Вводные конструкции, знаки препинания при них.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
- обобщить теоретические сведения о конструкциях и знаках препинания при них;
- совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения;
- развивать навыки расстановки знаков препинания;
- формировать умение правильно использовать вводные и вставные конструкции в текстах разных стилей и типов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok.pptx | 523.11 КБ |
list_otsenki.docx | 29.51 КБ |
1_urok.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Вводные конструкции, знаки препинания при них». Тема урока :
обобщить теоретические сведения о …… конструкциях и знаках ………. при них ; совершенствовать умение отличать ……. конструкции от омонимичных членов предложения ; развивать навыки расстановки знаков препинания при …………… формировать умение правильно использовать …… конструкции в текстах разных …. и …… речи. Цели урока:
обобщить теоретические сведения о вводных конструкциях и знаках препинания при них ; совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения ; развивать навыки расстановки знаков препинания при вводных конструкциях формировать умение правильно использовать Вводные конструкции в текстах разных стилей и типов речи. Цели урока:
1 ) Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение. 2) Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3) Определить, к какой группе по значению относится. 4) Объяснить знаки препинания при вводных конструкциях. План анализа предложений
« Егорушка в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». Проверь себя (группа № 1)
«Егорушка, в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». Проверь себя (группа № 1) , ,
«Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту». Проверь себя (группа № 2)
«Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту». Проверь себя (группа № 2) , ,
«Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное …» Проверь себя (группа № 2 )
«Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное …» Проверь себя (группа № 3) , ,
«Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке вероятно намереваясь залаять …» Проверь себя (группа № 5)
«Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке вероятно, намереваясь залаять …» Проверь себя (группа № 5) ,
«Но вот наконец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то». Проверь себя (группа № 3)
«Но вот , наконец , ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то». Проверь себя (группа № 6)
Бывают вводными Не бывают вводными Бесспорно Авось Обязательно Вероятно Будто К ак будто Возможно Вдруг Якобы Значит Ведь Даже Кажется Вот Непременно Может быть Вряд ли Едва ли Наконец Как раз Именно Очевидно Всё-таки Таким образом Только Почти
слово Является вводным Не является вводным наконец В значении и еще , указывает на связь мыслей В значении наконец-то, под конец, напоследок однако В середине или в конце простого предложения,в том числе и в составе сложного Если начинает вторую часть сложного предложения ,по смыслу =но; в начале простого значит В значении следствия, стало быть Равно по значению означает Внимание
К вечеру , однако, ветер утих. Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих . Исследование синтаксических конструкций
Художественный Публицистический Научный Разговорный К радости К сожалению Следова-тельно По правде сказать Наверное Конечно Значит По слухам, по преданию Казалось Как это случается Наконец Дескать, мол Верно Смешно сказать Таким образом Короче говоря Знаете ли Иными словами Итак Бывало Употребление вводных слов в разных стилях речи
1-я группа 2-я группа Составить связный рассказ о вводных конструкциях , используя вводные слова, указывающие на порядок изложения мыслей. Составить текст – рассуждение на тему: «Нужны ли вводные слова»? Творческая работа
Поисковое : Подготовьте сообщение на тему: «Какие вопросы по теме «Вводные (вставные) конструкции » не затрагивались на уроке ?» Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________
Группа № 1
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа |
«Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 2-я группа: «Егорушка, в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». | |
«Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | а) - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ | |
1-я группа: «Егорушка, в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ | ||
3. | 1я группа Подготовить связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о вводных конструкциях, используя вводные слова, указывающие на порядок изложения мыслей: |
| ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________
Группа № 2. (Краснокутская, Халилова, Попова, Даулетгариева)
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа | Самооценка | Оценка учителя |
1. | «Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 2-я группа: «Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту». | ||
2. | «Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ | ||
2-я группа: «Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, а напротив вгоняли природу в дремоту». | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ | ||||
3. | Творческая работа (создание текста) 2-я группа подготовит связный рассказ (по опорным словосочетаниям) о вставных конструкциях, используя вводные слова, указывающие на порядок изложения мыслей: |
| ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________
Группа № 2
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа |
1. | «Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 1я группа: «Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное…» |
2. | «Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ |
2я группа: «Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное…» | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ | ||
3. | 2я группа Составить текст –рассуждение на тему: «Нужны ли вводные слова»? | ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________
Группа № 4. (Горенко, Кучеренко, Статова, Педченко)
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа | Самооценка | Оценка учителя |
1. | «Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 4-я группа: А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!» | ||
2. | «Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | -Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ | ||
4-я группа: А то бывало едешь мимо балочки и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!» | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ | ||||
3. | 4-я группа напишет сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли вводные слова»? | _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса _______________________________________________________
Группа № 5. (Самсонова, Дудник, Коденко Д, Погорелова)
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа | Самооценка | Оценка учителя |
«Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 5-я группа: «Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно намереваясь залаять…» | |||
2. | «Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ | ||
5-я группа: «Чёрная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке вероятно намереваясь залаять…» | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ | ||||
3. | 5-я группа составит текст публицистического стиля на тему «Функции вставных конструкций в повести Чехова «Степь» Для аргументации: «Раз – это было уже перед вечером – он поднял голову, чтобы попросить пить». «… ели всё необыкновенное (например, зимою, на рождество, подавались малина и клубника) и плясали под дудку…» | ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса ___________________________________________________
Оценочный лист обучающегося 8_____ класса ___________________________________________________
Группа № 3.
Тема урока______________________________________________________________________________________
№ задания | Задание | Памятка | Самостоятельная работа |
«Синтаксическая разминка» | План анализа предложений 1. Выразительно прочитать предложение. 2. Найти вводную конструкцию, объяснить, почему она вводная. 3. Определить функцию конструкции. 4. Объяснить знаки препинания. | 6-я группа: «Но вот наконец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то.» | |
2. | «Омонимия вводных слов и членов предложения» | Наконец – если имеет значение ++++++++ « связи, порядка оформления мысли» Наконец – обстоятельство со значением «напоследок»; можно подставить частицу -то | - Запишите частицы и наречия, которые никогда не бывают вводными:______________________ _________________________________________ |
3-я группа: «Но вот наконец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то.» | б) Определив функцию выделенного слова, составьте предложение с этим же словом, но употребив его в другой роли: ___________________________________________________________________________________________ |
Сочинение по выбору.
Предварительный просмотр:
I.Мобилизующий этап
Учитель: - Добрый день, уважаемые коллеги.
- Здравствуйте, ребята.
- Перед каждым из вас лежит оценочный лист, в котором вы будете фиксировать свои знания, выполняя ряд заданий в продолжение всего урока. Запишите в нём свои фамилии.
II.Определение темы и целей урока
Учитель: Итак, о теме сегодняшнего урока вы сумеете догадаться, прочитав к нему эпиграф. Это слова выдающегося российского и советского лингвиста, профессора, одного из пионеров изучения русского синтаксиса Александра Матвеевича Пешковского.
(Слайд №1): портрет Пешковского, цитата: «Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Почему учёный называет вводные конструкции инородными, чуждыми предложению, «приютившему» их?
(потому что вводные конструкции грамматически не связаны с членами «приютившего» их предложения).не являются членами предложения
- А может быть он утверждает, что они не нужны, употребляя подобные эпитеты? Или всё-таки невозможно обойтись без них в речи?
- Почему? (Потому что они выражают отношение говорящего к сообщаемому, а также указывают на степень достоверности, источник сообщения, порядок и способ оформления мысли и т.д.)
(Слайд № 2): - Исходя из понимания смысла эпиграфа, определите тему сегодняшнего урока?
(Вводные конструкции, знаки препинания при них.)
- Запишите тему в оценочный лист.
(Слайд №3,4): - Учитывая, что урок по данной теме завершающий и опираясь на свои знания о вводных , сформулируйте цели сегодняшнего урока по опорным словам, данным на доске:
- обобщить теоретические сведения о конструкциях и знаках препинания при них;
- совершенствовать умение отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения;
- развивать навыки расстановки знаков препинания;
- формировать умение правильно использовать вводные и вставные конструкции в текстах разных стилей и типов речи.
III. Актуализация
Учитель: - Итак, предмет обобщения определён, цели поставлены, и мы приступаем к их реализации.
Обратите внимание на слово омонимичных.. Что такое омонимы?
Для начала давайте обратимся к учебнику стр 165. «Возьмите на заметку»
Для синтаксического и пунктуационного анализа предложений с вводными конструкциями обратимся к предложениям А. П. Чехова повесть «Степь». Учитель: . Какие ассоциации возникают у вас при слове «степь»? (пустошь, простор, воля, раздолье, выжженная, безжизненная равнина).
Как много увидел он в этой степи Какое богатство красок, наблюдений, впечатлений!
Учитель: - Обратимся к эпизодам повести - описание степи.
- Первое задание, «синтаксическая разминка», при анализе предложений воспользуйтесь алгоритмом:
(Слайд № 5) План анализа предложений
1.Выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
- Какой должна быть правильная интонация? (интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром произнесении вводных слов)
2. Найти вводную (вставную) конструкцию, объяснить, почему она вводная (вставная);
3. Определить функцию конструкции;
4. Объяснить знаки препинания при вводных (вставных) конструкциях;
.
(Слайд № 6,7): иллюстрация Егорушки (Слайд № 7): 1-я группа: «Егорушка, в надежде, что туча быть может уходит мимо, выглянул из рогожи». (Быть может день ненастным, а может ясным вскоре стать)
(Слайд № 10.11): 2-я группа: : Направо темнели холмы, которые казалось заслоняли собой что-то неведомое и страшное… (Казалось мне это или было на самом деле?)
(Слайд № 14,15): 3-я группа: Но вот наконец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. (Да уходите же, наконец)
- Как называется подобное языковое явление, когда одно и то же слово может выполнять разные функции в предложении? (Синтаксическая омонимия) Выполняет фнкцию и вводных слов и роль членов преджения
- Посмотрим слайд 16 случаи омонимии вводных конструкций и членов предложения. (Таким образом, несомненно, бесспорно, очевидно, значит, вероятно)
-Зачитаем учебник стр 167
- Как их отличать друг от друга? Посмотрим на наши оценочные листы(Вводная конструкция грамматически не связана с другими членами предложения в отличие от членов предложения)
- Какими членами предложения чаще всего бывают эти слова? (Сказуемыми и обстоятельствами)
- Какие части речи иногда путают с вводными словами? ( наречия и частицы, которые на письме не выделяются.)
(авось, будто, вдруг, ведь, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как будто, как раз, непременно, обязательно, почти, только, якобы)
Сверьте свои записи: (Слайд № 17 18 (методичка стр 45): проверка: «Бывают вводными, не бывают вв.»
Учитель: - Каких целей мы добивались в этой работе? (отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения; развивали навыки пунктуационного анализа текста
-Учебник упр 254 (по вариантам) у255 у256
2) «Омонимия вводных слов и членов предложения»
Учитель: - Каких целей мы добивались в этой работе? (отличать вводные конструкции от омонимичных членов предложения; развивали навыки пунктуационного анализа текста).
3) Учитель: Наконец мы приблизились к реализации последней и самой важной цели всех предыдущих уроков – совершенствованию умения правильно использовать вводные конструкции в собственной речи.
Скажите, какую функцию они выполняют в художественном тексте?
(Передают чувства говорящего, указывают на степень достоверности сообщаемого, дают эмоционально-экспрессивную оценку, указывают на источник сообщения).
(Слайд№ 19) - Только ли в художественном стиле возможно использование вводныхконструкций? (нет, ещё – в разговорном, публицистическом и научном)
Слайд20- Опираясь на эти знания, вы будете создавать собственный текст с учётом стиля речи, в котором решите работать. Каждая группа получит индивидуальное творческое задание:
4). - Проверка: - Зачитайте фрагменты ваших работ. (Представитель группы зачитывает работу)
5). - Оцените работу товарищей, при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания используйте следующие вводные слова и выражения:
На мой взгляд…
Как мне кажется …
По - моему…
6).- Какую цель мы преследовали, выполняя это задание? (научиться связно, логически последовательно излагать свои мысли, уместно использовать вводные конструкции в разных стилях речи).
- Насколько вам сегодня это удалось? Оцените себя сами! (отметка в листе)
7) - Достаточно подробно мы рассмотрели вопрос о вводных и вставных конструкциях, уяснили их функции в русском языке.
IV. Подведение итогов урока. Выводы.
– Каких из поставленных целей нам удалось добиться?
– Остались ли у вас вопросы по данной теме?
Учитель: - Тема, казалось бы, нами изучена, однако в науке вопрос о вводных и вставных конструкциях всё же до конца не решён: учёные до сих пор не пришли к единому мнению в использовании терминов, в формулировке определения вводных и вставных единиц и даже в выборе знаков препинания. Более того в период стремительного развития компьютерной техники появились новые способы подачи газетного материала: помимо скобок, некоторые средства массовой информации вставляют вводные фрагменты текста между двумя линиями.
Также для подчеркивания значимости информации вставные конструкции выделяют жирным шрифтом или курсивом (иногда жирным шрифтом и курсивом одновременно). Такое выделение, указывающее на взаимодействие речи и изображения, являются своеобразным, характерным для настоящего времени приемом воздействия на читателя и передачи информации масс-медиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)...
Тесты 2 варианта. Знаки препинания при вводных конструкциях, обращениях и междометиях. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Хорошая подготовка к заданию 10 ОГЭ и заданию 17 ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольного теста в 8 классе после изучения этих тем....
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...
Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах
Презентация к уроку...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....
Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них 8 класс
Тема: «Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них»Планируемые результаты:Личностные: формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного исследования в ходе решения ...