элективный предмет для 11 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему

Филимонова Ольга Вячеславовна

"Стилистика и редактирование текста" - элективный предмет в 11 классе в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilistika_i_redaktirovagnie_teksta_11_kl.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

  Программа элективного  курса «Практическая стилистика» решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Программа данного курса предусматривает развитие активной речевой деятельности учащихся, творческого мышления, осознание ими важных идей мировоззренческого характера – связь языка и действительности, языка и мышления. Выработка у учащихся навыков правильной устной и письменной речи – одна из важнейших задач и одновременно один из способов формирования их интеллекта.

 Элективный курс «Практическая стилистика»  предназначен для учащихся 11 класса. Программа рассчитана на 34 часа. Данная рабочая программа разработана на основе программы  Программа общеобразовательных учреждений: русский язык: для гуманитарного профиля: культура речи и стилистика; общие сведения о языке; основы словесности; основы риторики; основы редактирования; церковно-славянския язык. – М.: Просвещение, 2005.

  Изменения, внесённые в программу, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Цели данного курса:

  • создать условия для углубления, расширения  и закрепления основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;
  • отработать навыки стилистического анализа текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка;
  • развивать  навыки стилистической правки текста;
  • способствовать росту речевой культуры выпускника.

          Программа элективного курса направлена на достижение следующих задач:

  • формирование коммуникативной грамотности и развитие коммуникативной  культуры;
  • проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
  • знакомство старшеклассников с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции, использование её в тексте.

Содержание данного элективного курса максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей лингвистической культурой. Особенностью курса является его направленность на усвоение и закрепление ранее полученных теоретических сведений  по курсу стилистики, на формирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет  в системе школьного образования. В результате обучения выпускники получают возможность совершенствовать  и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, обеспечивающих результативную сдачу выпускного экзамена в формате ЕГЭ.

Специфика элективного курса заключается в том, что задания имеют разный уровень сложности (практическая  и творческая части построены от простого к сложному). Именно такие виды заданий позволяют подготовить выпускников к  работе с тестом единого государственного экзамена, где необходимо старшекласснику продемонстрировать весь комплекс языковой подготовки:

  • лингвистическую компетенцию, то есть владение знаниями о языке и речи и умениями пользоваться ими в работе с языковым материалом;
  • языковую компетенцию, то есть практическое  владение родным языком, его лексикой и грамматикой, на уровне литературной нормы – орфоэпической, лексической, грамматической, пунктуационной;
  • коммуникативную компетенцию, или владение разными видами речевой деятельности, умениями адекватно воспринимать чужие высказывания и создавать собственные.

        Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приёмы создания образности речи, усиления её выразительности. Для наблюдений предлагаются приёмы сопоставления отредактированных и неотредактированных вариантов текстов, сравнение классических образцов русской прозы, поэзии и публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой  речевой культуре,  о небрежном отношении к русскому языку, о незнании его норм. Упражнения помогут изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики.

        Обсуждение теоретических вопросов  позволяет  учителю использовать такие приёмы, как лекция, беседа, выступления учащихся, презентации с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы,  демонстрации, практикумы.

        В ходе работы для повышения мотивации, для повышения компетенции старшеклассников необходимо использовать  различные средства обучения. В частности,  и наглядные средства. Они  помогут в процессе работы управлять познавательной деятельностью старшеклассником, развитие монологической речи обеспечат новые способы подачи информации, позволят чередовать различные виды работ (коллективные, индивидуальные, устные, письменные). Они расширяют возможности  для самостоятельной работы учащихся, облегчают воспитание культуры общения.

        Контроль как важнейшая составляющая процесса обучения призван обеспечить обратную связь между выпускником и учителем: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся. В процессе изучения данного курса уместен как текущий, так и итоговый  безотметочный контроль (тесты, проверочные работы, срезы по определённым темам, устный опрос, задания  с открытым развёрнутым ответом, эссе).  

        Владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами необходимо выпускнику при выполнении не только части А, Б, но  части С, когда тестируемый создаёт собственный текст с опорой на прочитанный в тесте.

По окончании данного курса выпускник  должен знать: 

1 раздел.    Лексическая стилистика:

  • основные лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы, слова, употребляемые в прямом и переносном значении, неологизмы, архаизмы, заимствованные слова);

2 раздел.      Фразеологическая  стилистика:

  • основное понятие фразеологизма как раздела лексикологии;
  •  основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи

3 раздел.      Стилистика  словообразования:

  • основные принципы написания морфем;
  • оценочные суффиксы, префиксы, постфиксы;
  • функционально-стилевую закреплённость словообразовательных средств русского языка

4 раздел.      Стилистика  частей речи:

  • понятие существительного; стилистическое использование категорий имени существительного;
  • понятие имени прилагательного,  разряды прилагательного; стилистическое использование грамматических форм прилагательного;
  • стилистику числительного, синонимию числительных;
  • местоимение и его место в речи; устаревшие местоимения; употребление местоимений в речи;
  •  понятие глагола и его место в различных стилях речи; стилистическое использование грамматических категорий глагола; неспрягаемые формы глагола: инфинитив, причастие, деепричастие и их употребление;
  • понятие наречия; стилистическую  оценку разрядов наречий; степени сравнения и степени качества наречий.

5 раздел.      Синтаксическая стилистика.

Основные понятия синтаксиса:

  • простое и сложное предложение;
  • порядок слов в предложении;
  • главные члены предложения;
  • однородные члены предложения

По окончании данного курса выпускник  должен уметь: 

1 раздел.    Лексическая стилистика:

  • уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова;
  •  подбирать синонимы, антонимы к слову;
  •  выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное с учётом речевой ситуации;
  •  использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство неоправданного повтора;
  •  оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;

2 раздел.      Фразеологическая  стилистика:

  • уметь определять значение фразеологизмов;
  • понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием.

3 раздел.      Стилистика  словообразования:

  • уметь определять правильный способ действия при выборе написания оценочных суффиксов, префиксов, постфиксов;
  • единообразно писать наиболее употребительные суффиксы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова

           4 раздел.      Стилистика  частей речи:

  • уметь правильно использовать в речи различные формы частей речи;
  • уметь определять принадлежность слова к  определённой части речи  по точным морфологическим признакам;

           5 раздел.      Синтаксическая стилистика:

  • соблюдать синтаксические нормы при построении простого осложнённого и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого;
  • уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы;
  • уметь производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учётом стилей и типов высказываний.

Календарно-тематическое планирование.  11 класс

п/п

Тема урока

Кол- во  

часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

1

Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики. Лексическая стилистика. Работа с текстами.

1

Знать: понятие стилистики речи, ее предмет и задачи. Уметь: правильно подбирать лексические понятия для редактирования текста

Устный опрос, взаимопроверка

2

 Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация выбора подходящих слов. Отметить данные лексические явления в тексте, объяснить их стилистические функции.

1

Знать: о семантике слова, лексической сочетаемости Уметь: правильно подбирать лексические понятия для редактирования текста

Редактирование исходного текста, сравнительный анализ, отработка навыков устранения речевых ошибок

3

. Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окраска слова. Редактирование школьных сочинений. 

1

Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты,                                                                                                                                                                           определять стиль речи                                                                                                                                                                                                                                  

Устный опрос, взаимопроверка

4

Историзмы, архаизмы, неологизмы, советизмы, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы. Редактирование школьных сочинений.

1

Знать особенности текста, черты

 стилей речи. Уметь создавать тексты,                                                                                                                                                                           определять стиль речи                                                                                                                                                                                                                                  

Устный опрос,

взаимопроверка

5

Лексические образные средства (тропы)

1

Знать определение тропов и стилистических фигур. Уметь находить в тексте тропы и фигуры

Устный опрос, взаимопроверка

6

Лексические образные средства (тропы)

1

Знать определение тропов и стилистических фигур. Уметь находить в тексте тропы и фигуры

Сравнительный анализ текста.

Взаимопроверка

7

Стилистика имени  существительного

1

Знать морфологические признаки существительного

Уметь различать сущ., учитывая значение слова

Редактирование, исправление ошибок, взаимопроверка

8

Стилистика имени прилагательного

1

Знать морфологические признаки прилаг.

Уметь отличать прилагательные от причастий., учитывая значение слова

Редактирование, исправление ошибок. Составление собственного теста по данной теме

9

Стилистика имени числительного

1

Знать морфологические признаки числительного, разряды

Уметь склонять числительные

редактирование, исправление ошибок.

10

Стилистика местоимения

1

Знать морфологические признаки местоимения

Уметь различать разряды местоимений, находить в тексте, правильно их употреблять

Редактирование, исправление ошибок.

11

Стилистика глагола и его неспрягаемых форм

2

Знать морфологические признаки глагола

Уметь употреблять  в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли

Редактирование, исправление ошибок.Тест-контроль

12

Стилистика наречия

1

Знать морфологические признаки наречия

Уметь находить в тексте, правильно писать и употреблять

Редактирование, исправление ошибок.

13

Согласование определений и приложений

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Решение тестов.

.

14

Устранение недочётов и ошибок в словообразовании

1

Уметь устранять ошибки и недочёты  в словообразовании

Знать морфологические признаки существительного

Уметь различать сущ., учитывая значение слова

Редактирование, исправление ошибок

 

15

Стилистическое использование подлежащего и  различных типов сказуемого

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, тестирование

16

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

1

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП

Уметь правильно их использовать в речи

Взаимопроверка

устный опрос.

Редактирование, тест-контроль

17

Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка.

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Решение тестов.

.

18

Употребление слова в несвойственном ему значении. Корректирование предложений

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Решение тестов.

.

19

Выразительность речи как коммуникативное средство хорошей речи

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Составление собственного теста по данной теме

20-21

Соблюдение речевых норм. Анализ сочинений.

2

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Составление собственного теста по данной теме

22

Проблема текста. Способы выявления проблем

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

23

Типы проблем. Философские, социальные, политические проблемы. Анализ текста

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

24

Типы проблем. Нравственные, экологические, эстетические. Анализ текста. Способы выявления проблемы

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

25-26

Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы.

2

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Составление собственного теста по данной теме

27

Комментарий к проблеме. Текстуальный, концептуальный

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

28

Введение цитат в сочинение. Оформление цитат.

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

29

Авторская позиция в тексте. Способы оформления авторской позиции в сочинении

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

30

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.

1

Уметь     исправлять     допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры

Редактирование, исправление ошибок.

31

Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения.

1

Уметь  создавать письменное высказывание, используя средства экспрессивной речи

Редактирование, исправление ошибок.

32-33

Речевое оформление сочинения.

2

 Уметь  создавать письменное высказывание, используя средства экспрессивной речи

Редактирование, исправление ошибок.

34

Итоговый урок (резервный)

1

Уметь работать с тестами в форме ЕГЭ, заполнять бланки

Тестирование

Учебно-методические средства обучения

  • Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов на Дону: Феникс, 1995г.
  • Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
  • Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
  • Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1999. – 207с.
  • Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176с.
  • Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160с.
  • Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  • Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2012. – 96с.
  • Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
  • Интернет-ресурсы по отдельным темам
  • Иллюстрации к произведениям писателя
  • Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 2009. – 383с.
  • Кохтев Н.И. Риторика. -М., Просвещение, 1996. – 207с.
  • Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
  • Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
  • Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
  • Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
  • Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
  • Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2009. – 704с.
  • Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2012. – 112с.
  • Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
  • Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленингра: Просвещение, 1964. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса

Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.

Элективный предмет "Современная отечественная литература"....

Тест по элективному предмету "История родного языка" для обучающихся 10 класса

Данная тестовая работа поможет учителю, ведущему элективный предмет "История родного языка" в 10 классе, проверить уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся...

Тест по элективному предмету "История родного языка" для обучающихся 11 класса

Данная тестовая работа поможет учителю, ведущему элективный предмет "История родного языка" в 11 классе, проверить уровень сформированности знаний, умений, навыков обучающихся....

Рабочая программа элективного предмета по математике для 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

Программа содержит пояснительную записку,цели,формы и методы работы,требования к уровню подготовки,учебно-тематический план,список используемой литературы....

элективный предмет 10 класс "Методы решения физических задач"

Элективный предмет рассчитан на учащихся 10 класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю....