"Использование образовательных технологий при обучении учащихся с ОВЗ"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шароватова Елена Валерьевна

В данном материале описываются образовательные технологии, которые могут быть применены на уроках для учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: «Использование образовательных технологий

при обучении учащихся с ОВЗ».

                                                                                    Шароватова Елена Валерьевна,

                                                                       учитель русского языка и литературы.

2017 г.

                                            Если ученик не научится в школе сам ничего творить, 

                                            то и в жизни он всегда будет только подражать,

                                            копировать, так как мало таких, которые,

                                            научившись копировать,  умели делать

                                            самостоятельное приложение этих сведений. 

                                                                                                                  Л.Н.Толстой 

      Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Учащийся –это "архитектор и строитель" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

- успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

- умение контролировать свои действия на уроке.

    При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно - деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.

Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии - направлены на организацию учебно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

Технология разноуровневого обучения.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

 Важнейшим элементом является творческо- практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. Сопутствующими формами обучения творчеству являются выставки, массовые праздники, экскурсии. Эти формы активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнениях. Выставки – это результат детского творчества в области труда, изобразительной деятельности.

Вывод: только когда методика организации обучения и воспитания в коррекционной школе будет соответствовать  педагогическим условиям, тогда и   воспитание  детей с ограниченными возможностями здоровья будет наиболее эффективным и полноценным. .

Заключение:

      Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебно-воспитательной  деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в обучении учащихся с ОВЗ.

Основная цель работы школы заключается в совершенствовании образовательного процесса в направлении сохранения психического, нравственного и физического здоровья обучающихся.Современная система школьно...

методическое пособие для педагога по использованию образовательных технологий в обучении по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»

Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащих...

Методическое пособие для педагогов по использованию образовательных технологий в обучении. Метод проектов.

В методическом пособии «Метод проектов на уроках географии» представлены теоретические основы современной деятельностной образовательной технологии, собственная педагогическая практика орг...