Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС
статья по русскому языку на тему
Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.
Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего лексического разнообразия учащимися, а также самым разным видам смыслового чтения.
Задействуя все задачи формирования важнейших учебных компетенций, опираясь на самые различные возможности ЭОР, необходимо помнить о личностном саморазвитии ученика прежде всего и воспитать компетентного носителя языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОГЭ 9 рус.яз и лит-ра | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 599
Приморского района г.Санкт-Петербург
Статья
Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС
Учитель русского языка и литературы
Глумскова Елена Николаевна
Санкт-Петербург - 2017
При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе.
Результаты экзамена выявили проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в школе необходимо больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особого внимания заслуживает медленное чтение.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.
Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля с учетом особенностей итоговой аттестации по русскому языку.
В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
Для успешного школьного литературного образования в сегодняшних социокультурных условиях необходима гармонизация, без этого невозможно дальнейшее развитие методической науки и совершенствование литературы как учебного предмета, оказывающего непосредственное влияние на нравственное становление подрастающего поколения. Поэтому чтение и изучение художественных произведений, особенно классики, способствует овладению языком (родным, государственным), формирует представление о нравственных идеалах, социально значимое и эмоционально-ценностное отношение человека к миру и к себе.
Современная государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебник является одним из обязательных компонентов образовательного процесса, во многом определяющим его результативность.
Всего списков учебников, по которым нужно учить детей, четыре: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные – для школ коррекционных. Учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию. В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования можно пользоваться разными учебниками русского языка, предполагающими освоение содержания предмета на базовом и профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах.
Учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель. Выполнение всех заданий учебника предполагает качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.
При разработке рабочих программ рекомендуется учесть, что современная парадигма образования делает акцент на личностно-ориентированном подходе к обучению. Это предполагает индивидуализацию образования не только как персональный учет отдельных индивидуальных особенностей обучающихся, но как гибкость и вариативность в построении образовательного процесса. Сущность системно-деятельностного подхода, базирующегося на идеях развивающего обучения, выделенного ФГОС в качестве ведущего подхода, – в организации активной преобразовательной познавательной деятельности подростков, самостоятельном приобретении различного опыта, в том числе опыта взаимодействия, эмоционально-эстетического, проектно-исследовательского опыта, опыта рефлексивной деятельности и саморазвития. Такой подход определяет изменение позиции учителя в образовательном процессе, расширяет репертуар профессиональных ролей. От управления познавательной деятельностью обучающихся, направленной на приобретение системы фиксированных знаний, современный педагог переходит к роли организатора активной разнообразной деятельности учеников. Учитель становится наставником: модератором, консультантом.
Трудности, которые испытывает учитель, организуя учебное пространство, касаются в первую очередь включения в пространство урока учащихся в качестве равноправных участников образовательного процесса, которые осознают учебно-познавательные мотивы («для чего мне необходимо изучить этот объект») и целеполагание («что я должен сделать…»), планируют решение («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), выбирают средства и методы, самостоятельно решают учебные задачи и осуществляют рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»). Чтобы сделать процесс обучения русскому языку личностно- ориентированным и мотивированным, учитель должен реализовать принципы: в содержании урока — установить взаимосвязь между процессами изучения и использования языка, в организации урока — создать условия, провоцирующие действие учащихся.
Учитель русского языка должен осознавать, что компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, но само формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности строится на основе предметных знаний о системе русского языка и об особенностях использования этой системы в разных условиях общения.
Система оценки достижения планируемых предметных и метапредметных результатов должна быть выдержана в логике планируемый результат – учебная задача, задание – способ достижения результата – оценка и представлять собой сочетание разных видов, методов и форм оценивания и установления уровня достижений учащихся. Уже в 5-6 классах следует вовлекать в оценочную деятельность обучающихся, использовать не только оценку ученика учителем, но и взаимооценку учеников в коллективе по разработанным вместе с учащимися критериям, самооценку учащегося. Если на уроке используются групповые формы организации учебной деятельности (исходя из целевых установок стандарта они должны использоваться), нельзя не оценивать регулятивные универсальные учебные действия, которые в результате коллективной работы и формируются.
Инструментарий для оценки сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации, как и других метапредметных результатов, должен включать различные процедуры и учитывать характер взаимодействия учащихся в процессе выполнения заданий. Очевидно также, что инструментарий должен быть критериальным, в идеальном варианте разработанным вместе с учащимися, со шкалой оценки и перевода в 5- балльную систему (если не разработана программа рейтинговой, накопительной системы оценивания).
Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа.
Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы и по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Главным принципом в освоении курса русского языка в старших классах является комплексный характер работы, позволяющий обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся на более высоком уровне – текстоведения, речеведения, стилистики.
В соответствии с ФГОС третьего поколения необходимо развивать в учащихся следующие компетенции:
Коммуникативная компетенция— овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих возрасту, опыту, интересам учащихся; умение определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации и речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции — освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция— осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Обновление содержания литературного образования происходит с учётом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании литературы, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций с учётом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС). Содержание образовательной (предметной) области «Филология» («Языки и литература») базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, литературоведения, культурологии и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа – носителя языка, а также в процессе межкультурной коммуникации.
Переход на ФГОС нового поколения сопряжён с решением не только организационных, методических, дидактических задач, но с освоением ценностных, мировоззренческих приоритетов. В ФГОС нового поколения ценности рассматриваются как убеждения, устойчивое отношение к чему-либо или кому-либо, духовно-нравственные и моральные принципы, принятые обществом. Система ценностей – это важнейший институт общества, определяющий нормы и правила его существования и развития, механизм обеспечения стабильности общества, противодействия внешним негативным вызовам, этой некий механизм саморазвития. Главным ориентиром, обозначенным во ФГОС нового поколения, является формирование российской идентичности у подрастающих поколений: этнокультурной, региональной гражданской, общечеловеческой. Именно ФГОС обеспечивают переход к проектированию стандарта на основе российской ценностной, духовной и культурной базы.
Итоговое сочинение в выпускных классах – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций, формируемых у школьников на большинстве из изучаемых ими предметов (безусловно, при определяющей роли русского языка и литературы как учебных дисциплин). Такая итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развёрнутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной им из данного круга вопросов проблеме. Это предполагает, помимо прочего, изложение им собственной точки зрения с опорой на литературные произведения и (или) произведения иных видов искусств, знание исторических и культурных событий прошлого и настоящего, данные различных наук и отраслей человеческого знания. Выпускник средней школы должен продемонстрировать понимание темы, умение раскрыть её логично, последовательно, опираясь на собственный опыт восприятия и анализа литературных произведений.
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования обучающихся также является полноправным разделом примерной программы по литературе для основного общего образования.
Так, в V – VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения); в VII – VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения); в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений); в X – XI классах – не менее 7 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения в X классе и 2 сочинения – в XI классе). В профильных классах, классах углублённого изучения литературы количество письменных работ увеличивается пропорционально увеличению учебного времени.
Создание развёрнутого высказывания на литературную тему (задания С1 – С5) по-прежнему остаётся наиболее сложным и значимым для экзаменуемых видом работы. Закономерно, что результаты выполнения заданий С1 – С5 имеют большое значение для выявления уровня подготовки выпускника по литературе и, следовательно, характеризуются высокой дифференцирующей способностью. Традиционно трудными для выпускников являются также «контекстные» задания (С2, С4).
Главными предпосылками успешной сдачи экзамена по литературе (ОГЭ и ЕГЭ) следует считать знание текстов художественных произведений, обязательных для изучения, высокий уровень сформированности важнейших общеучебных и предметных умений.
На основе всего вышеизложенного рекомендуется:
– внести изменения в рабочие программы по литературе, включив в них в рамках раздела «Формы контроля» письменные аудиторные ответы на проблемные вопросы, мини-сочинения, эссе, ориентировать календарно-тематическое планирование на формирование читательской, культурологической, коммуникативной компетенций в овладении литературным наследием;
– осуществлять комплексное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию, чтению, говорению и письму; ведущая роль должна принадлежать чтению как общеучебному и надпредметному умению, постоянно повышать качество чтения;
– строго выполнять практическую часть программы по литературе: проводить необходимое количество контрольных и обучающих работ; особенно – по развитию речи (например, в 11-ом классе домашних сочинений должно быть не менее 5-ти);
– в центр обучения поставить основную единицу современной методики литературы – текст; разнообразить дидактический материал; постоянно подчёркивать значимость литературного и культурного контекста при изучении программных произведений и произведений для внеклассного чтения;
– совершенствовать подходы к анализу текста, включать в него вопросы на понимание содержания, основной мысли, позиции автора, на формулирование проблематики произведения и её значимости для духовного наследия новых поколений читателей;
– усилить работу по формированию у учащихся умений анализа и интерпретации литературного текста как художественного целого, сопоставления произведений, литературных явлений и фактов с опорой на общее представление об историко-литературном процессе; совершенствование навыков письменного монологического высказывания на литературную тему;
– на уроках литературы интегрировать формирование умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, объяснять их роль в тексте;
– обратить внимание на повторение программных художественных текстов; формирование умения выстраивать доказательное суждение на литературную тему;
– продолжить работу по обучению написания сочинения: на более ранних этапах (5 – 7 классы) начинать обучение написанию высказываний ограниченного объёма, а также сочинения-рассуждения на основе исходного текста, постепенно развивая умение подбирать убедительные примеры и аргументы для доказательства тезиса; практиковать написание мини-сочинений с творческим заданием;
– проводить системную работу по предотвращению типичных ошибок, выявляемых на ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
– широко использовать задания в форме тестов, постепенно приближая их к типу экзаменационных, не отказываясь от других видов контроля (сочинений, эссе и др.);
Методическую помощь учителю при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/):
– документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по литературе в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
– учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х и 11-х классов;
Применение ИКТ как одного из способов совершенствования методов и технологий образования выступает в качестве ведущего направления инновационной деятельности в последнее десятилетие в школах России. Поэтому использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе ЭОР нового поколения, представленных на федеральных (региональных) сайтах и образующих единую национальную коллекцию, при организации образовательного процесса очень актуально.
ЭОР как средства обучения обладают рядом характеристик, обусловливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
- мультимедийность – представление информации одновременно несколькими способами с использованием таких компонентов, как текст, аудиофрагменты (с возможностью отключения звука, прерывания, остановки в произвольном месте), графика, анимация и видео фрагменты (с возможностью прерывания, остановки в произвольном месте), фотографии, иллюстрации, схемы, модели и т.д. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2749cb7-7e05-41a7-8e2e-8f845e037238/%5BIS-TA_05-11_09%5D_%5BIA_04-AT%5D.swf или http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b1523c32-5c4f-456f-88c7-109c9559e75d/method2.htm);
- вариативность – представление одного и того же фрагмента учебного содержания с ориентацией на различные учебно-методические комплексы (УМК) и учебные программы, что особенно актуально в современных условиях; разные подходы к введению элементов содержания; разные способы и степень детализации обоснований вводимых утверждений и т.д.; различные уровни сложности; разные способы восприятия информации учащимися, что обеспечивает возможность более «тонкой» настройки на индивидуальные особенности учащихся для достижения образовательных результатов при одновременном и удовлетворении их образовательных потребностей и построении индивидуальных траекторий освоения содержания для разных категорий учащихся
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d9cd5173-52de-4e44-8dcd-350e4e0fceb9/index.html);
- интерактивность – не пассивное восприятие школьниками предлагаемого содержания, а имитация их продуктивного взаимодействия с содержимым ИОМ, что позволяет построить процесс самостоятельного изучения содержания на основе реализации системно-деятельностного подхода. Интерактивность обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/265e4699-02e8-169d-4255-99d7c90d4a89/1.html или http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc4f7872-55c9-4ebf-986b-b3de139db85f/view/)
- доступность – свободное размещение в сети Интернет, что обеспечивает возможность работы с ЭОР любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Эти особенности ЭОР способствуют целостному восприятию учебного материала, обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, позволяют учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.
Ресурсы размещены на федеральных порталах (www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
Распространение электронных образовательных ресурсов, развитие дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов Интернета, создание цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек ускоряет процесс накопления и применения гуманитарных знаний в современном обществе, обусловливает необходимость обновления школьной инфраструктуры, формированию информационно-образовательной среды школы. Кабинет литературы, оснащённый новейшими техническими и традиционными средствами обучения, может стать лабораторией творческой деятельности учителя и учащихся.
ИКТ в школьном литературном образовании способствуют формированию универсальных учебных умений (чтение и понимание текста), развивают логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, перенос и др.). Обучающие программы, тестовые задания, электронные словари, аудиокниги, видеофильмы способствуют освоению учебного материала, позволяют рационально распределять время. Так, программные продукты «Литература. 1С Репетитор», «Школьный курс литературы», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. Литература. 5 – 11 класс», «Подготовка к ЕГЭ по литературе» помогают получить знания, закрепить их, выявить темы, требующие усиленного внимания.
Коллекция дисков виртуальной школ «BCM» (www.bcm.ru), предназначенная для учеников 5 – 11 классов, сайт ЭОР содержат разнообразный иллюстративный материал, изучаемые произведения, терминологический словарь, аудио- и видеофрагменты. В программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5 – 11 классы» (www.drofa.ru) материал расположен по основным разделам курса литературы. Портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, кроссворды, тесты позволяют разнообразить урок.
Медиапространство и постоянно обновляющиеся информационные технологии используются при изучении (анализе, интерпретации) художественных произведений, способствуют формированию умений и навыков быстрого ориентирования школьников при поиске необходимой информации. Важно помнить, что информационное пространство – это некая всемирная электронная энциклопедия, в которой есть ответы на подавляющее большинство вопросов, только расположены они, в отличие от классической энциклопедии, не в алфавитном порядке. Е.О. Галицких подчёркивает: «Обогащение методики преподавания литературы электронными ресурсами значительно расширило информационный контекст… интернет-источники делают учащихся соавторами уроков, включают их в моделирование содержания уроков через исследовательские и творческие задания и проекты, фильмы и экскурсии».
Методики и технологии обучения с использованием ИКТ поддерживаются постоянно совершенствующимися учебно-методическими комплексами по литературе. Однако необходимо помнить: учитывая возможности информационных технологий, в центре внимания школьного литературного образования остаётся чтение и изучение художественных произведений, что закреплено действующим ФГОС по литературе. Работа с компьютером не способствует повышению уровня навыков чтения, устной речи учащихся. Учителю необходимо учитывать гигиенические требования при организации работы с компьютером на уроке литературы (СанПиНы), эргономические требования к компьютеру, нормы продолжительности работы.
Введение ФГОС общего образования призвано обновить содержание российского образования. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. В этой ситуации школа даёт не только знание определённой суммы художественных текстов, но и навык чтения как естественной и ежедневной потребности, которая реализуется в течение всей жизни, а не только в школьные годы.
При планировании работы по литературе необходимо ориентироваться на требования итоговой аттестации выпускников. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Именно поэтому сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках русского языка в основной школе, адекватных образовательным задачам и основным видам учебной деятельности, должно инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появление новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Необходимо уделять внимание специальной подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ: развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров. Не следует допускать дискретного (с пропусками, без понимания лексического значения прочитанных слов, их осознания), механического чтения, которое вырабатывает пагубную привычку ухватывать лишь самый первый смысловой слой прочитанного – сюжетные перипетии. В основу обучения должны быть положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.
При подготовке к экзамену по русскому языку и литературе следует уделять особое внимание повышению терминологической грамотности выпускников как в устной реализации, так и при создании самостоятельного письменного высказывания на литературную тему. Не менее важным является историко-литературный компонент экзаменационной подготовки выпускников. Знание литературных фактов составляет содержательную основу предмета, его объективную сущность. С 9-го и по 11-ый класс учащиеся изучают курс на историко-литературной основе, постигая литературу как развивающееся явление, как некий поступательный, опирающийся на социально-исторические законы процесс. Без знания важнейших историко-литературных фактов, касающихся творческих биографий художников, истории создания произведений, знаменательных вех в развитии отечественной литературы нельзя говорить о целостном постижении предмета, об умении видеть его внутренние связи и закономерности.
Нацеленность курса русского языка на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся, в котором задействованы все виды речемыслительной деятельности, поддерживается линиями формируемых предметных компетентностей: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой, так как формировать метапредметные результаты можно только на основе предметных компетенций, и только в такой взаимосвязи возможно реализовать одну из главных целей в обучении русскому языку — научить учащихся правильно и точно выражать свои мысли в письменной и устной форме, то есть воспитать компетентного носителя языка.
Список используемой литературы
http://www.alleng.ru/d/lit/lit174.htm – Образовательные ресурсы Интернета – Литература.
http://som.fio.ru/ – сетевое объединение методистов.
http://www.ug.ru/ – «Учительская газета».
• http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов;
• http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
• http://www.teacher-edu.ru/ – научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ;
• http://www.apkro.ru/ – повышение квалификации работников образования;
• http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
• http://www.fio.ru – Федерация Интернет-образования;
• http://gramota.ru – Портал по культуре речи;
• http://lit.1september.ru – Сайт газеты «Первое сентября. Литература» /методические материалы/;
• http://rus.1september.ru – Сайт газеты «Первое сентября. Русский язык» /методические материалы/;
• http://www.km-school.ru/ – КМ-школа;
• http://it-n.ru – Сеть творческих учителей;
• http://www.lib.ru/ – Электронная библиотека;
• www.virlib.ru – Виртуальная библиотека;
• www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека;
• http://www.gramma.ru/ – (сайт по русскому языку);
• http://www.standart.edu.ru – Новый стандарт общего образования;
• http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
• http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
• http://www.academic.ru – словари и энциклопедии;
• http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников);
• http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений;
• http://www.openclass.ru/ – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы
Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...
Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введе...
Эссе "Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализаци ФГОС"
Эссе представляет собой размышление о том, какими качествами должен обладать учитель в условиях реализации ФГОС"...
Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.
Каким должен учитель в современном мире? Какие качества ему присущи? Именно на эти вопросы ищем ответ....
Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы (из опыта работы
При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, я, прежде всего, знакомлюсь с методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок...
Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС
Статья посвящена проблеме изучения бурятского язка в общеобразовательной школе...