нерусский ученик. Для этих детей особую трудность представляют категория рода, русская предложно-падежная и видовременная системы. Акцент, ошибки в ударении и интонационном оформлении, лексическая и грамматическая интерференция, ограниченный лексический запас, замедленный темп речи, то есть ученик, постоянно ищет слова для выражения своей мысли (переводит с родного языка).

       Учитывая особенности детей класса, я ставила на уроке такие  цели:

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы  к сочинению- описанию    на  тему «Моё любимое животное»;
  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;  
  • закрепить знания о типах и стилях речи,  совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

       Для решения этих задач я выбрала урок развития речи. Считаю, что время урока распределила рационально, соблюдая логическую связь между этапами урока.

       Главный акцент на уроке я делала на развитие речи учащихся, предупреждение и исправление речевых ошибок, обогащение речи описательными конструкциями, умение собирать систематизировать рабочий материал для написания сочинения.

       Готовясь к уроку, я использовала наиболее эффективные методы обучения.

       Метод игры при организационном моменте позволил мобилизовать внимание детей, создать мотивацию дальнейшим действиям по разрешению поставленных задач на уроке и создать ситуацию, при которой школьники самостоятельно сформулировали тему урока и его цели. Этому способствовало и наличие эпиграфа в начале урока.

       Следующий этап урока - комплексная работа с готовым текстом. На этом этапе была организована устная работа с использованием таблиц, изготовленных на основе учебника Е.А.Быстровой. Эта работа актуализировала знания детей, необходимых для дальнейшего анализа текстов разных стилей (художественного и научного).Также я пользовалась карточками с  иллюстрациями собак.

       При составлении плана сочинения, я использовала карточки с готовым текстом, включив игровой момент. Это позволило заинтересовать учащихся и, расположив пункты плана в правильном порядке, лучше запомнить.

       На этапе подготовки материала к самостоятельной творческой работе я применила аудиозаписи, ребята прослушали песню В.В.Шаинского «Пропала собака». Для описания собаки, я использовала карточки с дырками, таблицы-помощники, фотографии, учащиеся составляли синонимичный ряд к слову «забавный». Чтобы преодолеть трудности в работе над вступлением и заключением сочинения, учащимся был предложен тест.

       При подведении итога урока все ребята обратились к эпиграфу и смогли ответить на три вопроса, которые были заданы в начале урока.

       Элемент блочно-модульной технологии был использован как перспективное домашнее задание, осуществляя таким образом преемственность учебных задач.

       Считаю, что выбранные мною методы обучения помогли учащимся лучше и качественнее подготовиться к сочинению. Я использовала возможности кабинетной системы. Все средства обучения: компьютер, аудиозаписи, фотографии, опорные схемы, таблицы, карточки на уроке использовала целесообразно. Высокая работоспособность обеспечивалась в течение всего урока за счёт поддержки благоприятной психологической атмосферы и культурой общения с классом. Считаю, что поставленные цели на уроке были достигнуты.

 

       

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Дикие животные", "Домашние животные" (март)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную...

Конспект урока по окружающему миру " Домашние животные. Домашние питомцы"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 класса УМК "Гармония"....

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?...