Методическое пособие для педагогов по использованию образовательных технологий в обучении. Метод проектов.
методическая разработка по географии
В методическом пособии «Метод проектов на уроках географии» представлены теоретические основы современной деятельностной образовательной технологии, собственная педагогическая практика организации образовательного процесса по географии, описан алгоритм и особенности применения данной технологии на уроках и во внеурочной деятельности в 5-9 классах, приведены примеры проектных работ обучающихся, определены пути повышения познавательной активности обучающихся вследствие использования метода проектов.
Практическая значимость методического пособия заключается в раскрытии функциональности использования и усовершенствовании методических приемов метода проектов на уроках географии и во внеурочное время.
Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным не только учителям географии, а также учителям других предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 110.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ельное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский
Самарской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 28.08.2020г. № 1 Руководитель ШМО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по ВР ________/К.И.Орлова « ____ » августа 2020 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ___________Д.Д.Токарев « » сентября 2020 г. № |
Методическое пособие по теме
«Метод проектов на уроках географии»
Предметное направление: география
Методическое пособие для педагогов по использованию образовательных технологий
в обучении
Автор:
Пономаренко О.Л.
учитель географии
г. Нефтегорск
2020-2021 уч. год
Аннотация
В методическом пособии «Метод проектов на уроках географии» представлены теоретические основы современной деятельностной образовательной технологии, собственная педагогическая практика организации образовательного процесса по географии, описан алгоритм и особенности применения данной технологии на уроках и во внеурочной деятельности в 5-9 классах, приведены примеры проектных работ обучающихся, определены пути повышения познавательной активности обучающихся вследствие использования метода проектов.
Практическая значимость методического пособия заключается в раскрытии функциональности использования и усовершенствовании методических приемов метода проектов на уроках географии и во внеурочное время.
Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным не только учителям географии, а также учителям других предметов.
Введение
Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Во ФГОС основополагающим является системно- деятельности подход. Поэтому приоритетом становится использование инновационных педагогических технологий, в том числе метода проектов, так как он направлен на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний, позволяет формировать все виды УУД.
В своей работе я использую эту технологию, в итоги у меня сложилась определенная система в данном направлении.
Цель методического пособия является описание методики использования метода проектов на уроках географии и во внеурочное время.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении знаний как теоретического, так и практического характера по применению метода проектов на уроках географии и во внеурочное время.
Новизной данного пособия является то, что формирование УУД осуществляется на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием географической информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде.
Глава 1. Теоретическая часть
- Метод проектов как инновационная педагогическая технология
Метод проектов возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке.
Цель метода проектов - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно- образовательных задач:
- Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
- Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
- Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования.Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися.
Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
В чем состоит замысел проектной деятельности? В ходе выполнения проекта школьник учится:
- Определять замысел деятельности;
- Ставить цели индивидуальной или коллективной деятельности;
- Собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать;
- Вести деловую дискуссию, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.
В чем заключается необходимость определения замысла и постановки целей проекта?
В ходе первичного проектирования деятельности школьник учится:
- Моделировать деятельностную перспективу ( результат);
- Определять последовательность конкретных действий для достижения результата;
- Выявлять конкретные условия реализации поставленной задачи;
- Искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации;
- Развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы;
- Выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения;
- Участвовать в дискуссии;
- Участвовать отдельно и в группе в событиях и решающим образом (целеустремленно) влиять на них.
Каковы роли учителя и ученика в организации и выполнении проекта?
Учитель | Ученик |
Понимание проблемы | |
Формулирует и решает проблему как постановку учащимся задачи, которую они должны решить в совместной работе | Представляет проблему как затруднение в самом процессе совместной деятельности, для преодоления которого в данный момент отсутствуют необходимые средства, но реализуемое в направлении поставленной цели. |
Целевая ориентация деятельности | |
Задается учителем | Участвует в обсуждении |
Конкретизация в формулировании результатов | |
Участвует в обсуждении | Осуществляется учащимися |
Реализация проекта | |
Организатор проектной деятельности учащихся и консультант ее осуществления для обучающихся:
| Участники коллективного взаимодействия – осуществления способов исследовательской, аналитической, рефлексивной, оценочной и другой деятельности:
инициативу и доводят ее до |
сведения всех;
т.д. |
При выполнении учебного проекта (учебного исследования) обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, результатом, которой являются сформированные компетенции, включающими в себя навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; постановки целей и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования, аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения».
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников старшей школы будут заложены:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Главное: проектная работа способствует развитию универсальных действий, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека, т.е. регулятивным, коммуникативным, познавательным действиям.
1. 2. Классификация проектов
Существует несколько подходов к классификации проектов. Евгения Семеновна Полат - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения, автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет технологий и ресурсов в системе образования - выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
- исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследо-вание. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
- ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Все проекты можно классифицировать по группам:
- По времени выполнения.
- Краткосрочные (урок, несколько уроков)
- Среднесрочные (от недели до месяца во внеурочное время)
- Долгосрочные
- По предметной области
- По одному предмету
- Межпредметные
- По преобладающей деятельности учеников
- Исследовательские
- Творческие
- Ролевые, игровые
- Практико-ориентированные
Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:
- Макет географического объекта.
- Путеводитель
- Презентация
- Наглядное пособие
- Газета, журнал
- Видеофильм и т.д.
Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.
Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
1.3 Этапы проектной деятельности
Этап | Содержание |
1.Выбор проблемы | Обоснование проектной значимости (результата): разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы |
2. Определение цели и поэтапных задач | Разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля – первичное теоретическое проектирование решения задач |
3. Определение масштабов работы | Выбор средств и методов достижения цели, рамок интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей, сроков, этапов работы |
4. Формирование гипотезы проекта | Первичное практическое проектирование решения задач |
5. Выбор команды | Распределение ролей для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников |
6. Информационное обеспечение | Выбор учащихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня |
проекта | |
Практическое проектирование | Моделирование продукта |
7. Выявление и формулирование общей проблемы | На заседании цикловой комиссии школы в начале учебного года анализируется проектная деятельность в предыдущем учебном году, выбирается примерное направление проектной работы на текущий год с учетом преемственной тематики , определяются сроки |
8. Организация проектной мастерской | Данный этап осуществляется совместно с учащимися и включает в себя:
|
9. Исследование | Учащиеся при неявном руководстве учителя определяют , где и как можно собрать информацию. В рамках проекта это можно сделать путем:
|
10.Обработка | Обработка статистических данных, построение диаграмм; |
полученной информации | составление вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями; озвучивание видеороликов; отбор фотографического материала и составление к нему комментариев; реферирование научной и научно- популярной литературы; обобщение и осмысление материала, составление текстов выступлений, подбор тезисов, выдвижение гипотез, определение дальнейших действий |
11. Трансформация тем и проблем | Полученную информацию необходимо осмыслить и выбрать только приоритетную для данной темы. Возможны появление новых тем и проблем, отказ от ранее выработанных. |
12. Подготовка к презентации | Определение способов оформления результатов исследований; подготовка рефератов и текстов выступлений; подготовка сопровождающих конкретных творческих номеров; проектирование возможности применения полученных выводов и способов их реализации |
13. Оценка проделанной работы и анализ возможности ее продолжения | Формируемые общеучебные, учебно - информационные умения и знания |
1.4 Компетентностный урок с позиции использования метода проектов | ||||||
Тип урока | Вид проекта в зависимости от цели урока | Вид проекта в зависимости от задач учителя и обучающихся | Вид проекта в зависимости от сроков его выполнения и завершения | Вид проекта в зависимости от количества участников и доминирующего вида деятельности | Учебно- информационные умения | Общеучебные умения и знания по предмету |
Урок изучения нового (формирования новых умений и навыков) | Информационный (актуализация знаний), прикладной, ознакомительно- ориентировочный | Исследовательск ий, поисковый, ролевой, творческий | Текущий | Групповой и индивидуальные |
доклада |
сопоставление) |
Урок закрепления | Информационно- | Ролевой, | Текущий | Индивидуальные | 1. Подготовка сообщения, | 1.Закрепление и |
знаний | исследовательский, | творческий, | и групповой | доклада. | контроль знаний | |
(закрепления | прикладной | поисково- | 2. Подбор и группирование | учащихся по теме. | ||
умений и | исследовательск | материала по теме | 2. Развитие | |||
навыков) | ий | 3.Составление письменных | мыслительных | |||
тезисов. | операций ( анализ, | |||||
4.Работа по составлению | сравнение, | |||||
алгоритмов рассуждения ( тезис | сопоставление) | |||||
– доказательство – вывод). | ||||||
5. Участие в дискуссии и | ||||||
полемике. | ||||||
Уроки обобщения | Структурно- | Ролевой, | Текущий | Групповой | 1. Участие в дискуссии и | Развитие, |
и систематизации | информационный, | творческий, | полемике. | закрепление и | ||
знаний | прикладной | поисково- | 2.Группирование материала по | контроль | ||
исследовательск | теме: работа со сводными, | сформированности | ||||
ий | синхроническими таблицами. | мыслительных | ||||
3.Реализация выработанных | операций ( анализ, | |||||
алгоритмов рассуждения, | сравнение, | |||||
анализа, дискуссии | сопоставление) |
Глава 2. Методическая часть
2.1. Метод проектов на уроках географии и во внеурочной деятельности
География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящих их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Но, к сожалению, в последние годы география как школьный предмет очень быстро теряет свою популярность. Время романтики прошло, и на смену пришли дети прагматичные, точно знающие, чего хотят от современных реалий, в которые география, увы, не входит. И именно на плечи учителей географии ложится забота о возвращении этого предмета в список приоритетных. А для этого нужно вернуть географии ее популярность, неповторимость, сделать так, чтобы каждый урок заинтересовывал и привлекал учеников еще сильнее, чем предыдущий.
Вот поэтому уже на протяжении нескольких лет на уроках географии учителем используется проектный метод обучения. В своей деятельности мы используем различные виды проектов: практико-ориентированные
«Составление маршрута от дома до школы», исследовательские
«Народные промыслы Центральной России», «Необычные планеты Вселенной», информационные, творческие, ролевые.
За это время сложилась некая система работы в применении метода проектов. Конечно, нельзя сравнивать проекты учеников 5-го и 9-го классов, потому что работа, выполненная учеником 5-го класса проще и не претендует на звание полноценного исследовательского проекта, но уже на этом этапе данный вид работы учит детей самостоятельно ставить цели и выбирать способы их достижения, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Но с каждым годом степень сложности все возрастает и в
старшем звене уже не составляет труда создание действительно исследовательской работы, что знаменует выход на новый уровень.
Для того чтобы заинтересовать учащихся проектной деятельностью, во всех классах, которых я работаю, провела урок по теме «Что такое проектная деятельность?», на котором познакомила учащихся с основными понятиями проекта, с классификацией и этапами проекта, различными формами защиты проекта, показала несколько готовых проектов. Провела анкетирование, по результатам которого выяснилось, что дети желают принять участие в таком виде деятельности, некоторые учащиеся предложили темы проектов.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную
Так как проект подразумевает проблему, на уроке я предложила учащимся такую ситуацию: «Мы изучили путешественников и географов. Как вы думаете, есть ли на карте географические объекты, названные в честь их?». Дети затруднились ответить на этот вопрос. Они предположили, что возможно есть, но какие именно и где, они не знают. Совместно мы сформулировали цель и задачи нашей деятельности по решению данной проблемы. Проект выполняли группами, каждая группа
работала по заданной теме и по алгоритму. Продуктом нашей работы стала карта с нанесенными объектами, названными в честь путешественников. Особое внимание мы уделили представлению результатов и их оценке. Учащиеся заполнили карту оценки проектной деятельности.
По результатам заполнения я сделала выводы о готовности учащихся участвовать в проектной деятельности, об умении работать в коллективе, об ответственности выполнять задания, умении оценивать себя и своих участников в группе.
По результатам бланка рефлексии выделила проблемные зоны, составила перспективный план.
Работа над проектом чаще всего требует много времени, поэтому на уроках чаще всего использую краткосрочные или мини-проекты. Внеурочная деятельность позволяет выполнять проекты более глубокие по содержанию и интегрированного характера, то есть метапредметные.
Следующий проект был при изучении темы «Вселенная» о необычных планетах Вселенной. Учащиеся работали группами, использовали справочники и энциклопедии, Интернет. Ссылки для Интернет-ресурсов были предложены учителем. Итогом стала презентация «Необычные планеты Вселенной». Учащиеся сами попытались сформулировать проблемные вопросы, цель, определить задачи.
Начиная с 6 класса, мы пытаемся выдвигать гипотезы, отбирать содержание, формулировать выводы. Например, при изучении темы «Воды суши» сообщаю учащимся «Воды суши чаще всего бывают пресными», и спрашиваю: а если ли на планете соленые водные объекты, расположенные на материках?
При изучении Мирового океана дети заинтересовались, почему моря носят «цветные» названия. Так появилась идея создания проекта «Почему моря цветные». Итогом нашей работы стала стенгазета о «Цветных морях».
В процессе изучение «Страноведение» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. При изучении природных зон Земли и отдельных материков каждому учащемуся предложить свою роль: климатолога, зоолога, почвоведа, ботаника, картографа. В процессе выполнения проекта будут сделаны «визитные карточки» природных зон.
На кружке «Вокруг света» дети самостоятельно выполняли проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. Продуктом проекта стал альбом, составленный из рисунков детей с изменениями очертания материков.
Итак, от коллективного и группового проекта мои ученики перешли к индивидуальным.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Например, проект «Северное сияние» Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для проектной работы огромен. Здесь учащиеся выходят на уровень метапредметных проектов. Метод проектов используется для формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом, и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты, справочники, энциклопедии, телевидение, интернет – ресурсы: видеофрагменты, интерактивные карты, фото. Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.
Важным этапом является защита проекта. Назначается день защиты проектов, обязательно сообщается об этом ученикам. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Разработаны критерии оценивания проекта:
- Обоснование проблемы проекта (исследования) и планирование способов её решения
- Постановка целей и задач исследования, глубина раскрытия темы проекта (исследования)
- Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования
- Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования
- Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений
- Оформление проектного продукта (результатовисследования) качество проведения презентаций
- Практическая направленность полученных результатов
Систематизируя свою работу по методу проектов, я разработала технологическую карту занятия по данному виду, в которой я прописываю цели, планируемые результаты, описываю характеристику проекта, карту оценки и бланк рефлексии.
Карта оценки проектной деятельности Название проекта___ _ Группа___
Параметры | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Средний балл |
Выполнение работы по проекту | ||||
Точность исследования | ||||
Оформление результатов проекта | ||||
Качество представления результатов (анализ выступления) | ||||
Итого баллов |
Бланк рефлексии
Вопрос | Ответ |
1. Понравилось ли вам участвовать в проектной деятельности | |
2. Какой этап работы над проектом оказался для вас самым интересным? | |
3. Какой этап работы оказался для вас самым сложным? Почему? | |
4. Какие знания вы получили в ходе работы над проектом? | |
5. Довольны ли вы своим участием в работе группы (если нет, то почему)? | |
6. Как вы оцените взаимоотношения в вашей группе во время работы над проектом? |
- Технологическая карта урока в технологии метод проектов.
Урок географии по теме «Природные зоны Северной Америки» 7 класс.
Цели урока:
Образовательная: Создание условий для формирования представлений о природных зонах Северной Америки.
Деятельностная: Развитие умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, учить находить ответы на вопросы, используя учебник и дополнительные источники информации.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- Развивать умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;
- Формировать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействия
путешествиях? Школьный предмет география помогает нам мысленно совершать путешествия по станам и континентам Мы с вaми сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Северную Америку. А вы знаете, что для этого необязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в науку географию. Перед дальней дорогой необходимо размяться. Географическая разминка Сопоставь и назови: «Самое- самое Северной Америки»
-Самая длинная река Северной Америки ….(Миссури) -Самая высокая точка Северной Америки….(гора Мак-Кинли) -Самая низкая точка Северной Америки ….(Долина Смерти)
- Самая протяженная пещера в Северной Америки …(Мамонтова пещера) Молодцы! Я вижу, что все готовы к сложному пути! Давайте продолжим | вносить необходимые коррективы; познавательные – умение использовать предметные знания для реализации цели; -добывать, перерабатывать и представлять информацию; -оформлять результаты исследования и представлять его;
Коммуникативные: -планировать учебное | ||
Актуализация | Обратите внимание на карту на доске, найдите её в атласах | Делятся на группы для |
знаний. | (с.14-15). -А теперь откройте атлас на с. 5 Найдите здесь карту «Природные зоны Северной Америки ». -Ребята, как вы думаете, почему мы начали работать с этой картой? Почему у вас на столах листочки разного цвета? (соответствует цветам основных ПЗ) Объединитесь в группы по цвету: фиолетовый-тундра и лесотундра, зеленый – тайга, оливковый-смешанные и широколиственные леса, желтый цвет – степи и лесостепи(прерии. Мини - проект «Тундра и лесотундра Северной Америки» Мини - проект « Тайга Северной Америки» Мини - проект «Смешанные и широколиственные леса Северной Америки» Мини –проект «Лесостепи(прерии) и степи Северной Америки» Каждой экспедиции будет дано определённое задание, после выполнения которого, вы должны будете представить отчёт от всей группы. На ваших столах лежит карточка с названием должности эксперта в этой экспедиции: картографы, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи. Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о | выполнения работы, выполняют задания, вместе с учителем формулируют тему и цели урока. | сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы; Личностные: -различать виды ответственности внутри своей учебной работы; - осваивать новые виды деятельности |
проделанной работе. Задания для каждой группы ( задания в конвертах у каждой группы на столе)
5. Зоолог - изучает животный мир природной зоны. | ||||
Выполнение проекта. | Этап планиро вания | Организует этап планирования. Предлагает работать по заранее подготовленному алгоритму . Работа по алгоритму: 1.Познакомьтесь с текстом параграфа 45
| Обсуждают цель работы, задачи, объект исследования |
Информ ационно - аналити ческий этап | Консультирует и поддерживает на разных этапах работы в проекте, помогает преодолеть затруднения; Создает условия для проявления активности и инициативности учащихся; Координирует процесс проектной деятельности; | Работают по плану в группах. Используют учебник, справочные материалы по географии , Интернет. | ||
Этап реализац ии | Готовят выступление к защите. | |||
Защита проекта. | Слушает учащихся. Задает вопросы. | Защищают выполненную работу. Слушают одноклассников. Задают вопросы. | ||
Закрепление изученного | Проводится игра «Крестики-нолики» | Делятся на группы «Крестики-нолики». Отвечают на вопросы | Познавательные УД:Умеют применять полученные знания. Регулятивные УД: Умеют выделять и осознавать то, что усвоено, контролировать полученный результат, корректировать знания. Коммуникативные УД: |
умеют сосредоточенно работать. Личностные УД: Способны к самоопределению. | ||||
Итоги работы. | Проводит рефлексию. Помогает оценить полученный продукт и проанализировать результаты деятельности в проекте. Ребята, а теперь я хочу обратить внимание на высказывания великих мыслителей. «Кaк приятно знать, что ты что-то узнал» (Мольер) «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) «Познания начинаются с удивления» (Аристотель) «Скажи мне, и я забуду, помоги мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь» (Конфуций) Пoдумайте 5 секунд. Каждая фраза отражает вашу деятельность на уроке, что больше подходит вам, как вы работали. Каждый делает выбор сам. Пройдите к той фразе и прикрепите свою карточку. Спасибо вам за ваши ответы, садитесь на свои места | Оценивают работу группы, свою работу на уроке(по критериям заранее выданным или озвученным) Отвечают на вопросы | ||
Домашнее задание. | 1.Вы не успеваете вернуться из экспедиции к началу занятий в школе. Вам необходимо предупредить | Предлагает каждому ученику домашнее задание на выбор | Записывают домашнее задание. |
учителя географии о своей задержке в прериях Северной Америке. Позвонить вы не можете. Средств хватает на телеграмму из 2-х предложений. Не указывая названия своего местонахождения составьте текст телеграммы, из которой учитель понял бы, где вы находитесь. 2.сделайте туристическую рекламу: «Посетите тундру!» «Удивительная тайга!» «Мир Прерий!» «Пустыня – вас ждёт!» | . |
Мониторинг результативности использования метода проектов на уроках географии
Апробированные при реализации методической разработки методы и формы по применению проектной деятельности на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
Для определения уровня сформированности вышеперечисленных умений в начале и в конце каждого учебного года предлагаю учащимся оценить свои знания и умения по соответствующим критериям, затем выставляю свои оценки, которые формируются из наблюдений, карты оценки и бланка рефлексии (стр. 20) и
критериев оценивания при выполнении и защите проектов.
Полученные данные позволяют мне увидеть проблемные стороны, скорректировать дальнейший план работы, при необходимости выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Критерии | Показатели |
Способность к | умение поставить проблему |
самостоятельному приобретению | умение выбрать адекватные способы |
знаний и решению проблем | решения проблемы |
(оценкасформированности | умение осуществлять поиск и обработку |
познавательныхучебныхдействий) | информации |
умение формулировать выводы | |
способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способыдействий, достигатьболее глубокого понимания изученного | |
Сформированность предметных знаний и способов действий | умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий |
Сформированность регулятивных действий | умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени |
умение использовать ресурсные возможности для достижения целей | |
Сформированность | умение ясно изложить и оформить |
коммуникативных действий | выполненную работу, представить её |
результаты, аргументировано ответить на | |
вопросы |
В результате применения метода проектов увеличилось количество и качество творческих работ учащихся, выпускники выбирают индивидуальные итоговые проекты по географии.
К окончанию основной школы вышеперечисленные умения у всех выпускников на 100 % сформированы на базовом уровне, к окончанию средней - 100 % на повышенном уровне.
Заключение
Мне как педагогу метод проектов позволяет организовать учебный процесс с ориентацией на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.
Метод проектов дает возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости. А самое главное то, что ребята не хотят останавливаться на достигнутом, им нравится и хочется проявлять себя, реализовывать свои творческие планы, которых немало.
Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным:
- сумеет планировать собственную деятельность;
- ориентироваться в разнообразных ситуациях;
- совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения современного образования
Литература
- Новикова Т.П. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование. № 7, 2000.
- Е. С. Полат. Метод проектов — статья на сайте Российской Академии Образования
- Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
- Н.В. Яковлева. География: уроки с использованием информационных технологий / авт. . – Волгоград: Учитель, 2009.
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61
- Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные педагогические технологии: учеб. пособие/Е. С. Полат. М.:Академия, 2003.
- Сайт программы «Обучение для будущего»
- Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование образовательных технологий при обучении учащихся с ОВЗ"
В данном материале описываются образовательные технологии, которые могут быть применены на уроках для учащихся с ОВЗ....
Методическое пособие для учителя по использованию образовательных технологий в обучении
Рекомендации по использованию ресурса "Решу ЕГЭ"....
Методическое пособие для учителя по использованию образовательных технологий в подготовке к ГИА по информатике
Цель моего пособия: разработка и теоретическое обоснование методики подготовки к ГИА по информатике. Возможно, мои наработки помогут учителю информатики в его нелёгком труде по подготовке ...
Методическая разработка мастер-класса «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”»
Мастер-класс «Эффективное использование информационных технологий в педагогической практике. Проект “Великие малые открытия”» открывает цикл мастер-классов «Проектна...
Современные образовательные технологии деятельностного типа. Метод проектов. Проект «Моя языковая биография».
I. Деятельностный подход к обучению. Современные образовательные технологии деятельностного типа.II. Современные методы обучения ИЯ.III. Метод проектов в школе.IV. Проект «Моя языковая биография...
Методические рекомендации по использованию образовательных технологий в обучении: Проект «Школьное телевидение GUM TV – средство взаимодействия учителей, учащихся и родителей»
Создание школьного телевидения: этапы, сроки, пути реализации...
методическое пособие для педагога по использованию образовательных технологий в обучении по теме «Система работы с листами учета знаний на уроках истории»
Хочу поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащих...