Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС
статья
Статья посвящена проблеме изучения бурятского язка в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dashieva_d.n._.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС
Дашиева Д.Н., учитель бурятского языка МАОУ СОШ № 19
Бурятский язык в СОШ № 19 г. Улан-Удэ изучается во 2-9 классах с 1995 года. Это один из школьных предметов развития современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Бурятский язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического и этнокультурного образования школьников, предоставляя огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся.
Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.
Изучение бурятского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на бурятском языке (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников бурятским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;
- воспитание и разностороннее развитие учащихся средствами бурятского языка.
Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора обучающихся; освоение лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации -использования бурятского языка как средства общения;
- развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка;
- приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.
Личностными результатами изучения бурятского языка в школе являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе;
- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми;
- знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).
Метапредметными результатами изучения бурятского языка в школе являются:
- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьников;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора детей;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной и основной школе являются: овладение представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение, связный текст
Родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой.
В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты.
Проблемы преподавания бурятского языка в СОШ № 19
1. низкий уровень мотивации к изучению родного языка
2. отсутствие языковой среды учащихся
3. низкий уровень привлечения родителей и общественности
4. изучение бурятского языка на разговорном уровне
5. отсутствие государственной итоговой аттестации по бурятскому языку
Предложения по решению проблем преподавания бурятского языка в школе:
1. организовать на базе школы уроки бурятского языка для взрослых;
2. шире использовать возможности Интернета;
3. чаще проводить школьные и городские мероприятия с привлечением родителей и общественности;
4. обобщать опыт работы учителей бурятского языка;
5. все кабинеты оснастить интерактивным оборудованием с выходом в Интернет;
6. организовать издание школьной газеты для учащихся и родителей на бумажном и электронном носителях.
7. повышать квалификацию учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"
В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача совершенствования урока - основной формы организации обучения. Подвести педагогов к пониманию сущности с...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
основы безопасности образовательного процесса в условиях перехода на новый ФГОС
Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человек...
Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»
«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»...
Отчет о работе ОЭП«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения русскому языку в условиях перехода к ФГОС»
Отчёт о работе ОЭП за 2014-2015 учебный год...
Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС
Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТехнология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО – это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...