Элективный предмет по литературе для изучения в классах с филологическим профилем.
элективный курс по литературе (10 класс) по теме
Элективный предмет "Современная отечественная литература".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_literature.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный предмет по литературе для учащихся 10, 11 классов «Современная отечественная литература. Русский постмодерн 1960-2000гг.»
Автор: Кутявина Ирина Геннадиевна, учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Отечественная литература конца XX века – начала XXI века характеризуется сосуществованием в едином культурном пространстве разных направлений и течений. Одним из самых ярких культурных явлений в литературном процессе последних десятилетий является постмодернизм. Предлагаемый курс знакомит учащихся с русским прозаическим постмодернизмом, с новыми принципами мировосприятия в художественной литературе и рассчитан на учащихся 11 классов.
Цель: углубить знания по современной русской литературе, повысить интерес к гуманитарному образованию.
Задачи:
- анализ постмодернистских тенденций в современном искусстве на фоне и в сопоставлении с традиционными направлениями развития русской литературы;
- развитие навыков текстовой работы;
- совершенствование умений вести диалог, аргументировать собственную позицию в процессе дискуссии.
Новизна курса обусловлена новизной исследуемого материала. Поскольку проблема русского литературного постмодернизма конца XX – начала XXI века – одна из интереснейших и спорных проблем современного литературного процесса.
Организация учебной деятельности предполагает следующие особенности:
- проблемное изложение и изучение материала, выделение ключевых вопросов. Проблемный характер их рассмотрения; создание открытых познавательн6ых ситуаций;
- самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся в процессе подготовки индивидуальных сообщений, докладов, выступлений на семинарах, конференциях, круглых столах должна преобладать над лекционной формой сообщения новых знаний.
Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса, направленного на формирование творческих способностей учащихся и основных учебных и коммуникативных компетенций в предмете:
В области предметной компетенции учащиеся овладевают способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ литературного материала. Соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исследуемого материала, выявление причинно-следственных связей);
- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации, учатся в реальном взаимодействии воспринимать точку зрения, отличную от собственной, аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения.
Курс рассчитан на 34 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Всего часов | В том числе | Контроль | |
лекции | Практич. занятия | ||||
Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма. | 3 | 1 | 1 | 1 Входная диагностика | |
Литературный процесс в новых экономических условиях. | 1 | 1 | |||
Крушение культурных табу (запретов) стирание границ между высокой и массовой литературой. | 1 | 1 | |||
«Альтернативная культура» (1960- 1980-е годы). Андеграунд. | 2 | 2 | |||
Проза вымысла, или fiction- проза. | 1 | 1 | |||
«Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма | 3 | 1 | 2 | Сочинение-рассуждение | |
«Пушкинский дом» Андрея Битова (версия и вариант русского постмодерна) | 2 | 1 | 1 | ||
«Новый автобиографизм» Сергея Довлатова. | 2 | 1 | 1 | Творческая лаборатория | |
Ироничная и литературоцентричная проза Вячеслава Пьецуха | 3 | 1 | 2 | ||
Новейшая русская поэзия: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, поэзия имиджа, неоклассическая поэзия. Творчество И.Талькова | 4 | 1 | 2 | 1 Защита рефератов | |
11. | Фантомность реальности в повести В.Пелевина «Омон Ра» (1992) | 3 | 1 | 2 | |
12. | Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой | 3 | 1 | 1 | Семинар 1 |
13. | Технология «мрака» в прозе Людмилы Петрушевской | 2 | 1 | 1 | |
14. | Поэзия Иосифа Бродского | 3 | 1 | 1 | Семинар Анализ стихотворения 1 |
15. | Презентация творческих работ: рефератов, докладов, исследований. | 1 | Защита презентаций | ||
Всего | 34 | 16 | 14 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Представление о постмодернизме. Основные черты русского постмодернизма.
Понятие постмодернизма. Причины возникновения постмодернизма на Западе и в России. Начало русского постмодернизма. Статья В.Ерофеева «Поминки по советской литературе» - манифест «новой литературы». Три этапа развития постмодернизма в России:
период становления (конец 60-х- 70-е годы) - (Андрей Битов «Пушкинский дом» (1964 - 1971), Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Иосиф Бродский, Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов);
период утверждения русского постмодернизма как литературного направления (70-е- 80-е годы) - (Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Вл. Сорокин, Михаил Берг);
период легализации (конец 80-х- 90-е годы) - (Тимур Кибиров, Вл. Друк, Иосиф Бродский, В. Кривулин, Дмитрий Пригов, В. Коркия, Вл. Сорокин, Л. Петрушевская, В. Пелевин и др.).
Поиски синтеза между искусством и массовой культурой.
К/р: входная диагностика для измерения уровня обученности.
Тема 2. Литературный процесс в новых экономических условиях.
Возрождение института меценатства. Учреждение в России Букеровской премии (1992). Российские букераты.
Тема 3. Крушение культурных табу (запретов). Стирание границ между высокой и массовой литературой.
Произведения Тимура Кибирова, Виктора Ерофеева - употребление обсценной (ненормативной лексики).
Адрей Саломатов «Синдром Кандинского» (1994) - обсуждение в литературе проблем наркотиков.
Евгений Харитонов «Слезы на цветах» (1994) - о сексуальных меньшинствах.
Тема 4. «Альтернативная культура» (1960-е- 1980-е годы). Андеграунд.
Существование вне официальной культуры как «второй культуры», «другой литературы»: «Тамиздат» (публикация произведений за пределами СССР), «Самиздат» (самодельные рукописные или напечатанные на машинке книги, альманахи). Альманахи: «Метрополь» (1978 - 1979), «Эпсилон-салон» (1985 - 1989); журналы: «Синтаксис», «37», «Часы», «Антология советской паталогии» (1962), полулегальное «подвально-кухонное» существование.
Тема 5. Проза вымысла, или fiction-проза.
Фантазийная литература, «сменные сказки». Изобретение новых абсолютно неправдоподобных, художественных реальностей.
Fiction- литература пятого измерения, создающая виртуальные художественные миры - квазигеографические и псевдоисторические.
Тема 6.
«Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева как пратекст русского постмодернизма
Черты поэтики реалистического романа. Вопрос о новом типе героя (негерой, конформист, социально пассивный, но достаточно умный, наблюдательный и проницательный, образованный и эрудированный, весьма ироничный). Юродство, шутовство героя, скрывающее за собой мученичество. Пьяница в романе Ерофеева как воплощение русского фольклорного дурака, доброго , благодушного, сердечного, кроткого, мягкого, незлобивого, отзывчивого. Отсутствие авторской оценочности.
Вопрос жанра: поэма, роман-анекдот, роман-исповедь, поэма-странствие, роман-путешествие, авантюрный роман. Образ дороги (пути) как основной композиционный и сюжетообразующий прием. Система образов в романе Ерофеева. Законы драматургической организации текста (диалогизм).
Манера, стиль и язык повествования.
«Москва - Петушки» - переход от духовного учительства русской классики к безудержной игре постмодернизма.
Творческая мастерская.
Сочинение-рассуждение по роману «Москва – Петушки».
Тема 7.
«Пушкинский дом» Андрея Битова (версия и вариант русского постмодерна). Сложность, изящность, интеллектуальная изощренность построения романа. Утонченность и изысканность текста (использование множества поэтических приемов, метафор, символов). Смысл названия романа (имя Пушкина как символ свободы выбора, свободы слова, свободы самовыражения, свободы творчества). Пушкинский дом – вся Россия. Проблема национального своеобразия, попытка обозначить самобытность характера героев. Пушкинский дом – русская литература.
Роль эпиграфов.
Мотивы зеркальности, двойничества и множественности как заместители мотива невоплощенности героя. Образы игры, действа, представления, маски, роли, театра, маскарада, сценария и декораций в романе.
Тема 8.
Проза Сергея Довлатова.
«Театральный реализм» или «бытовой артистизм» непревзойденного в современной литературе стилиста Довлатова, который считал, что «цель художества – художество». Позиция автора и соотношение образов автора и героя. Автор как рассказчик.
Рассказ и новелла, небольшая повесть со свернутым сюжетом, а нередко и просто анекдот или афоризм – основные жанры довлатовской прозы.
Герой Довлатова – не только «простой человек», но такой как все. Автор и герой в прозе Довлатова равноправны. Довлатов создал в литературе театр одного рассказчика.
Норма и абсурд – два полярных понятия, создающие смысловое напряжение довлатовской прозы («…мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда…»). «Заповедник».
Бесконфликтность прозы Довлатова. «Нулевой градус письма».
Позиция автора и героя в мире Довлатова. С. Довлатов - родоначальник одного из течений постреализма «нового автобиографизма». Поиск компромисса между абсурдом действительности и устоявшейся жизненной нормой, между литературой и действительностью. Отсутствие «положительных» и «отрицательных» героев. Отказ от трагической традиции и утешительного пафоса русской литературы.
Творческая лаборатория. Изобразительно-выразительные средства языка в рассказе С. Довлатова «Когда- то мы жили в горах».
Тема 9. Ироничная и литературоцентричная проза Вячеслава Пьецуха.
Вячеслав Пьецух – один из ярких представителей «иронического авангарда» в новой литературе. Тотальная ироничность – определяющий принцип этой прозы. Фантасмагория абсурд современного существования – предмет пристального внимания «иронистов2, исходный материал – сниженные образцы классической русской литературы, опора повествования – анекдот, основа сюжета – парадокс.
Тема 10. Новейшая русская поэзия: иронизм, соц-арт, концептуализм, минимализм, поэзия имиджа, неоклассическая поэзия.
Московский неформальный клуб «Поэзия» (1986) (Юрий Арабов, Евгений Бунимович, Вл. Друн, А. Еременко, И. Иртеньев, Нина Искренко, Виктор Коркия).
Четкая гражданская поэзия и ирония, адресованная советскому обывателю. Поэзия «потерянного поколения». Творчество поэта и композитора И.Талькова.
Соц-арт - художественный способ разрушения культуры социалистического реализма путем ее концептуального переосмысления, разложения этой культуры на составляющие ее элементы: лозунги, культурные мифы и разговорные клише советской эпохи, или концепты (Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров «Любовь, комсомол и весна», Вл. Сорокин). Имидж Д.А. Пригова. Образы «маленького человека» и «великого русского поэта».
Поэтика «всеядности». Использование вещей не по назначению, строительство из чужого материала - принцип концептуализма. Лев Рубинштейн. Жанр картотеки. Попытка исследовать феномен стереотипного мышления.
Минимализм- поэзия минимального авторского присутствия и воздействия. Поэзия живой речи Всеволода Некрасова - реакция на фальшь казенной советской литературы. Поэзия, сосредоточенная на языковых играх, на поисках новых приемов художественной выразительности.
Поэзия имиджа: творческая деятельность митьков.
Неоклассическая поэзия. Метареалистическая поэзия Ольги Седаковой, Виктора Кривулина. Метареализм - интеллектуальная поэзия. Новая попытка создания сакральной поэтической речи. Попытка воссоздания реальности, обретения единомирия в его гармонии физического и духовного, «здешнего» и «потустороннего».
Творческая лаборатория. Семинар по новейшей русской поэзии. Выходная диагностика: защита рефератов.
Тема 11. Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра» (1992).
Антифантастика. Открытие фальшивой, фантомной природы советской реальности, фальшь системы, проникающая даже в космос.
Своеобразие ранних рассказов пелевина: стройность сюжетно-компазиционной организации, удивительные простота формы и чистота стиля, гармония формы и содержания.
Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение по повести
В.Пелевина «Омон Ра» и его анализ.
Тема 12. Интертекстуальные связи в творчестве Татьяны Толстой.
Татьяна Толстая – ещё один представитель неканонической литературы 80-90 гг. Вечные проблемы в прозе Толстой, понимание добра и зла в современном мире. Герой прозы Толстой – «маленький человек», остающийся душевным человеком, со светом в душе, с теплотой и добротой в сердце при всей своей обыденности, заурядности, внешней простоте.
Метафора – главное орудие Толстой.
«Любишь - не любишь», «На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей», «Факир». Сказочность, праздничность, яркость в необычных, неожиданных сравнениях и метафорах.
Творческая лаборатория. Анализ рассказа Т. Толстой (по выбору).
Тема 13. Технология «мрака» в прозе Людмилы Петрушевской .
Герои произведений Петрушевской – «маленькие» люди, замученные жизнью, обманутые судьбой, нередко герои с притупленными чувствами, живущие как под наркозом, без ярко выраженных эмоций.
Один из ведущих мотивов творчества Петрушевской – мотив одиночества, отстранённости от жизни. Эта ситуационная проза; это драма положений
Тема 14. Поэзия Иосифа Бродского.
Лауреат Нобелевской премии (1987). Виртуозное владение стихом, служение «поэзии ради поэзии». Обилие цитат, аллюзий (намеков на известное литературное произведение или историческое событие), ассоциаций, скрытых ссылок на великих предшественников.
Творческая лаборатория. Анализ стихотворения
И. Бродского (по выбору).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение программы элективного курса строится на следующих ведущих принципах:
- гуманизации;
- экологизации;
- научности;
- вариативности;
- системности;
- увлекательности.
Элективный курс организуется как цикл лекций, систематизирующий материал, предлагаемый для чтения и анализа. Кроме этого можно использовать такие формы обучения, как: рассказ, беседа, семинар, практикум, самостоятельная работа. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество- сотворчество- знание и умение, в программе предлагается система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», «Анализ лирического стихотворения». Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, разнообразным видам устных и письменных работ:
- осложненные изложения;
- сочинения-рассуждения;
- эссе;
- критические статьи;
- рецензии.
Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и корректно опровергать оппонентов.
СПИСОК ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Битов А. | Пушкинский дом | |
Бродский И. | Стихотворения: «На смерть Жукова» «На смерть друга» «Римские элегии» «Воронья песня» | |
Довлатов С. | Когда- то мы жили в горах | |
Ерофеев В. | Статья «Поминки по советской литературе» Роман «Москва –Петушки» | |
Искренко Н. | Зевая, мы проветриваем дом… | |
Кибиров Т. | Поэма «Любовь, комсомол и весна» Предисловие к книге «Общие места» | |
Кривулин В. | Объект эксперимента | |
Пелевин В. | Жизнь насекомых Сборник рассказов «Синий фонарь» Повесть «Омон Ра» | |
Пригов Д.А. | «Дмитрий Александрович Пригов» | |
Седакова О. | Золотая труба. Ритм Заболоцкого Ночное шитье. Неужели, Мария, только рамы скрипят… | |
Толстая Т. | Рассказы «Любишь - не любишь» «На золотом крыльце сидели», «Свидание с птицей» «Факир». | |
Пьецух В. | «Духов день», « Паучиха», «Разговор» | |
Петрушевская Л. | «Время ночь», «Тайна дома», «Дом девушек | |
Бродский И. | Стихотворения |
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1. | Айтманов Ч. | Тавро Кассандры. |
2. | Бродский И. | Урания. Часть речи. Новые стансы к Августе. |
3. | Жданов И. | Сборник «Неразменное небо». |
4. | Кибиров Т. | Поэма «Над кем смеетесь?» |
5. | Курчаткин А. | Стражница. |
6. | Пригов Д.А. | Стихотворение «Куликова» и другие стихотворения. |
7. | Саломатов А. | Синдром Кандинского. |
8. | Соколов С. | Школа для дураков. |
СПИСОК ПИСАТЕЛЕЙ, ЛАУРЕАТОВ БУКЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ
1. | Харитонов Марк | «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» (1992) |
2. | Маканин Вл. | «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993) |
3. | Окуджава Б. | «Упраздненный театр» (1994) |
4. | Владимиров Г. | «Генерал и его армия» (1995) |
5. | Сергеев А. | «Альбом для марок» (1996) |
6. | Арзольский А | «Клетка» (1997) |
7. | Морозов А. | «Чужие письма» (1998) |
8. | Бутов М. | «Свобода» (1999) |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Андреев А.А. Истоки русского постмодернизма, 2002г.
- Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир, 1992г, №2.
- Курицын В. Взгляд на отечественную словесность // Урал, 1991, №2
- Курицын В. К ситуации посмодернизма // Новое литературноеобозрение, 1995, №11.
- Липовецкий М. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма / Знамя, 1995г.
- Лотман Ю. Массовая литература как историко- культурная проблема// Радуга, 1991, №9.
- Парамонов Б. Посмодернизм // Звезда, 1994, №8.
- Сергеев Е, Шведов С. Масскультура: наша, домашняя, современная //Вопросы литературы, 1990, №6.
- Скоропанова И.С.Русская постмодернистская литература. М. Издательство «Флинта», 2002.
- Эпштейн М. Постмодернизм в России. Литература и теория. М. Издание Р. Элика, 2000.
- Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – М., 2002.
- Славникова О.Петрушевская и пустота //Вопросы литературы. 2000. Вып. 2
- Ефимова Н. Мотив игры в произведениях Л.Петрушевской и Т.Толстой //Вестник МГУ. М., 1998. №3. Сер.9
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
- Айзенберг М Взгляд на свободного художника.- М., 1997.
- Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. - М., Издательство «Флинта», 2002.
- Шайтанов И. «В жанре эпилога» // Арион.- 1995- №4
- Шайтанов И. «Бывшее и несбывшееся» // Арион.- 1998- №1
- Шром Н.И. Новейшая русская литература 1987- 1999 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (11 класс, информационно-технологический профиль)
Программа элективного курса "В мире случайных закономерностей" (теория вероятностей с элементами комбинаторики и математической статистики) предназначена для реализации государственных требовани...
Программа элективного курса "Основы редактирования" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс "Основы редактирования" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Программа элективного курса "Учимся общению" для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля.
Элективный курс «Учимся общению» предназначен для учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля и направлен на формирование коммуникативных умений и навыков, помогающих человеку чувствовать себя ...
«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
«Программа элективного курса по математике для 10 – 11 классов физико-математического профиля « ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»...
Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...