Модель тьюторского сопровождения детей-билингвов по подготовке к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов .В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. Систематическая работа по модулю, совместная работа педагога и детей является основой адаптации билингвов в образовательном пространстве школы и способствует достижению планируемых результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_tyutorskogo_soprovozhdeniya_sychevaiv.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО
Курсы тьюторов - учителей русского языка и литературы по теме:
«Тьюторское сопровождение и реализация государственной целевой программы «Русский язык 2016 – 2020»
Модель тьюторского сопровождения детей - билингвов
по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Подготовила: Сычева И.В.
2016 год
Пояснительная записка
Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. «Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика». «Движущие силы в ней – это педагог - тьютор и его подопечный».
Как преподаватель, ведущий учебный процесс, тьютор должен:
•проводитьиндивидуальноевводноеиитоговоезанятиясослушателями;
•обеспечиватьправильноеиэффективное использованиесоответствующегоучебно-методическогосопровождения учебного курса(учебно-практическиепособия, аудио-ивидеоматериалы).
Как консультант тьютор:
•проводитгрупповыеконсультационныезанятия;
•индивидуальноконсультируетслушателейвслучаенеобходимостипо различнымвопросамизучаемогоучебногокурса;
•помогаетслушателямвихпрофессиональном самоопределении.
Как организатор (менеджер)учебного процесса тьютор:
•составляетиндивидуальныйграфикучебногопроцесса(занятия,консультации)поучебномукурсу,покоторомуонработаетсгруппой;
•организуетпроведениегрупповых(коммуникативных) занятийслушателей;
•осуществляет текущую аттестацию слушателей (промежуточные тесты, итоговый экзамен);
В методическом аспекте выделяют такие виды сопровождения тьютором, как:
•тренинг(групповоеобучение);
•консультирование (оказание консультационной помощи поконкретнойпроблеме,восполнениедефицитазнаний);
•моделирование(раскрытиепотенциальныхвозможностей).
Сопровождениетьюторомучащихсявобщемвидеможетосуществлятьсявнесколькоэтапов.
1.Планированиеиподготовка.Наэтомэтапепроисходитдиагностикапотребностейучениковвсопровождениииподдержке; определениеисходногоуровняихзнанийиумений;подготовкапакетаметодическихматериаловсопровождения.
2.Собственносопровождение.Оноподразумеваетуглублениезнаний,консультированиепоконкретнымпроблемам,организациюинформационногообмена.
3.Использованиерезультатовобученияиитоговыйанализ.Этот процесс предполагает закрепление знаний, приобретение навыков и умений.
Сопровождение тьютором реализуется через следующие элементы работы:
•презентациякурса;
•организациягруппвзаимопомощи;
•проведение тьюториалов;
•проверкадомашнихзаданий;
•консультации,подготовкакэкзамену.
Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов.В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. Систематическая работа по модулю, совместная работа педагога и детей является основой адаптации билингвов в образовательном пространстве школы и способствует достижению планируемых результатов обучения. Курс рассчитан на 34 часа. Цели работы: подготовка учащихся к экзамену по русскому языку в форме (ГИА), а также подготовка к ЕГЭ в 11 классе.
Экспресс - курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен для занятий, направленных на подготовку к итоговой аттестации, проверяющей у обучающихся владение нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель курса: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задача курса: формирование навыков, которые способствуют успешному прохождению итоговой аттестации.
Учащиеся должны овладеть следующими навыками:
• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
• научиться писать сжатое изложение публицистического стиля;
• работать с тестовыми заданиями;
• писать сочинение на заданную тему;
Занятия состоят из теоретической и практической части: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и выполнение разнообразных упражнений, формирующих языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепляющих орфографические и пунктуационные навыки.
Модуль 1
Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие умения:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Ученику необходимо научиться различать главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет не ясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Модуль 2
Сочинение на лингвистическую тему
Третья часть работы ОГЭ предусматривает три альтернативных творческих задания (15(1;2;3)), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В том числе умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.
Необходимо организовать работу по восприятию и анализу первичного текста с учётом характеристики стиля речи и типа текста, использованию разных видов информационной и речевой переработки текста, формулированию собственной точки зрения по обозначенной проблеме и её аргументирование, отбору средств языка, обеспечивающих точность и выразительность речи, соблюдению норм русского языка, созданию вторичного текста с учётом характеристики стиля речи и типа текста, анализ и коррекции собственного письменного высказывания.
№ занятия | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | Вводные занятия. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
2 | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом. | Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ2015года |
Модуль 1 | ||
3 | Задание 1. Микротема. Абзацное членение текста. | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. Работа с презентацией. «Сжатое изложение» |
4 | Задание 1. Структура сжатого изложения. | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
5 | Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
6 | Задание 1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
Модуль 2 | ||
7 | Задание 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
8 | Задание 15.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. |
9 | Задание 15.1. Вступление и заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | Отработка навыков написания вступления и заключения к сочинению на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
10 | Задание 15.1. Практическое занятие. Написание сочинения на лингвистическую тему по высказыванию Реформатского. | Написание сочинения. |
11 | Задание 15.2 Структура сочинения-рассуждения, объясняющего смысл цитаты. Критерии оценки задания 15.2. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения -рассуждения. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий |
12 | Задание 15.2.Как сформулировать тезис сочинения - рассуждения и привести аргументы. | Подбор аргументов в сочинении-рассуждении |
13 | Задание 15.2. Вступление и заключение в сочинении. Практическое занятие | Отработка навыков написания вступления и заключения к сочинению - рассуждению. Практическое занятие |
14 | Задание 15.2. Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по тексту Бахревского. | Написание сочинения |
15 | Задание 15.3. Структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Критерии оценки задания 15.3. | Знакомство с алгоритмом написания сочинения -рассуждения. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий |
16 | Задание 15.3. Способы толкования значения слова. Комментарий. | Отработка навыков написания |
17 | Задание 15.3. Вступление, логический переход, вывод в сочинении – рассуждении. | Отработка навыков написания сочинения -рассуждения. Практическое занятие |
18 | Задание 15.3. Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения. | Написание сочинения |
19 | Практическое занятие. Написание сочинения-рассуждения по выбору учащегося. | Написание сочинения |
Модуль 3
Тестовые задания / 2-14/
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Целью заданий является выявление уровня сформированности практических умений по текстоведению (речеведению): способность точно понимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; извлекать информацию из текста, определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к герою или вопросу, затронутому в тексте; опознавать языковые средства выразительности, использованные в тексте; здесь также проверятся и орфографическая компетентность.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Вопросы проверяют знания из области синтаксиса: находить грамматические основы предложений, определять их количество, опознавать предложения заданной структуры, преобразовать словосочетание одного типа в другой и т.п. Все эти задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую основу владения речевыми, орфографическими и пунктуационными нормами.
№ занятия | Тема занятия | Виды деятельности |
Модуль 3 | ||
20 | Задание 2. Понимание смысла исходного текста. | Работа с тестом, заполнение бланков |
21 | Задание 3. Выразительно-изобразительные языковые средства – эпитеты,метафоры, олицетворения, сравнения, фразеологизмы и др. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
22 | Задание 4. Орфографический навык написания приставок. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
23 | Задание 5. Орфографический навык написания суффиксов. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
24 | Задание 6. Лексическое значение слова и ли его лексический анализ. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
25 | Задание 7. Виды подчинительных словосочетаний. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
26 | Задание 8. Понятие о грамматической основе. | Работа с тестом, заполнение бланков |
27 | Задание 9. Осложненное простое предложение. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
28 | Задание 10. Пунктуационный анализ. Вводные слова, обращения, вставные конструкции. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
29 | Задание 11. Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения. Количество грамматических основ в сложном предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
30 | Задание 12. Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
31 | Задание 13. Виды соподчинения придаточных предложений. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
32 | Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
33 | Задания 2-14. Отработка и закрепление полученных навыков решения грамматических задач. Практическое занятие. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
34 | Итоговое занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие. | Работа с тестом, заполнение бланков. |
Образцы сочинений.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А.Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вступление
Александр Александрович Реформатский – известный российский лингвист, автор многих книг по языкознанию (биографическое).
Местоимение – это самостоятельная часть речи. К местоимениям относятся слова, которые не называют предметы, признаки или количество, а указывают на них (определение).
А.А. Реформатский говорит о том, что местоимения могут замещать знаменательные слова, когда это необходимо.
Основная часть
(3)Ещё недавно наша улица была деревянной, а теперь от неё осталось два домика, окружённых девятиэтажными коробками.
Например, в предложении 3 личное местоимение “неё” употреблено вместо существительного “улица”, и это позволяет избежать повтора одного и того же слова.
(30)Уезжая из родного города, где уже не было нашего старого дома, мы с братом дали обещание: когда вырастем, построим вместе дом, точно такой же, как тот, в котором прошло наше детство. (31)И чтоб сад был, и двор, и сараи такие же.
А в предложении 31 употреблено указательное местоимение “такие”. Оно не только связывает это предложение с предыдущим, но и подчёркивает очень важную для рассказчика мысль: и сад, и двор, и сараи в их будущем доме должны быть “такие же”, как в детстве, в то время, когда они с братом были так счастливы.
Заключение
Таким образом, местоимения действительно играют роль “запасных”, но очень важных игроков и приходят на помощь знаменательным словам, делая нашу речь разнообразнее, выразительнее, точнее.
15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «(27)Конечно, дом – это воспоминание. (28)Это – детство. (29)Теперь дом сломали – детство кончилось…»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Автор данного текста – современный детский и юношеский писатель Л.В. Бахревский.
Рассказчик повествует о своём детстве, прошедшем в доме, которого теперь нет. Теперь тот “дом – это воспоминание”. И рассказчик очень сожалеет, на мой взгляд, об этом. Он даже помнит точную дату, когда видел свой дом последний раз, как будто речь идёт о человеке: “Даже число запомнилось – 28 июля”. Родной дом так дорог рассказчику потому, что он был в нём счастлив в детстве (предложение 24).
Но детство, к сожалению, закончилось, игры остались в прошлом. И окончание детства совпало с разрушением дома: “Теперь дом сломали – детство кончилось…” Повзрослевшему рассказчику дом представляется самым замечательным местом именно потому, что в нём прошло его детство.
Для каждого человека наступает момент взросления. Но как замечательно, когда в душе остаются светлые воспоминания о детстве.
15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Жизненные ценности – это то, что важно для человека, что определяет смысл его жизни. Правда, у каждого человека они разные.
Так в тексте Л.В. Бахревского рассказывается о родном доме, в котором рассказчик был счастлив в детстве, потому-то он ему так дорог. Это для него жизненная ценность. Кажется, по-другому быть не может. У человека должны быть дом, семья. Но все ли дорожат этим?
Вспомним Митрофанушку из комедии Фонвизина «Недоросль». Любит ли он свою семью, счастлив в родном доме? Это пример другого отношения к жизненным ценностям и пример других жизненных ценностей, потому что в погоне за деньгами эти люди, невежественные и грубые, уподобились скотам.
Таким образом, важно понимать, что в жизни человека есть определённые ценности, без которых жизнь становится пустой и бессмысленной.
Литература:
- Васильевых И.П. Гостева Ю.Н., Егораева Г.Т.. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. 9 класс. – М.: Экзамен, 2015
- ФИПИ http://www.fipi.ru/
- Бадмаева Е.А. Рабочая программа факультатива «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...
Модели тьюторского сопровождения.
Тьюторство - новое явление в нашей жизни. Как же тьюторство может помочь в работе школы? Об этом статья....
Модель тьюторского сопровождения образования детей с ОВЗ на базе основной школы
Содержание тьюторской деятельности по социальной и профессиональной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, оказание технической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ при получении ими общего образо...
«Пути логопедического сопровождения детей-билингвов с недостаточной речевой компетенцией»
Тему логопедического сопровождения детей-билингвов ещё Л.С. Выготский назвал одной «из самых сложных и запутанных»[1]. А в виду оживленных миграционных процессов, происходящих в после...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)
Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...
Проект: «Ступени успеха» Тьюторское сопровождение профессионального становления молодого и начинающего педагога - учителя английского языка
Тип проекта: управленческийУчастники проекта: Кужугет Шораана Владимировна, учитель английского языка, руководитель творческой г...