Словарная работа как источник развития языковой личности.
статья по русскому языку (7, 9 класс) на тему
Овладение речью – фактор не только общественно, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 151.48 КБ |
k_dokladu.pptx | 509.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарная работа как источник развития языковой личности. (Слайд)
Овладение речью – фактор не только общественно, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека.
Что хочет и должен уметь человек как существо, обладающее языком?
Он хочет не испытывать затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо. Говорящий стремится к тому, чтобы то, как он говорит, способствовало тому, зачем говорит с целью расположить слушателей в его пользу. Совокупность свойств человека, о котором можно сказать «говорит свободно, непринужденно, рассказывает увлекательно, вдохновенно, находит общий язык с любой аудиторией», дает нам некоторое представление о языковой личности.
(Слайд 2) За термином языковая личность стоит субъект, обладающий комплексом способностей и свойств, позволяющих ему говорить, общаться, воспринимать речь, извлекать информацию из текстов, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации.
Работу по воспитанию языковой личности надо начинать уже в начальной школе и продолжать систематически и планомерно в среднем и старшем звене. Тогда речь старшеклассников будет содержательной и точной, понятной и правильной, выразительной и образной.
Решению этой задачи во многом способствует работа по обогащению словаря учащихся. Я провожу ее как на уроках русского языка, так и литературы. Работу с трудными словами (первый этап) я начинаю с лексических упражнений..
(Слайд 3) Лексические игры;
Приведу несколько примеров данного вида деятельности:
- Лексическая игра «Составь самое большое предложение». Суть игры заключается в следующем: составить одно связное предложение, используя как можно больше словарных слов. В качестве примера приведу текст, составленный ученицей 7 класса: В нашей гимназии с красивым интерьером имеется богатая библиотека, глубокий бассейн для аккуратных учеников с хорошим аппетитом, которые любят вдыхать аромат цветущей сирени, растущей в школьной саду.
- При изучении фразеологизмов интересный, увлекающий детей приём «Составь пару» (учащимся предлагается два вида карточек. На одних записаны фразеологизмы, на других - толкование значений, нужно создать пару. Если учащиеся допустят ошибки, то обратятся к фразеологическому словарю). Например, воду мутить – извлекать выгоду,
как с гуся вода - всё нипочём,
кот наплакал - мало.
- Для предупреждения ошибок в употреблении слов провожу игровой приём «Объясни разницу» (Даются пары слов: представить - предоставить, пребывание - прибывание, одеть - надеть, экономный - экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, составить с ними словосочетания или предложения, при затруднении обратиться к толковому словарю.)
(Слайд 4) Задания творческого характера. Составление кругограмм. Приведу примеры работ, составленных учащимися по теме «Вводные слова»:
(Слайд 5) Анаграмма - литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
(Слайд 6) Логогрифы
Логогриф – это загадка, по условиям которой новое слово получается из заданного слова путём добавления, отбрасывания или вставки нового звука или слога.
Задание. Отгадайте загадку, добавляя, удаляя один звук или слог, чтобы получилось новое слово.
Целое слово – часть дерева, без одной буквы – река, без двух местоимение, без трех предлог.
Ответ: крона, Рона, она, на.
(Слайд 7) Метаграммы
Метагрмма (от греч.) – это стихотворная загадка, по условиям которой из заданного слова, путем замены одной буквы другой или перестановкой начальных слогов, получается новое слово.
Например: грим; Рим; им.
дом; том; галка; палка; карта; парта; соль; моль.
Работа со словарями. Ученики делятся на несколько групп и получают карточки с диалектными словами. Нужно объяснить их значение, используя словарь диалектных слов, и составить с ними предложения: 1) Певень, вишенник 2) Лошак, кочи 3) Бисной, лыва 4) Утирка, курень 5) Махотка, бурак.
Чтобы работа не прошла даром, необходимо закрепить значение изученных слов.
Иногда предлагаю по памяти в течение 3-5 минут написать изученные слова или дать (устно, письменно) толкование отдельных слов. Орфографические навыки закрепляются на контрольных словарных диктантах.
Точность речи во многом зависит от правильного использования слова. Если словарное слово многозначное, то вспоминаем, что такое многозначность. Ставлю проблемные вопросы, выполняем ряд заданий:
- Объясните, почему одним словом названы разные предметы, признаки. Что их объединяет? Воздушный, редкий.
- Какое значение имеет данное слово в разных сочетаниях? Привести примеры пословиц или отрывков из художественных произведений. Красный молодец, красная девица, Красная площадь.
- Проведите небольшое исследование. Установите в процентах соотношение количество однозначных и многозначных слов на букву «е» (или другую) в толковом словаре. Из 33 слов – 20 многозначных и 13 однозначных.
Сопоставительный анализ:
По словарю иностранных слов определите, сколько значений чаще всего имеют заимствованные слова… Учащиеся определили: чаще всего – одно значение. Реже 2 или 3.
Например: на букву А только 2 слова имеют 3 значения – абсолютный, абстиненция.
Аукцион (заимствованных слов)
Учащиеся по очереди называют заимствованные слова. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним.
Галстук, мотороллер, джем, конфитюр, аттракцион, соло, метро, караван, сарай и др.
Обращаю внимание на прямое и переносное значение слова:
- На основании какой связи или по какому признаку произошел перенос наименований?
Неумение различать омонимы также приводит к неточности выражения мысли (вспоминаем омонимы, омографы, омофоны, омоформы).
- Какие из приведенных слов омонимы? Проверьте по словарю, составьте словосочетания. Красивое лицо, действующее лицо.
- Письменно просклоняйте омонимы.
- Определите, с помощью каких морфем они образованы и какие фонетические явления произошли при их образовании.
Интересны виды заданий со словами – терминами:
- Укажите, к каким наукам относится слово; значение какого слова не знаете (уточните по словарю).
- Назовите способы образования данных слов;
- Разделите термины на группы:
- которые вы можете объяснить;
- значение которых знаете приблизительно;
- которые вам не знакомы.
4) Проанализируйте терминологию и определите, как возникают варианты наименований.
Всегда ли это синонимичный ряд?
Например, стандартизация – упорядочение – кодификация, унификация, оптимизация – стабилизация.
- Прослушайте художественный текст и укажите термины, которые стали общеупотребительными.
В настоящее время основной задачей учителя является понимание того, что знания нужно давать не в готовом виде, а чтобы они были предметом поиска.
Одной из форм работы в данном направлении можно считать лабораторную работу, которая во многом обогащает словарный запас учащихся.
(Слайд 8) Лабораторная работа - это тренировка использования полученных знаний на практике.
При проведении лабораторных работ следует учитывать следующие особенности:
1. Задания для индивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе — 6-8 человек. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироваться результаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
2. Время выполнения лабораторной работы.
3. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:
1) подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;
2) проведение лабораторной работы:
а) четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
б) оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;
в) самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапе работы — контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;
г) подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.
Каждая лабораторная работа начинается с задания: найдите в указанных словарях толкование термина, перепишите в тетрадь. Сравните с определением в соответствующих параграфах из вашего учебника. Ответьте на вопрос: что объединяет эти определения и чем они отличаются друг от друга. Сделайте вывод, запишите его в тетради.
Как особый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируют умения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы.
Таким образом, упражнения по обогащению словаря учащихся должны занять важное место в планах учителя.
А основа успеха – в планомерной работе, учитывающей особенности и возможности класса и принцип постепенного возрастания трудности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Языковая личность - субъект, обладающий комплексом способностей и свойств, позволяющих ему говорить, общаться, воспринимать речь, извлекать информацию из текстов, создавать устные и письменные речевые произведения, отвечающие цели и условиям коммуникации.
Лексические игры: «Составь самое большое предложение». « Составь пару» « Объясни разницу»
кругограммы К О Н Е Ч Н О
Анаграмма
Лабораторная работа - это тренировка использования полученных знаний на практике. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы: 1) подготовительный этап, повторение теоретических сведений; 2) проведение лабораторной работы: а) четкое определение целей, порядок выполнения работы; б) оснащение работы ; в) самостоятельное выполнение работы ; г) подведение итогов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа как способ развития речи.
Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе...
Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности
В данной статье автор знакомит читателей с опытом применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"
Перезентация: "Развитие языковой личности в условиях современной социокультурной ситуации"Доклад был представлен на Всероссийской конференции по русскому языку «Речевое развитие обучающихся – основа р...
Отчет о работе в региональной инновационной площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности" в 2014-2015 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке "Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности"...
Отчет о работе в региональной инновационной площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности» в 2015-2016 гг. в МБОУ города Мценска "Средняя общеобразовательная школа №4"
Отчет о проделанной работе в площадке «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности»...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"
Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе....
Словарная работа как средство развития речи школьников-билингвов
В статье рассмотрены методические аспекты и педагогические приемы, используемые в развитии речи школьников-билингвов...