Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС
статья

Статья посвящена проблеме изучения бурятского язка в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dashieva_d.n._.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы обучения бурятскому языку в условиях перехода на новый ФГОС

Дашиева Д.Н., учитель бурятского языка МАОУ СОШ № 19

Бурятский язык  в СОШ № 19 г. Улан-Удэ изучается во 2-9 классах с 1995 года. Это один из школьных предметов развития современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного общества. Бурятский язык формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и формированию основ филологического и этнокультурного  образования школьников, предоставляя огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия, расширяет лингвистический кругозор учащихся.

Общение на бурятском языке - это межкультурное взаимодействие. Специфика изучения бурятского языка отличается именно коммуникативной, диалоговой направленностью, в процессе межнациональной коммуникации формируется уважение и внимание к другим.

Изучение бурятского языка в школе направлено на достижение следующих целей:  

- формирование умения общаться на бурятском языке (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием бурятского языка: знакомство школьников бурятским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей  школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению бурятским языком;

- воспитание и разностороннее развитие учащихся   средствами бурятского языка.

Деятельностный характер предмета «бурятский язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать бурятскую речевую деятельность в другие виды деятельности , свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные предметы и навыки.

Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Бурятский язык» направлено на решение следующих задач:

- формирование представлений о бурятском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания между людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

- расширение лингвистического кругозора обучающихся; освоение лингвистическими представлениями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на бурятском языке;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации  -использования бурятского языка как средства общения;

- развитие личностных качеств  школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием бурятского языка;

- приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на бурятском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;

- развитие познавательных способностей, овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением, и т.д.), умением работы в паре, в группе.

Личностными результатами изучения бурятского языка в школе являются: 

- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном обществе;

- осознание языка, в том числе бурятского, как средства общения между людьми;

 - знакомство с миром бурятской культуры через средств бурятского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской бурятской художественной литературы традиции).

Метапредметными результатами изучения бурятского языка в школе являются:

- развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя различные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьников;

- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

- расширение общего лингвистического кругозора детей;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер  школьника, формирование мотивации к изучению бурятского языка;

- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).

Предметными результатами изучения бурятского языка в начальной и основной школе являются: овладение представлениями о нормах бурятского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение, связный текст

Родной язык является основой развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Необходимость развития и социализации личности учащегося как субъекта этноса и как гражданина является на сегодняшний день актуальной проблемой. 

В системе образования идет интенсивный процесс обновления преподавания бурятского языка в школе: разрабатывается новая программа по бурятскому языку в национальной школе, издаются школьные учебники, учебно-методические комплекты.

Проблемы преподавания бурятского языка в СОШ № 19

1. низкий уровень мотивации к изучению родного языка

2. отсутствие языковой среды учащихся

3. низкий уровень привлечения родителей и общественности

4. изучение бурятского языка на разговорном уровне

5. отсутствие государственной  итоговой аттестации по бурятскому языку

Предложения по решению проблем преподавания бурятского языка в школе:

1. организовать на базе  школы уроки бурятского языка для взрослых;

2. шире использовать возможности Интернета;

3. чаще проводить школьные и  городские мероприятия с привлечением родителей и общественности;

4. обобщать опыт работы учителей бурятского языка;

5. все кабинеты оснастить интерактивным оборудованием с выходом в Интернет;

6. организовать издание школьной газеты  для учащихся и родителей на бумажном и электронном носителях.

7. повышать квалификацию учителей.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...

основы безопасности образовательного процесса в условиях перехода на новый ФГОС

Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным  и другим переменам каждого человек...

Тема проекта: «Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма в условиях перехода на новый ФГОС»

«Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма  в условиях перехода на новый ФГОС»...

Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС

Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...