Глагол
материал по русскому языку на тему

Глагол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Глагол141 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение  Иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по учебной дисциплине  «Русский язык»

Глагол и отглагольные формы

Ангарск, 2016г.

Рассмотрено и одобрено                                                          Утверждаю:

на заседании  ПЦК                                                                Директор АТСТ

гуманитарного цикла                                                          _______ Леснов В.Н.          

Протокол № 02      от

«11 » 10.  2016 г.

Председатель ПЦК

___________ Н.В.Ефремова

Составитель: Ефремова Н.В., преподаватель русского языка и литератур  высшей квалификационной категории ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий» Рецензент:  Денисевич Т.А., преподаватель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории, ОГБОУ СПО «Ангарский педагогический колледж»

Содержание

1.Пояснительная записка

2. Глагол как часть речи

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест

3. Причастие как часть речи

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест

4. Деепричастие как часть речи

а) теоретический материал;

б) тренировочные упражнения;

в) проверочный тест

5. Контрольный тест по теме «Глагол и отглагольные формы»

6. Литература

Пояснительная записка

Учебное  пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными образовательными стандартами.

   В данном пособии собран и систематизирован дидактический материал для проведения обучающих и проверочных работ по разделу «Глагол и отглагольные формы». Упражнения разнообразные, дополняющие друг друга, в процессе выполнения которых реализуется многоаспектный подход к анализируемому тексту, осуществляется единая система работы по орфографии и развитию речи.

    Структура пособия соответствует структуре учебника по русскому языку.

В пособии используются как традиционные виды работ, так и редко используемые в повседневной работе преподавателя.

   В каждом разделе материал располагается таким образом: сначала даются менее сложные работы, затем усложняются.  За теоретическим материалом каждого раздела даны тренировочные упражнения и проверочные тексты. К каждому тексту, включенному в пособие, предлагаются разнообразные задания по развитию речи, по орфографии. Они даются в определенной системе, регулярно повторяются и постепенно усложняются. В некоторых разделах пособия имеются тексты и задания повышенной трудности, которые могут быть использованы в самостоятельной работе для сильных обучающихся.

    Задания помещаются перед текстом, если они должны быть выполнены обучающимися до или во время письма; за текстом следуют те задания, которые выполняются после записи и анализа текстового материала упражнений.

     Предлагаемая система работы по орфографии, пунктуации одновременно с закреплением основных умений по развитию речи помогает повысить грамотность и вооружает обучающихся умениями излагать свои мысли в устной и письменной форме.

     В заключении дан контрольный тест по данной теме для проверки знаний обучающихся.  

Глагол как часть речи

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает

  • действие,
  • состояние,
  • отношение:

писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, 
учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.


В зависимости от вида

  • совершенного вида,
  • несовершенного вида.


По переходности

  • переходные,
  • непереходные.


По возвратности

  • возвратные,
  • невозвратные.


По типу изменения

  • 1-го спряжения,
  • 2-го спряжения,
  • разноспрягаемые,
  • особо спрягаемые.


По характеру действующего лица

  • личные,
  • безличные.

Изменение глаголов

Глаголы изменяются 
по наклонениям, которых три:

  • изъявительноеМы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение;
  • условное (сослагательное)Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи;
  • повелительноеСемь раз отмерь — один отрежь; Век живи — век учись.


В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, которых три:

  • настоящееСветит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает;
  • прошедшееВ тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь;
  • будущееУзнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицами и числам (спрягаются)

пишу — пишешь — пишет — пишем — пишете — пишут; 
прочитаю — прочитаешь — прочитает — прочитаем — прочитаете — прочитают;
буду писать — будешь писать — будет писать — будем писать — будете писать — будут писать.


В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:

писал — писала — писало — писали;
прочитал — прочитала — прочитало — прочитали.


Начальная форма глагола — 
инфинитив (неопределённая форма глагола)гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь.

Среди форм глагола выделяются 

  • спрягаемые (формы наклонений),
  • неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Синтаксическая роль глагола

В предложении глагол может быть

  • сказуемымСтану сказывать я сказки;
               ════════════
  •                                            подлежащим: Учиться  всегда пригодится

дополнениемСамые чистые рубахи велит капитан надеть;
                                                                                          ––––––

  • определениемЯ поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно;

обстоятельствомОн решил сходить к Туркиным посмотреть, что это за люди.

Тренировочные упражнения по теме «Глагол»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

 

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

 

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

 

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

 

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.

 

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

 

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

 

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

 

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

 

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.

 

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

 

 Тест по теме «Правописание глаголов»

 

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает...ся

2)      мне не нравит...ся

3)      будет строит...ся

4)      крапива жалит...ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят...ся

2)      будет старат...ся

3)      не хочу злит...ся

4)      прут гнет...ся

3.      В каком варианте пишется Ь?

1)      болт закрепит...ся

2)      больной лечит...ся

3)      вопрос выяснит...ся

4)      надо распорядит...ся

4.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      Мечта может осуществит...ся.

2)      Дождь должен прекратит...ся.

3)      Он ни к кому не обратит...ся.

4)      Ученик не может сосредоточит...ся.

5.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор...шься

2)      мы накол...м дров

3)      лицо пыш...т здоровьем

4)      мы высп...мся

6.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ...тся

2)      терп...шь боль

3)      никого не обид...т

4)      вы все предвид...те

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян...т

2)      все забуд...тся

3)      увид...л друга

4)      калачом не заман...шь

8.      В каком слове пишется буква И?

1)      тяжело дыш...т

2)      проща...мся молча

3)      стел...т постель

4)      ничего не увид...ли

9.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел...т кофе

2)      крупы порт...тся

3)      они справ...тся

4)      занятия оконч...тся

10.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор...т швы

2)      родители хлопоч...т

3)      они ма...тся без дела

4)      дети стро...т дом из песка

11.  В каком варианте пишется И?

1)      ты скоро выздорове...шь

2)      собака ла...т

3)      ночь дыш...т прохладой

4)      ветер ве...т

12.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде...тся

2)      они услыш...т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж...т

4)      колыш...тся травы

13.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот...ла

2)      воздух нас опьян...л

3)      повесел...л ребят

4)      край обезлюд...л

14.  В каком варианте в глаголе пишется И?

1)      поместье обедн...ло

2)      я обессил...л от тяжкого труда

3)      солдат обескров...л от раны

4)      голод ослаб...л организм

15.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед...вать отделом

2)      оправд...вать друга

3)      исповед...вать христианство

4)      завид...вать согласию

16.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт...вать печаль

2)      приз...вать к примирению

3)      задум...ваться над своей судьбой

      4)      попроб...вать заглянуть в будущее

Причастие как часть речи

Причастие — особая (неспрягаемая) форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?:

Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати вёрст, и важна должна быть причина, его к тому побудившая.
Волнуемый воспоминаниями, я забылся.


Причастие совмещает морфологические признаки глагола и прилагательного.

Признаки глагола:

  • вид
    решившийся — решиться, побудившая — побудить, 
    засыпающего — засыпать, волнуемый — волновать;
  • переходность:
    поющий (кого? что?) песню — бегущий, летящий;
  • возвратность:
    поднимавший груз — поднимавшийся по лестнице;
  • залог:
    атакующий противника — атакуемый противником,
    читающий журнал — читаемый журнал;
  • время:
    сидящий — сидевший,
    ведомый — приведённый.

ВНИМАНИЕ!
Причастия не имеют формы будущего времени!


Признаки прилагательного:

  • общее значение (признак предмета): 
    какой? синий дом — синеющий простор,
    какая? плакучая ива — плачущая девчушка,
    какое? весомое замечание — висевшее ружьё;
  • род (изменяются по родам):
    слушающий — слушающая — слушающее,
    прочитанный — прочитанная — прочитанное;
  • число (изменяются по числам):
    несущий — несущие, спрягаемый — спрягаемые,
    спавший — спавшие, прочитанный — прочитанные;
  • падеж (изменяются по падежам):
    сказавший — сказавшего — сказавшему — сказавшим — сказавшем,
    бегущий — бегущего — бегущему — бегущим — бегущем;
  • склонение (склоняются по тем же моделям):
    вечерн-ий — вечереющ-ий, вечерн-его — вечереющ-его, вечерн-ему — вечереющ-ему,
    зелен-ый — гоним-ый, зелен-ого — гоним-ого, зелен-ым — гоним-ым, зелён-ом — гоним-ом;
  • синтаксическая функция (являются определениями и именной частью сказуемого):
              прил.                           прил.
    Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит...
             ~~~~~~                     ~~~~~~~~~~   
         прич.
    Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.
    ~~~~~~~~~~
  • наличие полной и краткой формы:
    сильный — силен, 
    указанный — указан.

Классификация причастий

  По залогу

 

*  действительные,

*  страдательные.

По времени

  • настоящего времени,
  • прошедшего времени.

По виду

  • совершенного вида,
  • несовершенного вида.

Изменение причастий

Причастия 
изменяются

  • по падежам,
  • по числам,
  • по родам (в единственном числе),
  • могут иметь полную или краткую форму.

Синтаксическая роль причастий
В предложении причастие выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого:

 На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине 
            ~~~~~~  ~~~~~
заблестела слюдяным блеском осенняя паутина (А. Куприн).

Передо мною тянулось ночною бурею 
взволнованное море,
                                                                   ~~~~~~~~~~~
и однообразный шум его, подобный ропоту 
засыпающего 
                                                                            ~~~~~~~~~~
города, напомнил мне старые годы... (М. Лермонтов).

По заслугам потомками будет 
оценена дерзость тех, чья отвага водила полки (А. Сурков)                                      ═══════

Тренировочные упражнения по теме "Причастие"

Упражнение 1.

Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

 

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

Упражнение 2.

Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите суффикс и укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

 Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены.

 Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

 Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Упражнение 3.

Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН.

 Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.

 Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

 1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Упражнение 5.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

 Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

 Упражнение 6.

Прочитайте текст и выполните задания.

 Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего3 звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой3 сокровищницы языка живого, сотворенного3 и, однако же, без устали творящего3, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

 

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.

5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

Тест по теме "Причастие" 

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

А) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

Б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

В) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

Г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

А) 2

Б) 3

В) 4

Г) 5

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

А) закрутить — закрутивший

Б) решать — решенный

В) возвращаться — возвращающийся

Г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

А) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

Б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

В) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

Г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-гдесохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

А) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Б) снесенного — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением;

В) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением;

Г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением.

 

Деепричастие как часть речи

Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает действие, добавочное по отношению к сказуемому, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?:

Визжа, ползёт тяжёлая лебёдка... (Г. Иванов);
Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении (М. Лермонтов).

Деепричастие совмещает морфологические признаки глагола и наречия.


Признаки глагола:

  • вид (совершенный и несовершенный):
    решать — решая, решить — решив,
    играть — играя, сыграть — сыграв;
  • переходность:
    читая (кого? что?) книгу,
    посмотрев (кого? что?) фильм;
  • возвратность:
    одевая — одеваясь,
    присмотрев — присмотревшись;
  • способность определяться наречием:
    правильно понимать — правильно понимая, поняв,
    быстро взлететь — быстро взлетев, взлетая.


Признаки наречия:

  • неизменяемость;
  • синтаксическая функция (в предложения является обстоятельством):
    Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки (М. Лермонтов).


Классификация деепричастий

Разряды по виду

  • совершенного вида,
  • несовершенного вида.

Изменение деепричастий

Деепричастия 
не изменяются.

Синтаксическая роль деепричастий

Деепричастие в предложении является 
обстоятельством:

Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин и начал свои наблюдения (М. Лермонтов).
─·─·─

В груди, дымясь, чернела рана (М. Лермонтов).
              ─·─·─·─·

Тренировочные упражнения по теме "Деепричастие" 

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

 Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

 И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

 Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой  пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

 1) Какова тема и главная мысль текста?

2) Определите его стиль, докажите.

3) Какие типы речи характерны для текста?

4) Какой образ создает автор, описывая грибы?

5) Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?

6) Найдите предложение с деепричастием, запишите его.

7) Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.

8) Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

 1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

 

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

 

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

 Построить, услышать, завить, растаять.

 Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

 Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

 

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

 

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

 

Тест по теме "Деепричастие" 

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

 6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

 Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельст

Тест по теме «Глагол и отглагольные формы»

1. Какие морфологические признаки имеет глагол?
А) падеж, наклонение, род;
Б) склонение, лицо, время;
В) вид, наклонение, время, лицо, число;
Г) род, число, падеж;
Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж.


2. Выберите вариант с переходным глаголом:
А) любить музыку;
Б) зайти за другом;
В) уйти домой;
Г) улыбаться девушке;
Д) одеться к ужину.


3. Какие глаголы обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени;
Б) возвратные глаголы;
В) глаголы неопределенной формы;
Г) глаголы прошедшего времени;
Д) глаголы будущего времени.


4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
А) выбросить, взять, просмотреть;
Б) приехать, сочинить, построить;
В) поздравить, сказать, взять;
Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять;
Д) написать, дыхнуть, выбросить.


5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.


6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.


7. Какие глаголы являются безличными?
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится


8. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.


9. В каких глаголах пишется ь?
А) в инфинитиве, во II лице единственного числа, в повелительном наклонении;
Б) в глаголах I спряжения условного наклонения;
В) в глаголах II спряжения повелительного наклонения;
Г) во всех безличных глаголах;
Д) в глаголах прошедшего времени.


10. Как образовать видовую пару глаголов: разрезать, рассыпать?
А) с помощью перестановки ударения;
Б) с помощью приставок;
В) с помощью суффиксов;
Г) путем чередования гласных в корне;
Д) с помощью приставок и суффиксов.


11. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.


12. Выберите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:
А) рад..вать, проб..вать;
Б) во..вать, гор..вать;
В) побесед..вать, расслед..вать;
Г) чувств..вать, мотивир..вать;
Д) оборуд..вать, завид..вать.


13. Выберите вариант с глаголами I спряжения:
А) встречаться, решать;
Б) обидеть, лечить;
В) решить, встретить;
Г) исправить, торопиться;
Д) накормить, заблудиться.


14. Выберите вариант с глаголами II спряжения:
А) добыть, желать;
Б) вязать, добывать;
В) играть, искать;
Г) спорить, утешить;
Д) обещать, ругать.


15. Какие причастия имеют краткую форму?
А) цветущее поле;
Б) плескавшиеся о берег волны;
В) покрытые снегом горы;
Г) бившиеся о гранитные берега;
Д) ползущий по земле.


16. От каких глаголов можно образовать только одну форму причастий?
А) побелеть;
Б) краснеть;
В) раскрыть;
Г) разбрасывать;
Д) колоть.


17. Выбрать причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.


18. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.


19. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.


20. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричаст-ным оборотом, не обособляется?
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...