Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема: «Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них»
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного исследования в ходе решения общей задачи.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: формирование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.
Регулятивные: формирование умения проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, умение работать самостоятельно, оценивая результаты выполненной деятельности.
Познавательные: объяснять явление вводности как средства выражения субъективной оценки высказывания, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого осложненного предложения.
Предметные: понимать функцию вводных конструкций в речи, научиться анализировать простое предложение, осложненное вводными словами и конструкциями; выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; конструировать предложения с вводными словами, грамотно оформляя пунктуацию в письменной речи и интонационно выделяя конструкции в устной речи, различать вводные слова и члены предложения.
Межпредметные связи и культурологический компонент: акценты и паузы в музыкальном произведении на примере «Итальянской польки» С.В.Рахманинова, сопоставление пауз в музыке и знаков препинания в письменной речи; знакомство с Международным фестивалем им.С.В.Рахманинова
Организация учебного пространства: фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах;
Ресурсы: учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 8 класс», рабочий лист, интерактивная презентация, сайт www.classtools.ru, видеозапись исполнения «Итальянской польки» С.В.Рахманинова
Дидактические средства: учебник, презентация, видеоролик, логическая игра, дидактическая игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_uvarovoy_t.n.doc | 97 КБ |
urok_vvodnye_slova_i_konstruktsii1.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Уварова Т.Н.
учитель русского языка и литературы АНО «Павловская гимназия»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 8-ом классе на тему «Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Тема: «Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них»
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного исследования в ходе решения общей задачи.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: формирование умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности.
Регулятивные: формирование умения проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, умение работать самостоятельно, оценивая результаты выполненной деятельности.
Познавательные: объяснять явление вводности как средства выражения субъективной оценки высказывания, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого осложненного предложения.
Предметные: понимать функцию вводных конструкций в речи, научиться анализировать простое предложение, осложненное вводными словами и конструкциями; выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; конструировать предложения с вводными словами, грамотно оформляя пунктуацию в письменной речи и интонационно выделяя конструкции в устной речи, различать вводные слова и члены предложения.
Межпредметные связи и культурологический компонент: акценты и паузы в музыкальном произведении на примере «Итальянской польки» С.В.Рахманинова, сопоставление пауз в музыке и знаков препинания в письменной речи; знакомство с Международным фестивалем им.С.В.Рахманинова
Организация учебного пространства: фронтальная, индивидуальная работа и работа в парах;
Ресурсы: учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской «Русский язык. 8 класс», рабочий лист, интерактивная презентация, сайт www.classtools.ru, видеозапись исполнения «Итальянской польки» С.В.Рахманинова
Дидактические средства: учебник, презентация, видеоролик, логическая игра, дидактическая игра
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Время (мин.) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения/цель этапа | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | ФОУД (форма организации учебной деятельности учащихся) | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 2–3 мин. | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность Работа с эпиграфом/ Эмоциональный настрой, призыв к сотрудничеству | Эмоциональный настрой. Работа с эпиграфом: Это слова великого французского писателя Виктора Гюго. Чтение эпиграфа. - Как вы думаете, что могут открыть для нас цифры, буквы и ноты? - А если продолжить цепочку глаголов, какой глагол вы поставили бы третьим? | Слушают учителя Отвечают на вопрос Записывают глагол в рабочий лист | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: понимают поставленную перед ними познавательную задачу и решают её Регулятивные: планируют необходимые действия и операции. Коммуникативные: включаются в совместные виды деятельности (с учителем и учащимися). |
2.Целеполагание | 3 мин. | Логическая игра «5 подсказок» Правила: угадать понятие с наименьшим количеством подсказок / Определение темы урока, постановка цели и задач | Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, предлагаю сыграть в игру «5 подсказок». Есть пять суждений о каком-то понятии. Попробуйте угадать это понятие с наименьшим количеством подсказок. Как вы думаете, по какому принципу утверждения расставлены в таком порядке? Зная тему, какую цель поставим на урок? | Слушают задание учителя, анализируют, выбирают ответ Сопоставляют, делают вывод, обосновывают свою точку зрения Определяют тему урока, цели и задачи Записывают тему в рабочий лист | Работа в парах Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, сравнения, классификации. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, ставят учебную цель в процессе освоения знаний Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 5 мин | Работа с упр. №361 учебника/ Осознание того, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков не хватает для решения пробного задания. | Внимательно прочитайте задание к упр.361 и ответьте на вопросы, работайте в парах, чтобы найти правильный ответ. - Какие из предложений выражают собственное отношение говорящего к тому, что сообщается или происходит? Мы столкнулись с проблемой: не всегда уже знакомое слово бывает вводным; Вы видите, что одни и те же слова могут выполнять разные функции, какое явление здесь отражено? Выполните синтаксический разбор 1 предл-я 1 группы и постройте схему 1 предл-я 2 группы. Как обозначим в схеме вводное слово? Проводит опрос по результатам выполнения заданий. - А что значит собственное отношение к сообщаемому? Как я могу относиться к тому, что говорю? Давайте обратимся к схеме на с.206 | Сравнивают предложения, определяют, в какой группе выражается собственное отношение говорящего к тому, что сообщается. Делают вывод о том, что эти же слова могут являться членами предложения. Вспоминают понятие омонимии. Выполняют синтаксический разбор, строят схему предложения с вводным словом в рабочих листах, решая затруднение в обозначении вв.с. На доске ученик рисует схему. Отвечают на вопросы | Работа в парах Индивидуальная Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, сравнения, классификации, строят логическую цепь рассуждений, делают выводы. Регулятивные: выполняют самопроверку и взаимопроверку Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | 5 мин. | Аналитическое чтение теоретической статьи учебника Составление вопросного плана / Обобщение и конкретизация знаний | Прочитайте внимательно материал учебника на с. 203 Составьте вопросы к теоретическому материалу. - Сколько вопросов у вас получилось? - А сколько абзацев в тексте? Давайте обсудим и выберем те вопросы, при ответе на которые мы сможем всё рассказать о вводном слове. | Анализируют текст, составляют вопросы Выслушивают ответы, чтобы выбрать главные вопросы. Ученик на доске записывает вопросы | Парная Фронтальная | Познавательные: аналитическое чтение, осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, структурируют информацию Регулятивные: осуществляют самоконтроль Личностные: анализируют причину успеха или неуспеха |
Музыкальная пауза | 2 мин. | Итальянская полька С.В.Рахманинова | Рассказ о Международном Рахманиновском фестивале. Как вы думаете, какова роль акцентов и пауз в музыкальном произведении. А что выполняет ту же роль в предложении? | Слушают отрывок, делают вывод о паузах и акцентах в музыке, сравнивая паузы с интонацией и знаками препинания в предложении | Просмотр видеоролика Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, сравнения. Личностные: знакомятся с творчеством С.Рахманинова |
4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | 5 мин | Аналитическое чтение теоретической части статьи учебника на с.204 / Выстраивание алгоритма действий при анализе предложений с вводной конструкцией. | О чём идёт речь в статье? - Давайте обобщим, что же нужно делать, чтобы не спутать вводное слово с членом предложения и правильно его выделить в устной и письменной речи. - А в чём главное отличие члена предложения от вводного слова? | Читают и определяют, о чём говорится в тексте Вырабатывают способ действий Отвечают на вопрос | Индивидуальная Парная Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, сравнения, интонационное чтение Регулятивные: осуществляют самоконтроль Личностные: анализируют причину успеха или неуспеха |
5.Реализация построенного проекта | 2 мин. | Приём «Избегайте ловушек» Конструирование предложения / Формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Распределите предложения с омонимичными формами. Попробуйте прочитать омонимичные члены предложения с интонацией вводных слов, что изменится? Перестройте предложение, добавив в него подходящие по смыслу вводные слова. Поставьте вводные слова в начало предложения и в середину. | В зависимости от задач слова распределяют предложения по столбикам Работаю в рабочем листе: в предложение добавляют вводные слова. Делают микровывод о месте вводной конструкции в предложении и о выделении запятой. | Индивидуальная Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 3 мин. | Приём «Лови ошибку» Решение задания по выработанному проекту и обязательное проговаривание каждого этапа, объяснение и аргументация своего действия / Формирование умения видеть вводные конструкции, понимать их функцию, выделять запятыми на письме и паузами в речи | Применяя алгоритм действий, проанализируйте предложения, выявив пунктуационные ошибки, объясните их | Слушают задание учителя Анализируют текст, находят ошибки, объясняют их Осуществляют самопроверку | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: выбирают эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: оценивают результаты деятельности, корректируют собственные учебные действия |
8. Творческая работа | 5-7 мин. | Разноуровневое задание на составление текста по заданной теме / Формирование умения использовать вводные конструкции в собственной письменной речи | На выбор: Составьте текст на тему «Моя любимая школа», использую в каждом предложении уместные вводные слова. За помощью обратитесь к схеме а с.206 или Составьте текст, используя подготовленный ряд вводных слов, порядок вводных слов не меняйте. | Выполняют задания учителя, анализируют | в парах | Познавательные: строят речевое высказывание в письменной форме Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах. Регулятивные: оценивают свою и чужую работу, исправляют и объясняют ошибки. |
9.Этап включения в систему знаний и повторения | 4 мин. | Доведение полученного навыка до автоматизированности использования и подготовка учеников к дальнейшему погружению в тему. | Давайте вернёмся к вопросам на доске и попробуем на них ответить | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения поставленных задач операции анализа, сравнения, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности |
11.Домашнее задание. | 2-3 мин. | Знакомство с дидактической игрой / Осознание учащимися значимости выполнения заданий и упражнений не только в классе, но и дома . | Как вы думаете, что нужно сделать дома, чтобы на следующем уроке свободно работать с вводными словами в тексте? Для закрепления знаний используйте дидактическую игру http://www.classtools.ru/game.html?ii=4668 Составьте текст (10-12) предложений по теме «Зачем нужны нам вводные слова» используя при этом вводные слова с разным значением. Какой тип речи вы будете использовать? или выполните упр. 363 | Отвечают на вопрос; записывают домашнее задание | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний и роль самостоя Регулятивные: составляют план деятельности |
12.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 2-3 мин. | Опрос, рефлексивное задание: выбери и закончи предложение / Соотнесение цели, которую ставили на уроке и результатов деятельности | - Что нового узнали на уроке? - В чём испытывали трудности? - Какое задание вызвало наибольший интерес? | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою и чужую работу, осознают правило контроля. Коммуникативные: |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 подсказок 1. Эти слова на письме выделяются запятыми 2. В устной речи выделяются паузой 3. Эти слова могут выражать разные чувства 4. Они не являются членами предложения 5. Это не обращения и не междометия ВВОДНЫЕ СЛОВА
Тема урока: Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них Цель урока: научиться анализировать простое предложение с вводными словами и конструкциями, определяя их функцию; конструировать предложения с вводными словами, грамотно оформляя пунктуацию в письменной речи и интонационно выделяя конструкции в устной речи.
Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них
1 апреля исполнилось 150 лет со дня рождения великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова, всей душой полюбившего уваровский край.
Таким образом ты ничего не добьёшься. Он возможно меня не услышит. К сожалению о прошлом добавилась тревога о будущем. Таким образом нам не хватает ещё несколько дней. Твоё зачисление в институт вполне возможно. Я к сожалению не смогу прийти. ИЗБЕГАЙ ЛОВУШЕК
1)Таким образом ты ничего не добьешься. 2)Твое зачисление в институт вполне возможно. 3) К сожалению о прошлом добавилась тревога о будущем. 1)Таким образом, нам не хватает еще нескольких дней. 2)Он, возможно, меня не услышит. 3)Я, к сожалению, не смогу прийти. Члены предложения Вводные слова
Введите в данное предложение разные вводные конструкции, расположив их в начале предложения и в середине. День сегодня будет тёплый и солнечный. Наверное, день сегодня будет тёплый и солнечный. День сегодня , скорее всего, будет тёплый и солнечный. По сообщению синоптиков, день сегодня будет тёплый и солнечный. День , к счастью, сегодня будет тёплый и солнечный. Кстати, день сегодня будет тёплый и солнечный.
Вопросы для анализа: С какой целью вводятся в предложение вводные слова и сочетания слов? Изменяется ли смысл предложения? Если эти слова не влияют на содержание предложения, будут ли они членами предложения? От какого условия зависит постановка знаков препинания? Выделяются ли вводные слова интонационно? Каким образом интонация помогает выделить вводное слово?
Закрепим: Вводные конструкции – это слова и сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает; Они не являются членами предложения; На письме выделяются запятыми, а в устной речи – интонацией вводности (паузой и сравнительно быстрым темпом произнесения).
Найди ошибки: Она наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем. (Фадеев) Жизнь кажется ещё не начиналась. (Паустовский) У Песоцкого, говорят яблоки с голову…(Чехов) Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться. (Чернышевский) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он, может, привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься, влюбиться. (Чехов)
Найди ошибки: Вв.с Она , наверно, по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем. (Фадеев) Вв.с Жизнь , кажется , ещё не начиналась. (Паустовский) Вв.с У Песоцкого, говорят , яблоки с голову…(Чехов) Вв.с Словом, Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться. (Чернышевский) Ему почему-то пришло в голову, что в течение лета он может привязаться к этому слабому, многоречивому существу, увлечься, влюбиться. (Чехов)
Что нужно сделать дома, чтобы на следующем уроке вы легко продолжили работу по теме? Для чего нужно знать группы вводных слов по значению?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Закрепить теорию по теме «Вводные слова и конструкции» Составить текст (10-12) предложений по теме «Зачем нужны нам вводные слова» используя при этом вводные слова с разным значением или 2. Выполнить упр. 369 3. Дидактическая игра «Значение вводных слов» Сайт: http://www.classtools.ru/
"На сегодняшнем уроке я узнал…" "Я похвалил бы себя…" "Особенно мне понравилось…" "После урока мне захотелось…" "Я мечтаю о …" "Сегодня мне удалось…" "Я сумел…" "Было интересно…" "Было трудно…" "Я понял, что…" "Теперь я могу…" "Я почувствовал, что…" "Я научился…" "Меня удивило…" Выберите две близкие вам фразы и закончите их
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»
Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...
8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"
Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...
Самостоятельная работа Вводные слова и словосочетания. Знаки препинания. 8 класс
.Самостоятельная работа Вводные слова и словосочетания. Знаки препинания. 8 класс...
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)
Тема урока. Вводные слова и вводные конструкции, знаки препинания при них (обобщение)...
Урок по русскому языку для 8 класса.Закрепление по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями».
На уроке используется групповая, индивидуальная работа, работа в паре, фронтальный опрос. Урок построен по учебнику Бархударова....
Вводные конструкции, знаки препинания при них.
- обобщить теоретические сведения о конструкциях и знаках препинания при них...
Вводные слова и словосочетания. Знаки препинания при них
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе УМК М.М.Разумовской . урок изучения нового материала...