Дефис в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Дефис в наречиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defis_v_narechiyah.pptx | 613.2 КБ |
defis_v_narechiyah.docx | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объяснить правописание суффикса на конце наречий. Накормить досыт …, посмотреть искос …, расположить справ…, снов… начать, изредк … прикасаться. Вырастить занов …, возвращаться затемн …, вытереть насух …, запереть наглух …, взглянуть искос …
Какой-то, что-то, где-то
Рассказать о дефисном правописании наречий. Найдите строчку, где : -все слова написаны через дефис: а) (по) осеннему лесу, белым(бело), (по)волчьи; б) (во)первых, чуть-чуть,(по) французски ; в)(по)новому паркету, точь (в) точь ,(видимо)невидимо.
Тема урока: Дефисное написание наречий Каковы условия выбора дефисного написания наречий. Цель урока:
Записать слова под диктовку. Выделить орфограммы. Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь.
Выполните задание в паре. Распределите слова в 2 столбика : 1-дефисное написание наречий 2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во – первых.
По – прежнему, по – доброму, по – русски , в – третьих, во – вторых.
Дефис употребляется в наречиях при наличии суффиксов(- ому-ему -,- и-,- их-,ых -) а также приставок(-по-, -в-, -во-). От лексического значения: а) по- прежнему б)по-доброму в)по-русски г)в-третьих д )во-первых
№1. ( По) весеннему прозрачный лес звенел голосами птиц. Ветки берёз уже окутались зелёной дымкой. Это лопнули и начали распускаться почки. Постукивал дятел, шумел незаметный ветер. ( Ю. Томин) Найдите в тексте слово , правописание которого зависит от наличия /отсутствия суффикса –Ему- и пристаки –по-. по- весеннему ВОПРОС ТЕОРИЯ ОТВЕТ
1) (по) осеннему лесу, белым(бело), (по)волчьи; 2) (во)первых, чуть-чуть,(в)верх; 3) (по)новому , (где) нибудь ,(видимо)невидимо; 4) (до)суха,(кое)где,(в)третьих. + - - - В каком ряду все слова пишутся через дефис? (1) (2) (3) (4)
(на)право,(по)весеннему,(кое)как; (в) дали,(в) переди ,(по) дружески; (в)серьёз, (в)слух,(на)перерез; (за)границу,(в)скользь,(по)прежнему. + - - - В каком ряду все слова пишутся слитно? (1) (2) (3) (4)
Мелитон поплёлся к реке и слушал,как (по) зади него замирали звуки свирели.( А. Чехов) Я вернусь, когда раскинет ветви (по)весеннему наш белый сад.(С. Есенин) Давным (давно) задумал я взглянуть на дальние поля.(М. Лермонтов) Где(то) постукивал дятел,в вершинах елей…шумел ветер.(Ю. Томин) - - + - 1. Укажите предложение, в котором написание наречия соответствует правилу: «Дефис употребляется в наречиях, которые образованы повторением основ,однокоренных слов…»
( В) низу горы рос кустарник. (Из)дали видны красные ягоды калины. Он говорил (по) русски так же хорошо, как и брат. Мы (в) пятером отправились на прогулку. - - + - 1. Укажите предложение, в котором написание наречие соответствует правилу: «Дефис употребляется в наречиях, которые образованы по морфемным моделям»
№ Критерии Отлично Хорошо Я могу лучше 1 Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока. 2 Я высказывал свои предположения по данной проблеме. 3 Я участвовал в поиске информации по теме. 4 Я помогал делать выводы и заключения. 5 Я помогал своей группе в выборе правильных решений. 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников. 7 У меня не возникло трудностей с составлением схемы правила и алгоритма работы. 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям. 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе. ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (дополнительный) в 7 Г классе презентац. 668
Предмет: русский язык.
Класс: 7 Г
Учитель: Кривилева С.Н.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».
Цель: формирование умений определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях.
Задачи:
1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме.
3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Формируемые УУД.
Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты ; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации.
Ресурсы основные и дополнительные: учебник, раздаточный материал, презентация для учащихся.
Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Целеполагание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УДД |
1.Организационнй момент. Мотивация учебной деятельности. | 1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учителя. Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. - Дорогие ребята, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов. Садитесь, пожалуйста. В тетрадях запишем число и классная работа. | Приветствие | УДД: личностные, коммуникативные. Создать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха; мотивировать. |
2. Актуализация знаний. -Повторение, обобщение изученного. Первичная проверка знаний. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации. | - Ребята, начнём сегодняшний урок с выполнения задания. Выпишите из текста наречия. (Текст читает учитель) - Наш язык и скромен и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомните наречие «светло» – И увидишь: солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер поглядит в окно, Если скажешь «ароматно» ты. Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво», Пред тобою – сразу вся Россия! Иногда бывает вам желательно Действие иль признак пояснить. Это значит: нужно обязательно Вам наречие на помощь пригласить. - Выделите морфемы в словах. Укажите способ образования данных наречий. Работу проверьте в паре. Разминка. - Продолжим работу. Выполните тест на повторение материала о наречии. Чтобы принять правильное решение, используйте свои знания и опыт анализа наречий. (Тест дан на листочках) 1.Наречие - часть речи, которая: 1.Изменяется по числам? 2. В предложении является обстоятельством? 2. Наречия присоединяются:
3. Наречие в предложении чаще всего бывает: 1. Обстоятельством? 2. Определением? 4. Наречием является слово:
5. Наречие может отвечать на вопрос:
- Проверьте работу в парах. Вспомните, пожалуйста, на какие смысловые группы делятся наречия? Оцените свою работу на этом этапе урока. - Следующее задание - записать словосочетания. Объяснить правописание суффикса на конце наречий. Работу выполняем в группах. (СЛАЙД 2 )
Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться. Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос… - Сделайте вывод о правописании наречий на –О, Е. (Выступление групп) - Оцените свою работу на этом этапе урока. Задание - Ребята, внимание на доску. Посмотрите на данные слова. Какой-то, что-то, где-то (СЛАЙД 3) - Что у них общего? К каким частям речи вы их отнесете? Можете ли вы объяснить дефисное написание данных слов? Обсудите эти вопросы в паре. - Какие еще написания наречий через дефис вы встречали? (СЛАЙД 4) Формулировка темы урока -Сформулируйте тему нашего урока. О чём пойдёт речь на уроке? (Дефисное написание наречий) - Запишем тему урока в тетрадь. (СЛАЙД 1) - Предположите, какие вопросы нужно будет рассмотреть? (1. Каковы условия выбора дефисного написания наречий? 2. Как графически обозначаются условия выбора данной орфограммы?) - Ребята, как вы думаете, чему же мы будем сегодня учиться? Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке. Что предстоит нам выяснить? (Каковы условия выбора дефисного написания наречий.) (СЛАЙД 5) Словарно-объяснительная работа. - Записать слова под диктовку. Выделить орфограммы. Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь. - Проверьте задание в группах. Оцените свою работу на этом этапе урока. (СЛАЙД 6) Выборочно-распределительная работа - Выполните задание в паре. Распределите слова в 2 столбика: (СЛАЙД 7) 1-дефисное написание наречий 2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во – первых. (Проверка работ.) Работа с текстом - Ребята, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Вам предложен текст, в котором нарушена логическая связь. Исправьте ошибки. Найдите наречия, подчеркните их. Определите смысловую группу, к которой относится то или иное наречие. Ответьте на вопросы к тексту. (Текст на столах) 1)Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени. Все любили старого короля за ум и редкую доброту. Всем хотелось научиться у него заботам о людях… 2)Далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море. 3)Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, и, что если мы будем жестоки, нам самим изменит наше счастье. 1. За что в королевстве любили короля? 2. В чём, по его мнению, настоящее счастье? 3. Кому может изменить счастье? (Выступление групп) | Обдумывают ответы на вопросы. Исправляют логические ошибки в тексте, находят наречия и определяют, к какой смысловой группе они относятся. Работают в парах, группах. Выполняют тестовую работу в парах. Работают в парах. Работают в группах. Работа в парах. Формулируют тему урока. Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока. Выполняют работу в группах. Выполняют работу в парах. Первоначальный вариант текста Далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море. Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени. Все любили старого короля за ум и редкую доброту. Всем хотелось научиться у него заботам о людях… Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, и, что если мы будем жестоки, нам самим изменит наше счастье. (отрывок из сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля») | УДД: познавательные, коммуникативные. Осознавать познавательную задачу, решать её. |
3.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 5. Включение в систему знаний. Повторение и закрепление изученного материала. 6.Рефлексия деятельности (итог урока). | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Новый материал. Работа со словами. (СЛАЙД 8) По – прежнему, по – доброму, по – русски, в – третьих, во – вторых - Путём исследования необходимо прийти к выводу, какие наречия пишутся через дефис. Выполним задание в паре. (СЛАЙД 9) - Выполним задание в паре. (СЛАЙД 10) Работа с текстом в группах. - Прочитайте текст. - Какова тема текста? - Выпишите наречия. Выделите графически орфограммы в словах - Произведите синтаксический разбор предложения: Вскоре весь город говорил о нём. (Задание на листах) Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения. – По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка. - А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид. Никак не могли прийти к единому решению. А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться. В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому. – Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь. – Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду. Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег. – Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел? – Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято. Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались. Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело. Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному. В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица. По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его. – Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания. Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично. А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь ещё может быть нужна его помощь. (Выступление групп у доски). - У кого правильный ответ? Оцените свою работу на этом этапе урока. - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? - Итак, в заключение выполним самостоятельно тестовую работу. (СЛАЙДЫ 11,12,13,14) - Сколько нового мы с вами сегодня открыли. Ребята, а где можно применить новые знания? (на уроках, в жизни) - Ребята, заканчивается наш урок. Пора подвести итоги. Я предлагаю вам написать синквейн по теме урока. (Выступление учащихся) - Ребята, как вы оцените личную деятельность и деятельность своей группы в ходе урока? - Какие оценки поставите себе и своим товарищам? - Каких целей вы достигли? Заполните лист самооценки, предварительно его подписав. (СЛАЙД 15) - Всем хорошего дня. До свидания. | Фронтальная, индивидуальная работа. Изучают новый материал, отвечают на вопросы, выполняют упражнения. Исследование материала. Письменная работа с объяснением. Письменная работа с объяснением. Самопроверка Выступление групп. Отвечают на вопросы. Выполняют тестовую работу. Пишут синквейн. Работают на листах самооценки. | УДД: личностные,коммуникативные, регулятивные. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать, имеющиеся; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям. УДД: познавательные, регулятивные. Научить опираться на известное, развить умения применять приобретённые знания, научить способам взаимодействия, сотрудничества, самостоятельной работе. УДД: личностные,коммуникативные, регулятивные. Уметь последовательно выполнять действия, оценивать достигнутые результаты ; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. |
1.Наречие - часть речи, которая:
1.Изменяется по числам?
2. В предложении является обстоятельством?
2. Наречия присоединяются:
1. К глаголу?
2. К местоимению?
3. Наречие в предложении чаще всего бывает:
1. Обстоятельством?
2. Определением?
4. Наречием является слово:
1. Вчера?
2. Недоумевая?
5. Наречие может отвечать на вопрос:
1. Который?
2. Когда?
Накормить досыт…, посмотреть искос…, расположить справ…, снов… начать, изредк… прикасаться.
Вырастить занов…, возвращаться затемн…, вытереть насух…, запереть наглух…, взглянуть искос…
Выполните задание в паре. Распределите слова в 2 столбика:
1-дефисное написание наречий
2-дефисное написание неопределенных местоимений и прилагательных
Темно-зеленые кусты; раздался откуда-то; кое-где; светло-голубое небо; кто-то; ярко-желтая рожь; кто-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; ползти по-пластунски; во – первых.
Вам предложен текст, в котором нарушена логическая связь. Исправьте ошибки. Найдите наречия, подчеркните их. Определите смысловую группу, к которой относится то или иное наречие. Ответьте на вопросы к тексту.
1)Поэтому, когда наступала весна, король устраивал пышный народный праздник, к которому все готовились ещё с осени. Все любили старого короля за ум и редкую доброту. Всем хотелось научиться у него заботам о людях…
2)Далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулось королевство, погружённое чуть не круглый год в холодные сумерки и туманы. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море.
3)Он говорил, что настоящее счастье только и есть в милосердии, и, что если мы будем жестоки, нам самим изменит наше счастье.
1. За что в королевстве любили короля?
2. В чём, по его мнению, настоящее счастье?
3. Кому может изменить счастье?
Работа с текстом в группах.
- Прочитайте текст.
- Какова тема текста?
- Выпишите наречия. Выделите графически орфограммы в словах
- Произведите синтаксический разбор предложения: Вскоре весь город говорил о нём.
Когда_то давным_давно в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.
– По_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.
- А, по_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.
Никак не могли прийти к единому решению.
А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.
В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться по_пустому.
– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.
– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.
Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.
– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?
– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.
Они по_братски обнялись, по_дружески попрощались.
Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело.
Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, кое где ещё встречались люди, которые не хотели жить по новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать по иному.
В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.
По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу по прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.
– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.
Так кончилась эпидемия. На улицах стало по весеннему празднично.
А Лесоруб пошел дальше. Во первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. Во вторых, где нибудь
ещё может быть нужна его помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дефис в наречиях
Урок по теме "Дефис в наречиях" был проведен в форме расшифровки донесения...
Дефис в наречиях. Презентация к року русского языка в 7 классе
Презентация по теме: "Дефис в наречиях" к уроку русского языка в 7 классе...
Урок по теме "Дефис в наречиях"
Изучение написания дефиса в наречиях...
дефис в наречиях
дефисное написание наречий. урок с применением презентации...
Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"
Тема "Дефис в наречиях" Тип урока: комбинированный Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...
урок русского языка в 6 классе по теме "Дефис в наречиях"
Урок разработан для участия в областном заочном конкурсе "Современный урок -2014"...
Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".
Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....