Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?
статья

Кузьмина Ирина Кирилловна

 

Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?

Этот вопрос берет корни из нашего детства. Я, как мама, как учитель, часто  наблюдаю на разных  детских площадках за детьми и их маленькими родителями. И это не оговорка. Какими бы большими не выросли тёти и дяди, и даже бабушки и дедушки, мало кого отличает взрослая мудрость по отношению к своему ребенку. Вот пришли на площадку внук лет четырёх и дедушка. Мальчик, не успев залезть на горку, сразу слышит: "Упадёшь. Иди вот лучше на качельку." Или мама с дочкой лет шести. Девочка бежит к тренажёру, установленному рядом. Хочет полазать и повисеть. "Маша, не лезь, сейчас в лужу свалишься."

Что слышат дети от своих родителей? "Упадешь." "Сломаешь." "Как ты держишь? Сейчас уронишь."  Ребёнок не учится верить в себя, что у него может получиться. Пускай даже не с первого раза. Ему заранее объявляют результат.  Отрицательный.  Я не встречала взрослых (надеюсь, что они наверняка есть), которые приводили бы своих детей к самой крутой лестнице и предлагали: "А ну-ка, попробуй! Сразу залезешь или со второго раза?" Ведь всё, что мы слышим в детстве, попадает в наш мозг и моделирует программу поведения на всю жизнь.

И я задаюсь вопросом, почему взрослые думают, что падать - это критично? Зачем одевают малышей в самую красивую одежду, выходя гулять на покрытую лужами площадку? Если бы только эти взрослые могли представить, какое удовольствие для малыша исследовать лужу! Это же целый мир! Но такой малыш после "исследования" сильно не удобен взрослым. И ребёнок слышит вопль мамы или бабушки, какой же он неряха. И наказывают тем, что "сейчас домой пойдём". Что вообще по себе странно. Тюрьма там, что ли?

И вот малыши приходят в школу. В школах нет права на ошибку. С начальной школы мы привыкаем к  ситуации, когда учитель за пару помарок ставит "4" в абсолютно грамотной работе. В средней школе требования только ужесточаются. Не принес домашнее задание - "2". Не так оформил доклад - снижаются оценки. И учителей не волнует вопрос, насколько забывший ученик владеет материалом. Реально ли он заслуживает двойки? Читатель может возразить, как же учителю контролировать выполнение домашних заданий, если не ставить двойки за его отсутствие? Это вопрос весьма интересный и злободневный, по которому напишу отдельную заметку. А в этой статье я обращаюсь к родителям, чьи дети только начинают путь в страну знаний. Не стоит ругать первоклассника за кривые палочки и заставлять переписывать их в сотый раз. Так прилежание не прививается. Сядьте рядом и похвалите за ту одну, что получилась.

Ко мне часто приходят родители и сетуют, как же так, ребёнок допускает ошибки. Вы плохо учите или ребёнок не доучил? Где его надо отругать? Я с удивлением объясняю, что допускать ошибки - это нормально. В грамматике английского языка есть свои "детские болезни", через которые надо пройти. Надо совершить эти ошибки, чтоб до конца понять то или иное правило. И тут встает стена негодования. Как  это, мол, нормально допускать ошибки? Что же здесь нормального? Вот я школу с медалью окончил и ошибок не допускал... Как правило так заявляют родители, которые ничего глобального не добились в жизни. Они просто боялись пробовать. Вдруг не получится? Поэтому мне кажется очень важным научить правильному отношению к ошибкам. Объяснять детям, что это не беда, не провал, а всего лишь маленький шаг к положительному результату. Ведь начиная учиться ходить родитель понимает, что неважно, как много падает ребенок. Он всё равно будет бегать. Так помогите им при освоении школьной программы научиться уверенно идти по жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_my_uchimsya_na_svoih_oshibkah.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?

Этот вопрос берет корни из нашего детства. Я, как мама, как учитель, часто  наблюдаю на разных  детских площадках за детьми и их маленькими родителями. И это не оговорка. Какими бы большими не выросли тёти и дяди, и даже бабушки и дедушки, мало кого отличает взрослая мудрость по отношению к своему ребенку. Вот пришли на площадку внук лет четырёх и дедушка. Мальчик, не успев залезть на горку, сразу слышит: "Упадёшь. Иди вот лучше на качельку." Или мама с дочкой лет шести. Девочка бежит к тренажёру, установленному рядом. Хочет полазать и повисеть. "Маша, не лезь, сейчас в лужу свалишься."

Что слышат дети от своих родителей? "Упадешь." "Сломаешь." "Как ты держишь? Сейчас уронишь."  Ребёнок не учится верить в себя, что у него может получиться. Пускай даже не с первого раза. Ему заранее объявляют результат.  Отрицательный.  Я не встречала взрослых (надеюсь, что они наверняка есть), которые приводили бы своих детей к самой крутой лестнице и предлагали: "А ну-ка, попробуй! Сразу залезешь или со второго раза?" Ведь всё, что мы слышим в детстве, попадает в наш мозг и моделирует программу поведения на всю жизнь.

И я задаюсь вопросом, почему взрослые думают, что падать - это критично? Зачем одевают малышей в самую красивую одежду, выходя гулять на покрытую лужами площадку? Если бы только эти взрослые могли представить, какое удовольствие для малыша исследовать лужу! Это же целый мир! Но такой малыш после "исследования" сильно не удобен взрослым. И ребёнок слышит вопль мамы или бабушки, какой же он неряха. И наказывают тем, что "сейчас домой пойдём". Что вообще по себе странно. Тюрьма там, что ли?

И вот малыши приходят в школу. В школах нет права на ошибку. С начальной школы мы привыкаем к  ситуации, когда учитель за пару помарок ставит "4" в абсолютно грамотной работе. В средней школе требования только ужесточаются. Не принес домашнее задание - "2". Не так оформил доклад - снижаются оценки. И учителей не волнует вопрос, насколько забывший ученик владеет материалом. Реально ли он заслуживает двойки? Читатель может возразить, как же учителю контролировать выполнение домашних заданий, если не ставить двойки за его отсутствие? Это вопрос весьма интересный и злободневный, по которому напишу отдельную заметку. А в этой статье я обращаюсь к родителям, чьи дети только начинают путь в страну знаний. Не стоит ругать первоклассника за кривые палочки и заставлять переписывать их в сотый раз. Так прилежание не прививается. Сядьте рядом и похвалите за ту одну, что получилась.

Ко мне часто приходят родители и сетуют, как же так, ребёнок допускает ошибки. Вы плохо учите или ребёнок не доучил? Где его надо отругать? Я с удивлением объясняю, что допускать ошибки - это нормально. В грамматике английского языка есть свои "детские болезни", через которые надо пройти. Надо совершить эти ошибки, чтоб до конца понять то или иное правило. И тут встает стена негодования. Как  это, мол, нормально допускать ошибки? Что же здесь нормального? Вот я школу с медалью окончил и ошибок не допускал... Как правило так заявляют родители, которые ничего глобального не добились в жизни. Они просто боялись пробовать. Вдруг не получится? Поэтому мне кажется очень важным научить правильному отношению к ошибкам. Объяснять детям, что это не беда, не провал, а всего лишь маленький шаг к положительному результату. Ведь начиная учиться ходить родитель понимает, что неважно, как много падает ребенок. Он всё равно будет бегать. Так помогите им при освоении школьной программы научиться уверенно идти по жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАБЛИЦА - ПАМЯТКА «НАХОДИ СВОИ ОШИБКИ»

Памятка для учащихся при выполнении работы по исправлению ошибок, допушенных в контрольном диктанте, изложении, сочинении.  Тэги: ошибки орфографические, пунктуационные, лог...

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Помогите своему мозгу работать без боев!

ПОМОГИТЕ СВОЕМУ МОЗГУ РАБОТАТЬ БЕЗ СБОЕВ!Да мало ли таких ситуаций, каждый день: ведь количество обязанностей увеличивается день ото дня, а про горы информации вокруг я вообще молчу. Вот мозг и ...

Умеем ли мы признавать свои ошибки

Коррекционно-развивающее занятие по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы...

Памятка для учащихся "Находи свои ошибки".

Памятка поможет ученикам выполнить работу над ошибками....

Игра-поход "Если ты любишь Землю свою..."

Экологическая игра для трех возрастных групп учащихся (маледшего, среднего и старшего возраста) "Если ты любишь Землю свою...". Участникам игры каждой возрастной группы предлагается вып...

Статья «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».

Более 100 лет нназад Д.Дьюи сказал эти слова, но актуальными они стали именно сегодня, при внедрении ФГОС......