Логико-речевые ошибки: учимся замечать и исправлять
статья по русскому языку на тему
В статье рассмотрены типы логико-речевых ошибок в творческих работах учащихся и некоторые виды упражнений для предупреждения данных ошибок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Филиппова, А.В. Трофимова
Логико-речевые ошибки: учимся замечать и исправлять
Логичность является одним из важных коммуникативных качеств речи, влияющих на понимание содержания высказывания. Под логичностью понимается такое коммуникативное качество речи, которое отражает соответствие речи действительности и законам логического мышления.
Умение строить логичное высказывание опирается не только на знание и соблюдение законов логики, логического мышления, но и норм литературного языка, в основном синтаксических. Этим объясняется сложность определения в речи такого рода ошибок, как логические. Не случайно их часто относят к неречевым[1], однако, принимая во внимание, что многие логические ошибки рождаются из-за нарушения языковых и речевых норм, некоторые учёные рассматривают такие ошибки как речевые[2]. К тому же часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок, например, синтаксических, именно поэтому они остаются самым загадочным видом ошибок.
Для удобства изучения будем рассматривать данные ошибки как логико-речевые, подчёркивая их речевую природу, что даст нам возможность научиться замечать их в речи, объяснять причину их возникновения и устранять. Кстати следует заметить, что данное умение входит в перечень умений по русскому языку, уровень владения которыми тестируется и оценивается ЕГЭ с помощью специальных заданий и вопросов.
Логико-речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления и норм построения как отдельного предложения, так и сложного синтаксического целого или текста и приводящие к нарушению свойств логичной речи, а именно противоречиям, двусмысленности, непоследовательности, отсутствию должного доказательства в высказывании и т.п.
Логико-речевые ошибки включают в себя логико-лексические, логико-синтаксические и логико-текстовые ошибки.
Логико-лексические – ошибки, возникающие в результате употребления слов в несвойственном им значении или употребления в одном контексте слов, обозначающих взаимоисключающие друг друга явления, действия и т.п., что в итоге приводит к противоречию в высказывании, например: Машинист поезда, сильно сжимая веки, зорко смотрит вперёд.
Логико-синтаксическими традиционно называют ошибки, которые возникают на уровне предложения, следовательно, могут быть обнаружены в контексте одного предложения и представляют собой нарушения синтаксических норм литературного языка.
К логико-синтаксическим ошибкам относят
1) ошибки в построении предложений с однородными членами:
а) связанные с нарушением родо-видовых отношений, что выражается часто в объединении в одном ряду однородных членов и обобщающих слов, например: В лесу росли подосиновики, подберёзовики и грибы.
б) связанные с объединением в однородный ряд слов разных частей речи, например: Ноздрёв постоянно врёт и весёлый.
в) связанные с объединением в однородный ряд слов, обозначающих перекрещивающиеся понятия, например: В нашем отряде было много спортсменов и иностранцев.
2) нарушение порядка слов, приводящее к двусмысленности, а иногда и к комизму:
а) в предложениях с дополнением или определением, которое отделяется от главного слова другими членами предложения, например: На втором этаже продаётся прекрасное нижнее бельё для женщин из шёлка.
б) в предложениях с причастным оборотом, где причастный оборот разделяется определяемым словом или отделяется от него другими членами предложения, например: Все предусмотренные меры законом должны быть приняты. У нас в деревне рядом с домом находится сад, в котором растёт многолетний дуб, окружённый высоким забором
в) в сложных предложениях, где отрывается придаточная определительная часть от определяемого слова, например: Один из сыновей очень похож на отца, который помоложе.
3) нарушение норм построения предложений с деепричастием и деепричастным оборотом, возникающее вследствие того, что деепричастие употребляется для обозначения действия (состояния) субъекта речи, не являющегося в предложении подлежащим.
По законам логики и грамматики в предложении деепричастие, как обозначающее добавочное действие (состояние), должно по смыслу относиться к подлежащему. В результате ошибочного употребления наблюдается следующее: действие, выраженное деепричастием, относится к одному субъекту, а действие, выраженное личной формой глагола, - к другому, например: Увидев тучи, тревога появилась на лицах матросов.
По этой причине ошибкой является употребление деепричастия и деепричастного оборота в безличном предложении, где нет и не может быть подлежащего, например: Обидевшись, мне было всё равно.
4) неудачное употребление местоимений, приводящее к смысловой неточности, например: Отца вызвали к директору школы, но он не пришёл. Хозяева попросили квартирантов зайти в их комнату.
5) неумелый выбор союза или союзного слова, что часто приводит к противоречию, например: Базаров и Кирсанов разные люди, и у них много общего. (И вместо НО)
6) пропуск слова, словосочетания, который может привести к бессмыслице в содержательном плане и часто к комизму, например:
Дворник завёл собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью.
7) смешение прямой и косвенной речи, например:
Когда отец спросил у сына, зачем он купил энциклопедию, тот сказал, что я хочу всё знать.
Логико-текстовые ошибки – это ошибки, возникающие на уровне сцепления предложений в сложном синтаксическом целом или тексте и представляющие собой нарушения норм построения текста, в частности связности и логической последовательности его частей, непротиворечивости информации, передаваемой в тексте.
К ним относятся
- нарушение в членении текста на абзацы:
а) неправильное выделение абзацев;
б) отсутствие членения текста на абзацы;
2) нарушение порядка предложений, например:
Мотор осёкся и замолчал. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Самолёт стремительно понёсся вниз.
3) неправильное членение текста на законченные предложения;
Картина мне нравится. Потому что она о природе.
4) нарушение единого временного плана, или видо-временной соотнесённости, например:
На картине изображена девочка, которая плетёт венок. Рядом с ней задремала бабушка.
5) неправильное использование союзов для связи предложений и частей текста, например:
Очень хочется выразить благодарность нашей учительнице. Она всегда с улыбкой встречала нас. И вместе с тем это человек с доброй душой.
(И вместе с тем = однако, указывает на то, что последующая информация противоположна предыдущей, в то время как в данном отрывке такие признаки учительницы, как «улыбка» и «добрая душа» никак не противоречат друг другу)
6) употребление предложения, противоречащего по смыслу предыдущему/предыдущим, например:
В войну погибло немало молодых людей. Они всегда останутся в наших сердцах молодыми и красивыми. После войны они также шли первыми, поднимали страну после разрухи.
(Очень часто подобная ошибка возникает вследствие неумелого употребления местоимений. В последнем предложении отрывка ученик, употребляя местоимение они, подразумевал молодых людей, участвующих в сражениях, но оставшихся в живых, однако не учёл, что в предыдущем предложении это личное местоимение указывало на погибших в сражениях молодых людей.)
Для того чтобы развивать свою «логическую зоркость», то есть умение замечать логико-речевые ошибки, предлагаем специальные задания.
Задание 1. Найдите логико-речевые ошибки и устраните их.
1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце ярко осветило из-за туч лес и поляну.3. Покатавшись на коньках, болят ноги. 4. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 5. Мама велела сыну налить ему кофе. 6. Вернувшись, мне вспомнилось, что дверь заперта. 7. В этом году я прочитал книг намного больше, как в предыдущем. 8. Критик говорит читателю, что ваши чувства к герою – ложны. 9. Несмотря на то, что Онегин и Печорин живут в разных эпохах, у них было много общего. 10. Рядом расположен сарай, в котором стоял мотоцикл, сделанный из досок.
Задание 2. Чем вызвано противоречие в следующих высказываниях?
- С реки доносилось уханье, похожее на трескотню. 2. Экскурсанты остановились у мраморной плиты из красного гранита. 3. Задержанный был в пальто с каракулевым воротником из норки. 4. Впереди не было видно ни одного мало-мальски большого дерева. 5. На поле боя слышались стоны раненых и убитых. 6. В качестве доказательств были доставлены 10 кур в составе петухов.
Задание 3. Чем вызвана двусмысленность высказываний? Можно ли её устранить?
1. Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла, и пан Тыбурций отнес её Васиному отцу. 2. Герасим принёс Муму чашечку молока, поставил её на кровать, но она не умела пить. З. Отец Пети ушёл на фронт, когда ему было три года. 4. Командир приказал солдату почистить его оружие.
Задание 4. Можно ли считать данные высказывания логичными? Почему?
1. У нас есть озеро с островом. На острове растет жасмин. Летом мы купаемся в нём.
2. Стояла тишина. В тихий зимний день вхожу в лес на лыжах. Чистые сугробы лежали под деревьями, над лесными тропинками. Согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.
3. Можно ли дружить с Печориным? Я думаю можно. Если понять Печорина, его душу и сердце узнать, какой на самом деле. В то же время Печорин не каждому доверится, он очерствел, беспощаден и расчётлив.
4. Рассмотрим, как вещи помогают лучше разобраться в помещиках, которых описывает Гоголь. Возьмём Собакевича, когда Чичиков посмотрел на него, он ему показался медведем.
Задание 5. Прочитайте. Можно ли понять, что хотел сказать автор? Почему? Восстановите логику изложения, отредактируйте.
Весной в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. За окраску цветов эти цветы названы в Древней Греции ирисом - "радугой". Поэтому цветы ириса бывают разного цвета. Цветы ириса сине-фиолетовые, как тонкая сеточка, весьма своеобразны, а также и жёлто-коричневые лепестки с жилками.
Задание 6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Вечером, взяв капкан и барсёнка, он отправился к ущелью. Он лежал на спине, а рядом с ним перекушенная веревка. В голове у охотника созрел план поимки хищника. Утром охотник осторожно подобрался к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Глаза охотника на долю секунды встретились с глазами хищника.
Б) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. У нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Она никому не принадлежала. Не помня себя от страха, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте [по Л. Андрееву].
Задание 7. Восстановите логику изложения в тексте, разделите его на абзацы.
- Корни дерева служат ему две службы. Ствол дерева служит ему также две службы. Потому что они кормят, питают дерево едой, которую сосут из земли. Отнимите у дерева его корни и оно умрет. Но они прикрепляют дерево к матери-земле и служат ему опорой против бурь и непогод. Сучья и ветви несут на себе листья, цветы и плоды, и поэтому передают те соки, которые получает через ствол от корней. А также ствол несёт на себе сучья с ветвями, листьями и плодами и в то же время проводят к ним пищу из земли.
- Отношение к правде бывает разным. Правдолюбцы, болезненные, лихорадочные, за правду не пожалеют ни себя, ни других. Они на виселицу готовы пойти ради правды, да и других на ту же виселицу отправить. Правдознатцам не только своя правда нужна, но и чужая. Правдознатцы больше знают о правде, чем правдолюбцы, которым их правда кажется главной, часто последней достойной подвига или инквизиции. К счастью, болезнь правдолюбия чаще не больше, чем насморк, выражается так же невнятно и излечивается так же легко. Правдознатцы хотят о правде дознаться. Знают, что правда горька есть. И знание их – несчастливое.. Высший тип – праведники, которые высказать правду не умеют, да и понять ее не тщатся, они живут правдой. Живут они правдой по инстинкту, по устройству натуры. Правдолюбцам они кажутся трусливыми, правдознатцам – глупыми. И поэтому независимы ни от болезни, ни от знания. А они готовы, может быть, признать и то, и это. Живут, как умеют жить. Боясь иногда пустяков. Но главного не боясь: врага, насилия, смерти (по Д.Самойлову )
[1] Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982;
Львов М.Р. Речевые ошибки, их предупреждение // Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 231 – 238 и др.
[2] Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983; Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-пресс, 1994; Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 1996. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как исправлять ошибки?
Несколько способов исправления ошибок не снижаяуровень мотивации учеников....
Как следует исправлять ошибки в устной речи на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются методы исправления ошибок, допущенных учениками в устной речи на уроках английского языка. Учитель, настроенный позитивно в своих методах испра...
Ищем и исправляем грамматические ошибки. Система упражнений
система упражнений по русскому языку для учащихся 9-11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.Упражнения имеют различные задания по изучению многих вопросов синтаксиа....
Обобщающий урок по алгебре 11класс " На ошибках учимся"
Тема предлагается во время повторения изученного материала по алгебре 11 класс.К данному уроку прилагается презентация....
Исправляем речевые ошибки обучающихся
Стоит увидеть свои ошибки со стороны в смешном виде, как сразу начинаешь переставать их делать. Действуя по этому принципу, на уроках русского языка надо раздавать ребятам карточки с небольшим количес...
Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или или исправлять?"
Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход р...
Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?
Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?Этот вопрос берет корни из нашего детства. Я, как мама, как учитель, часто наблюдаю на разных детских площадках за деть...