Модель тьюторского сопровождения образования детей с ОВЗ на базе основной школы
методическая разработка
Содержание тьюторской деятельности по социальной и профессиональной реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, оказание технической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ при получении ими общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание тьюторской деятельности в основной школе | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Структурное подразделение МАУ ДО «ЦДТ»
Центр психолого-педагогической и социальной помощи
«Модель организации тьюторского сопровождения образования детей
с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»
Беккер Ольга Виталиевна
социальный педагог
Серов, 2019
Содержание:
Введение 3 - 5
- Особенности тьюторства в средней школе 6 - 7
2. Сопровождение детей с ЗПР 8 - 9
3. Организация деятельности тьютора 10 - 11
4. Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ 12 - 14
5. Ведение документации 15 - 17
6.Заключение 18
7. Литература 19 - 20
Приложения 21 - 31
Введение.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ не обязательно обучаться в специализированных образовательных учреждениях, они могут получать образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Обычным детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, необходимые на сегодняшний день.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д» (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» статья).
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании (Беркович М. - Нестрашный мир - Сеанс, 2009 г.).
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.
Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения.
В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и спонтанную деятельность на перемене, вербальную и невербальную интеракцию с окружающей средой, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность.
Задача тьютора - вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей действительностью.
На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.
Цель работы тьютора – куратора сопровождающего группу детей: обучающихся 5-х классов в количестве – 7 человек. Успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения. Особенно важно сопровождение т.к. дети переходят из здания начальной школы в здание основной школы, проходит период адаптации к учебному процессу, к новым педагогам и т.д.
Эту работу выполняет специалист школьной социально-психологической службы.
Все обучающиеся имеют заключение ПМПК.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в школе: организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
- Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
- Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. Адаптация программы и учебного материалы, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
- Организация сопровождения другими специалистами (при необходимости). Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
- Осуществления взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
-Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи.
-Оказание родителям эмоциональной поддержки.
-Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Реализация поставленной цели и задач будут рассмотрены на примере Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №20 (далее МАОУ СОШ №20).
- Особенности тьюторства в средней школе.
Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения на разных возрастных этапах и в разных типах образовательных учреждений членами Тьюторской Ассоциации была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема представляет тьюторское сопровождение как максимальное открытие перед школьником возможностей окружающего мира.
Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д. Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, и именно с ним сообразуется работа тьютора.
В данной работе рассматривается деятельность тьютора с обучающимися средней школы.
Основной общеобразовательный конфликт в средней школе лежит в области личностного общения, индивидуального и социального, утверждения себя в сообществе. В подростковом возрасте формируются мировоззрение, представления о смысле жизни, взгляды на жизнь, на свое место и положение в социальной структуре общества. В среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития.
Ключевыми особенностями среднего школьного возраста являются: освоение культурных технологий, методов, механизмов познания окружающего мира и познания самого себя; начало нравственного и предпрофессионального самоопределения; формирование самостоятельности.
Техники работы тьютора усложняются, так как теперь ему нужно строить опоры для совместной рефлексии образовательного поиска, но по своей сути остаются теми же:
– образовательная карта (содержит приложения в виде маршрутов и инструкций по прохождению пути);
– портфолио (требования приобретают нормативные характеристики: исследователь собирает гипотезы и артефакты, проектировщик – идеи и конструкции, творец – творческие зарисовки);
– техники беседы (сами эти техники могут становиться поводом для рефлексии).
Для учащихся средней школы особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги – должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов - подростков. Могут быть организованы тьюторские классы, которые представляют собой образовательные сообщества, объединенные по способу деятельности – способу, позволяющему искать ответ на значимые вопросы. Таких типов деятельностей существует, как минимум, три: исследование, проектирование и творчество.
- Сопровождение детей с ЗПР.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). ЗПР – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. ЗПР рассматривается как вариант психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняются различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка.
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходимо предъявлять хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно-ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступными, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Учителю необходимо следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя – это вспомогательное, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требовать структурирования действий.
- Организация деятельности тьютора.
Программа тьюторского сопровождения обучающихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное так и внеурочное время.
Деятельность тьютора по сопровождению ребенка с ОВЗ при освоении программы заключается в следующем:
- педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы;
- определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении той или иной образовательной области;
-анализ образовательной программы по образовательной области с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц обязательных для освоения ребенком с ОВЗ;
- разработка Индивидуальной программы для тьютора.
Тьютор разрабатывает стратегию поведения в процессе введения ребенка в детский коллектив. Особенности стратегии заключаются в следующем:
- предварительная беседа с детьми (по необходимости);
-наблюдение за детьми и ребенком с особенностями развития, включение его в совместные игры, помощь в конфликтных ситуациях, привлечение одноклассников к помощи подопечному;
-постепенный выход тьютора из детского коллектива, т.е. предоставление детям возможности самостоятельно общаться и взаимодействовать друг с другом.
Особенности взаимодействия тьютора с родителями заключаются в следующем:
-установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы;
-оказание родителям эмоциональной поддержки;
-содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
-формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
-формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
-проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы представлены в виде таблицы по И.В.Карпенковой (приложение 1).
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной системе и роль тьютора в этом процессе представлены в виде таблицы по И.В.Карпенковой (приложение 2).
Программа тьюторского сопровождения разрабатывается тьютором, согласуется с годовым планом работы школы, который утверждается директором и осуществляется тьютором в рамках своих должностных обязанностей. Основные виды деятельности тьютора, которые должны быть отражены (приложение 3):
-информационное обеспечение
-организационная деятельность
-учебно-методическая работа
-диагностико - аналитическая деятельность.
- Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
1. Сбор информации о ребенке;
2. Анализ полученной информации;
3. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
4. Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
5. Решение поставленных задач;
6. Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех обучающихся с ОВЗ, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.
1.Предварительный этап или этап установления контакта.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; изучает заключение ПМПК и полученные рекомендации.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом.
Тьютору целесообразно заранее провести встречи с родителями, обучающимися, педагогическим коллективом для разъяснения и информирования, подготовки к приходу в школу ребенка с ОВЗ, формирование социального интереса к инклюзивному образованию у всех участников.
Важно стимулировать активность детей класса в организации школьной жизни. Так, например участие учеников в составлении правил совместной работы – залог того, что эти правила будут восприняты детьми и ученики начнут им следовать. Пример «Правил общения», которые можно обсудить и принять в классе, где учится ребенок с ОВЗ, предложенные И.В. Карпенковой:
1. Я умею слушать.
2. Я умею ждать.
3. Я могу помочь, когда меня просят.
4. Если я не могу договориться с товарищем о чем-то, я попрошу помочь старшего.
5. Если я не могу помочь сам, то могу попросить о помощи товарища или взрослого.
2.Адаптационный этап.
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь школы, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
-помещений школы;
-режима дня;
-учебных программ;
-методических пособий.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития. Они варьируются в пределах нескольких месяцев. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали «Центр психолого-педагогической и социальной помощи».
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.
3.Помощь и оценка первых результатов.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает сотрудничество со специалистами «Центра психолого-педагогической и социальной помощи».
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
- Ведение документации.
Программа тьюторского сопровождения в рамках индивидуальной образовательной программы учащегося или учащихся может иметь следующую структуру:
- Пояснительная записка к программе:
– учебная и психологическая характеристика ребенка;
– рекомендации ПМПК;
– семейный заказ к тьюторской программе;
– особенности возраста (с учебной и образовательной точек зрения);
– индивидуальные особенности подопечного;
- Тьюторская программа:
– задачи работы;
– ожидаемые результаты;
– направления работы на текущий учебный год;
– формы работы.
Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в индивидуальной работе с данным учеником. Это могут быть, например, рекомендации специалистов с комментариями тьютора, которые возникают в процессе сопровождения, или дневник наблюдений за ребенком как одна из самых распространенных и необходимых форм документации.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается (приложение 4).
Дневники могут быть различными, например:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; отмечаются различные виды сопровождения: учебный материал (разъяснять, объяснять, упрощать), терапия, обучение методике учебы, поддержка при эмоциональных проблемах; отмечаются контакты с родителями, специалистам и другими взрослыми, а также эмоциональные реакции ребенка.
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».
3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.
Важно также отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение.
Параметры следующие:
– физическое развитие;
– развитие психомоторики;
– когнитивное развитие;
– социально-эмоциональное развитие;
– коммуникативные возможности;
– отношение к учебе;
– школьные навыки.
Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме составляются отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями обучающегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы:
– описание проблемы;
– возможности ребенка;
– компенсационные возможности;
– ограничения;
– ресурсы;
– возможные пути преодоления;
– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.
Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой (приложение 5).
Заключение.
Создание и функционирование тьюторского сопровождения в нашей школе не только повышает эффективность всей совокупности учебных технологий, но и делает ее прогнозируемой по отношению к каждому ребенку. Это позволяет индивидуализировать профилактическую и пропедевтическую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и избежать тяжелых последствий в виде снижения образования и негативных социальных проявлений личности учащегося.
Литература.
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.
- Барышева А.Н. Социальная педагогика. – 2014г.
- Беркович М. - Нестрашный мир - Сеанс, 2009 г.
- Беспалова Г.М. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://thetutor.ru/school/junior _high_school_article03.htm/
- Блинков Ю.А., Губарев Е.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.
- Ефремова, О. И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О. И. Ефремова // Воспитание школьников, 2010. –№1 – С. 34–35.
- Карпенкова, Инна В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы / И.В. Карпенкова – 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. – 116 с.
- Ковалёва, Т. М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии / Т. М. Ковалёва // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. – М. :ИТОиП РАО, 2002. – 124 с. http://www.thetutor.ru/ .
- Крылова Н. Б. Тьютор – новый тип педагога в условиях индивидуализации образования / Н. Б. Крылова // Завуч, – 2015. – № 5–С. 10–16.
- Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С. Выготского (1896-1934 гг.)// тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.
- Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Вишнякова Е.А. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
- Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» (из опыта работы)// Материалы IV Международной научно – практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» http://concord.websib.ru/news.php?no=154
- Профессия тьютор. Информационно-методический бюллетень. Редакционная коллегия: Самсонова Елена Валентиновна – руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, Кузьмина Елена Владимировна, педагог-психолог ГРЦ ИПИО МГППУ, руководитель методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ, Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Учреждения «Наш Солнечный Мир», тьютор, членТьюторской Ассоциации, член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ. Москва, 2013г.
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Составитель: Кузьмина Е.В. – руководитель методического объединения тьюторов в Городском ресурсном центре по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ. Рецензент: Максимова М.В.- кандидат педагогических наук учитель-дефектолог ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток». Москва, 2012.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" с изм.
N 329-Ф3 от 03.08.2018, N 317-Ф3 от 03.08.2018. - nsportal.ru.
Приложение 1.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы.
Подопечный | Тьютор |
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка - эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в комнату отдыха; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. | |
Учитель (учителя) | Обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. |
Другие дети | Следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют. Объясняет детям, как общаться с их одноклассником. Если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. |
Родители | Рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие трудности. Отвечает на вопросы родителей. |
Другие специалисты (социальный педагог, психолог и др.) | Вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом. Помогает в составлении индивидуальных программ. Осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.). |
Приложение 2.
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта.
Ребенок с ОВЗ и учитель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции | Привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на …. (имя учителя), слушай …»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор | Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора | следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. |
Ребенок с ОВЗ и другие ученики | Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Приложение 3.
Основные виды деятельности тьютора.
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Информационное обеспечение | |||
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Тьютор |
2 | Консультации для педагогов | В течение года по запросу | |
2.1 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Сентябрь | |
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения детей с ОВЗ | Ноябрь | |
3 | Консультации родителей обучающихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей | В течение года по запросу | Тьютор |
4 | Родительские собрания | ||
4.1 | «Тьютор в нашей школе» | Октябрь | |
4.2 | «Особый ребенок в школе» | Декабрь | |
4.3 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Март | Тьютор |
4.4 | «Динамика развития воспитанников» | Май | Тьютор |
5 | Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения | В течение года | Тьютор |
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок | В течение года | Тьютор |
7 | Создание информационной базы данных по организации тьюториала в работе воспитанниками с ОВЗ | В течение года | Тьютор |
Организационная деятельность | |||
1 | Разработка документов «Личное дело тьюторанта» | В течение года | Тьютор |
2 | Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива | Ежедневно | Тьютор |
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения | Ежедневно | Тьютор |
4 | Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов | В соответствии с планом воспитательной работы школы | Тьютор |
Учебно-методическое направление | |||
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ | Сентябрь, май | Тьютор, классный руководитель, учителя-предметники, психолог, социальный педагог |
2 | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в две недели | Тьютор, психолог, социальный педагог |
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий | 1 раз в неделю с каждым тьюторантом | Тьютор |
4 | Участие в педагогическом совете, школьных семинарах, работе методического объединения коррекционного блока школы | По плану школы | Тьютор |
Диагностико - аналитическая деятельность | |||
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Тьютор |
2 | Анализ личных дел обучающихся | В течение года | Тьютор |
3 | Анализ медицинских карт | В течение года | Тьютор |
4 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Тьютор |
5 | Непрерывная диагностика | В течение года | Тьютор |
6 | Анализ работы тьютора за 2018-2019 учебный год | Май | Тьютор, зам.директора по УВР |
Приложение 4.
Форма дневника, как приложение к отчету о результатах процесса обучения ребенка с особенностями развития.
Период наблюдения
Цель
Задачи
Дата | Наблюдения | Комментарии, замечания |
Выводы
Приложение 5.
Таблица сформированности основных навыков.
Деятельность ребенка | Делает + Делает не всегда + - Делает, но редко + - Не делает - |
Маршрутная деятельность | |
Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку | |
Берет свой портфель (рюкзак) и идет в класс | |
В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место | |
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя | |
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока | |
Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку | |
После уроков собирает все вещи в портфель | |
Другое | |
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) | |
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет | |
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены | |
Моет руки перед едой и после туалета | |
Находясь в столовой, ест | |
Другое | |
Коммуникативная деятельность | |
Выполняет инструкции учителя | |
Может повторять действия за учителем | |
Смотрит на учителя | |
Задает вопросы | |
Отвечает на вопросы | |
Поднимает руку, когда знает ответ | |
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски | |
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем | |
На перемене общается со сверстниками | |
Другое | |
Учебная деятельность | |
Может самостоятельно писать | |
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте | |
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием | |
Рисует | |
Пользуется красками, фломастерами, мелками | |
Другое | |
Этика отношений | |
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией | |
Общается к учителям на «вы», к сверстникам - на «ты» | |
Ждет, когда надо ждать всех | |
Помогает другим, по просьбе | |
Помогает другим, без просьбы, по ситуации | |
Поздравляет, выражает радость успеху других | |
Переживает за других в случае грустной ситуации | |
Другое | |
Осознавание себя и смысла учебы | |
Радуется похвале | |
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют | |
Стремиться исправить свое поведение или оценку | |
Выражает разную степень интереса к темам и урокам | |
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) | |
Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе
Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...
Модель тьюторского сопровождения детей-билингвов по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов .В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. ...
Модели тьюторского сопровождения.
Тьюторство - новое явление в нашей жизни. Как же тьюторство может помочь в работе школы? Об этом статья....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Модель тьюторского сопровождения обучения русскому языку детей – билингвов» (мастер-класс)
Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый матери...
Тьюторское сопровождение обучающихся пятого класса при переходе в основную школу по предмету «Математика»
Тьюторское сопровождение обучающихся пятого класса при переходе в основную школу по предмету «Математика».Карточки для отработки основных тем курса математики в 5 классе....
Приказ Департамента образования от 09.09.2022 №1043 "О конкурсном отборе на тьюторское сопровождение одаренных детей" , приложение 2 к рприказу
Член комиссии конкурсного отбора на организацию тьюторского сопровождения одаренных детей...
- Мне нравится (1)