Трудные случаи морфологии. Определение одушевленности/неодушевленности
презентация к уроку по русскому языку на тему

Тынчерова Ирина Александровна

Материал подойдет для подготовки к олимпиаде по русскому языку, ОГЭ(ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_sluchai.pptx177.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ МОРФОЛОГИИ Категория одушевленности/неодушевленности имен существительных

Слайд 2

Категория одушевленности/неодушевленности имен существительных Определите, какие понятия можно отнести к одушевленным, а какие – к неодушевленным? растение Покойник труп кукла народ молодежь амёба неодуш . о душ . неодуш . н еодуш . н еодуш . г рамматически не определяется к олеблющиеся показатели

Слайд 3

Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного ? О тнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое, активное и неактивное (кто? девочка – что? стул). Такая оценка субъективна и не совпадает с научной картиной мира - растение , покойник, кукла, народ и др . демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке( покойник- одуш ., толпа – неодуш .). Кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др .), входит и признак подобия человеку.

Слайд 4

2. Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .

Слайд 5

3. Колеблющийся грамматический показатель одушевленности/неодушевленности. Рассмотрим несколько примеров: И с этого момента эмбрион называют плодом – Я видел в колбе эмбриона , закрученного как валторна. Наука микробиология изучает различных бактерий и вирусы – Бактерии можно идентифицировать по морфологическим свойствам. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы – Перед сном ты опять играла у меня в кабинете. Кормила кукол . Вывод?

Слайд 6

Одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные . Происходит колебание носителей языка в отнесении этих предметов к живым или неживым. Тоже самое касается и продуктов питания ( морепродукты ). Например, омары, устрицы, лангусты , раки, креветки. Кальмар ы( м.р ) отварить , нарезать в виде лапши. Рыбаки свозили в город рыбу: весною – мелкую камс у , летом – уродливую камбал у , осенью – макрель, жирную кефаль и кольмар ов . Вы ели рак и ? Вы ловили рак ов ? Неодуш . Одуш .

Слайд 7

Почему существительные мертвец и покойник одушевленные ? Существительные мертвец, покойник, усопший и др. обозначают умерших людей, т.е. обладают признаком ‘человек’ – самым важным для значения одушевленности. А вот слово труп означает ‘тело умершего организма’, т.е. только материальную оболочку. Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные? Перечисленные слова обозначают некоторое множество живых объектов – людей или животных. Это множество осмысливается как единое целое – совокупность живых существ, причем эта совокупность не равна простой сумме ее составляющих. Например, признак «множество», выражающий идею количества в понятии ‘люди’, в понятии ‘народ’ соединяется с идеей качества – ‘совокупность людей в их специфических взаимодействиях’. Таким образом, общий признак слов этой группы – ‘совокупность’ – оказывается ведущим и формирует значение неодушевленности.

Слайд 8

В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), хотя у собирательных существительных вообще одушевленность-неодушевленность не определяется( молодежь, молоко). Одушевленность-неодушевленность определяется только у конкретных существительных, у которых есть как единственное, так и множественное число. Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерии и вирусы, микробы, бактерии; языковое сочетание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам.

Слайд 9

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Одушевлённые Неодушевлённые названия предметов живой природы названия предметов неживой природы названия растений названия богов названия планет по именам богов названия мифических существ , названия фигур в играх, названия игрушек, механизмов, изображений человека мертвец, покойник труп названия микроорганизмов образ, характер

Слайд 10

Алгоритм определения одушевленности\неодушевленности : 1. Проверить , является ли слово существительным. Как это слово мыслится, на какой вопрос отвечает? 2. Поставить слово в форму В.п. множ . числа и поставить слово в форму Р.п. множ . числа. Сравнить. Если совпадают, то это одушевленное существительное, если не совпадают, то – неодушевленное (кроме слов с колеблющимися показателями – необходим контекст, кроме слов обозначающих совокупность.) 4. Если слово не имеет формы множественного числа, то это слова, в которых одушевленность грамматически не определяется.

Слайд 11

1. Вирус 2.Насекомое 3. Мальчик 4. Народ 5. Покойник 6. Кукла 7. Бактерия 8. Любовь 9. Гость 10. Роза 11. Микроб 12. Молодежь 13. Дерево 14 . Рысь 15. Русалка 16. Креветка 17. Молоко 18 . Животное 19. Стая 20. Недра 21. Труп 22. Роза Распределите по группам: 1. Одуш . 2 Неодуш . 3. Колеблющиеся показатели. 4. Не определяется 3 2 1 2 1 2 3 4 1 2 3 4 2 1 1 3 4 1 2 4 2 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 ....

Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных

Грамматическая категория одушевленности - неодушевленности не всегда совпадает с лексическим значением одушевленности - неодушевленности предметов в русском языке....

Презентация по русскому языку. 11 класс. "Обособление определений. Трудные случаи" Подготовка к ЕГЭ.

Использование презентаций и коллективный разбор заданий по пунктуации помогает сконцентрировать внимание учащихся на изученной в 8 классе теме "Обособленные определения". Но в 11 классе мы у...

Таблица с формулой для определения категории одушевленности/неодушевленности существительных

Для определения одушевленности/неодушевленности существительных существует формула, но иногда ученикам ее трудно запомнить. В таблице наглядно иллюстрируется и сама формула и способ ее запоминания....

Трудные случаи определения рода имён существительных (задание 7 ЕГЭ)

В задании 7 на ЕГЭ по русскому языку проверяется знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании форм слов. В этой статье разберём нормы употребления имён существительных (трудные ...