Подготовка к сочинению ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему
Подготовка учащихся к сочинению ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu_3.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ – ответственный шаг в жизни каждого моего выпускника. Чтобы успешно сдать экзамен по русскому языку, ученику нужно хорошо подготовиться к нему. А подготовка старшеклассника зависит не только от него самого, но и от старания учителя – словесника, от меня. Сегодня я поделюсь опытом работы по подготовке к заданию 25, написанию сочинения – рассуждения по заданному тексту.
Начинаю с того, что знакомлю учащихся с изменениями, происшедшими в написании самого задания и в критериях оценивания экспертами. Обращаю внимание детей, что при написании сочинения в комментарии нужно привести два
примера – иллюстрации из прочитанного текста. Знакомство с критериями оценивания дает учащимся понятие того, что требуется от них и на что нужно обращать внимание. По – моему, залог успеха выполнения задания 25 – соблюдение всех критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении баллов. При подготовке учащихся к выполнению задания основное внимание уделяю составлению содержания в свете требований, что включает в себя К1 –К4. Добавив к этим критериям вступление и заключение, мы получим план сочинения – рассуждения:
- Вступление,
- Формулировка одной из проблем исходного текста (К1),
- Комментарий к сформулированной проблеме (К2),
- Отражение позиции автора исходного текста (К3),
- Аргументация собственного мнения по проблеме (К4),
- Заключение.
Написанное по такому плану сочинение будет композиционно правильно построено. Для того чтобы учащиеся научились правильно определять проблему текста и подбирать аргументы к ней, провожу на уроках русского языка чтение отрывков из произведений. Дети самостоятельно определяют проблему предложенного текста и пишут аргументы к ней в тетрадях по подготовке к ЕГЭ. Далее они делятся своим мнением, обсуждают правильность подбора примеров. Так к концу года составляется целая таблица проблем и аргументов к ним. Аналогичную работу провожу на уроках русской литературы. При прохождении рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» в 8 классе учащиеся определяют проблемы, поставленные автором в своем тексте. Они выявили следующие:
- Проблема одинокой старости главной героини,
- Проблема сострадания рассказчика к Катерине Ивановне,
- Проблема писательского труда,
- Проблема познания красоты окружающего мира,
- Проблема ценности исторических памятников и т.д.
Участвуют активно все дети, и даже слабые ученики выявляют хотя бы одну проблему.
Такая работа облегчает понимание проблемы при написании сочинения – рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Также обращаю внимание на то, что сочинение должно включать 6 – 7 абзацев: вступление, 4 пункта критериев, заключение. Каждый приведенный аргумент желательно начинать с нового абзаца. Для правильного понимания текста важно научить учащихся различать понятия автор и рассказчик (повествователь). На первое лицо, от имени которого написано произведение, - это все – таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь автор создает художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае нужно довести до учащихся, что не следует ставить знак равенства между автором и героем – рассказчиком.
Особое место занимают в моей практике уроки – практикумы по подготовке к написанию сочинения. Учащиеся работают в группах, текст раздается все детям. Обращаю внимание детей, что в нем представлено несколько проблем. На экзамене нужно написать сочинение по той проблеме, которая учащемуся легко дается и по которой у него есть аргументы. Пример исходного текста:
Сострадание – активный помощник.
Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия и самим равнодушным?
С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным. И беспокойнее. Но их совесть чиста. У них, как правило, вырастают хорошие дети. Их, как правило, уважают окружающие. Но даже если это правило нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
Бесчувственным кажется, что им хорошо. Они – де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. Слепым страхом. Одиночеством. Запоздалым равнодушием.
Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием. К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой человечности.
(По С.Львову)
Все вместе определяем, какие проблемы автор поднимает в исходном тексте:
- Как воспитать в человеке умение сострадать,
- Обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на жизнь?
- Проблема активного сострадания.
Обращаю внимание учащихся на то, что при определении проблемы текста можно обратиться к заданиям – подсказкам 20 и 24. Нужно проследить за текстом, выявить, какое слово проходит цепочкой по предложенному отрывку. Это поможет также при определении проблемы предложенного текста. В данном тексте это слова «сочувствие» и «сострадание». У некоторых текстов ключ к проблеме содержится в последнем абзаце. И в данном эпизоде это и наблюдается: «Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие…».
Работая в группах, ребята выделяют позицию автора по своей проблеме:
1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.
2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.
3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.
Аргументы подбираются учащимися из произведений, приводятся примеры из жизни известных людей:
- Пример Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого « Война и мир», когда она без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
- Самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева «Памяти Ю.Вревской».
- Пример из жизни замечательного писателя А.П.Чехова. Его помощь крестьянам бесплатными лекарствами и лечением.
Дома учащиеся пишут сочинения по заданному тексту.
Но при всем этом мы должны помнить, что основным условием подготовки к выполнению задания 25 – учить читать, учить читать так, чтобы для ученика стала понятной мысль текста и чтобы он умел читать между строк, «а ведь и не всякое слово в строку пишется» - вспомним эти слова из «Бориса Годунова».
Также я предлагаю учащимся образец сочинения, написанного по всем критериям. Он поможет им при составлении структуры и композиции их сочинений по исходному тексту. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каждый ученик, даже самый слабый, должен написать сочинение, так как оценивается работа даже объемом 70 слов, в которой правильно выявлена проблема.
Особым интересом пользуются у ребят написание текстов – рассуждений по предложенным темам, при этом подбирают аргументы для их обоснования.
Например:
- Дружба – одна из важнейших ценностей в жизни человека.
- Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести.
- Книга всегда была и останется источником познания мира и т.д.
Итак, основными этапами моей работы по подготовке учащихся к написанию сочинения являются:
- Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
- Поэтапный разбор каждого критерия;
- Работа над композицией сочинения;
- Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
Используя такую методику работы по подготовке к сочинению, я решила многие проблемы при выполнении этого задания. И не следует забывать, что у нас, учителей, есть реальная возможность подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Подготовка к ГИА 2013 по русскому языку Сочинение-рассуждение
Материалы из презентации. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (ГИА – 2013) Андрей Георгиевич Нарушевич, ведущий сотрудник издательства «Легион»; автор пособий по русско...
Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку(ЕГЭ)
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ...
подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ
Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...
«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»
В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С. Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав пре...
« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)
Открытый урок в 9 классе проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина....
Подготовка к ГИА-9 по русскому языку. Сочинение.
Опорный конспект для подготовки к ГИА-9 Сочинение 15.3....